Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Как проводить минуты отдыха на уроке в 1 классе (из опыта работы)

20.02.2012 698 4048
Пасечникова Людмила Юрьевна
Пасечникова Людмила Юрьевна, учитель начальных классов

Лицей № 92 МОУ, г. Омск

В этой статье я поделюсь опытом проведения минут отдыха на уроках в 1 классах, разнообразных по содержанию, способствующих повышению интенсификации уроков, активному и прочному восприятию детьми учебного материала. Урок является основной формой обучения и воспитания детей. Содержание и организация уроков должны соответствовать психофизическим особенностям 1 класса. Произвольное внимание первоклассников неустойчиво и характеризуется большой отвлекаемостью. Для этого необходимо, чтобы каждое задание, каждый вопрос и задачи заставляли детей преодолевать трудности, приучали их направлять и сосредотачивать внимание и мысли на изучаемом, производить умственные усилия. По мере роста и развития детей необходимо постепенно усложнять содержание уроков, вводя моменты, требующие более длительного напряжения волевых усилий.


Организуя и проводя урок, учитель последовательно развёртывает перед  детьми преподносимый материал, направляя их внимание и мысли на лучшее наблюдение и изучение. Он ставит перед детьми всё новые вопросы-задачи, вызывая их к указанию признаков изучаемого, расширяя круг их непосредственных наблюдений. Свои вопросы учитель обращает ко всему классу, вызывая не только тех, кто желает отвечать, но и тех, кто не расположен работать.


При проведении уроков письма следует учитывать, что маленькие дети не могут длительное время находиться в одном положении и заниматься весь урок письмом. На уроках письма первоклассники анализируют слова и предложения, которые они или писали, или им предстоит написать; под руководством учителя придумывают слова и предложения по определённому заданию. Это не только предупреждает утомляемость, но имеет большое значение для выработки навыков грамотного письма.


Несмотря на доступное содержание уроков, применение разнообразных приёмов, обеспечивающих внимание и работоспособность, первоклассники, в конце учебного дня, проявляют явные признаки усталости: они начинают позёвывать, вертеться, смотреть на многое отсутствующими глазами. Учитель должен научиться держать в поле своего зрения всех детей, чтобы уловить и степень понимания ими объясняемого и реакцию на его слова, и утомляемость учеников.

Заметив, что дети устали, учитель даёт им одну две минуты отдыха, наполняя их освежающим и оживляющим внимание содержанием. Хорошо, когда учитель владеет весёлыми шутками, вопросами-загадками. Он может в нужный момент ввести в урок как разрядку, переключающую внимание детей, дать минуту отдыха, смеха.


На уроках чтения с целью привлечения внимания детей и активизации их деятельности можно применить разнообразные приёмы. Сюда относятся упражнения в отчётливом чтении небольших статей, четверостиший, пословиц, поговорок, когда требуется энергичная работа речевого аппарата. Чтение поговорок, скороговорок можно проводить под счёт (такт) с замедлением и ускорением темпа, с усилением и ослаблением голоса. Такие упражнения обычно проходят весело, живо, что способствует созданию в классе атмосферы бодрости и хорошего настроения. Хоровое чтение – прекрасный отдых, оживляющий утомлённое внимание детей. Инсценирование басен, стихотворений, чтений диалогов являются также хорошей разрядкой на уроке. «Минуты тишины» тоже являются одним из видов отдыха на уроке и как упражнение в умении сдерживать свои порывы к разговору, смеху, быть спокойным в течение урока.


Первоклассники по своей природе эмоциональны, подвижны, непоседливы. Поэтому очень важно воспитывать у них умение сдерживать свои желания и чувства, если они противоречат интересам окружающих. Не следует торопить детей в установлении полной тишины: умение быстро «собрать себя» требует и времени, и упражнений. В начале, усаживаясь, дети производят много шума, но после нескольких упражнений достаточно сказать : «Давайте послушаем тишину!» как они буквально в одну секунду «замирают». Можно предположить детям сесть и тихо посидеть в течение одной минуты. Полезно предложить детям прислушаться к звукам, какие они услышат.


«Минуты тишины» являются не только физическим отдыхом для нервной системы, но и хорошей гимнастикой задерживающих волевых центров. Во время «минут тишины» можно проводить упражнения в координации движения детей. Учитель шёпотом произносит имя то одного, то другого ученика. Услышав своё имя, ученик должен тихо встать со своего места и, стараясь не задеть своего соседа, бесшумно подойти к учителю, затем так же бесшумно отправиться на всё место. Вызванный ребёнок старается, чтобы он был менее слышен. Он тщательно координирует  и упорядочивает все свои движения. Весь класс, затаив дыхание, следит за каждом шагом и движением вызванного. Учителя должны не жалеть времени на «минуты отдыха» на уроке! Они являются повышением интенсификации учебно-воспитательного процесса, интеллектуальным и нравственным развитием детей.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*