Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Деловые игры на уроках экономики по специальности 080114 экономка и бухгалтерский учет (по отраслям)

15.02.2012 2119 7326
Казанцева С.Н., преподаватель экономических дисциплин

Ленинск-Кузнецкий горнотехнический колледж

Наш колледж осуществляет подготовку студентов по экономической специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям». Первоочередной задачей преподавателей спецдисциплин, работающих в системе СПО, является получение на выходе качественного специалиста среднего звена, который бы удовлетворял требованиям работодателей на местном или региональном рынке труда.


Профессиональное становление личности в образовательном процессе СПО мы рассматриваем как становление личностных качеств будущих специалистов в единстве с усвоением профессиональных знаний, умений, навыков. Согласно требованиям новых ФГОС в целях реализации компетентностного подхода и для формирования общих и профессиональных компетенций студента в образовательном процессе необходимо использовать активные и интерактивные формы проведения занятий: компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разборку конкретных ситуаций.  Деловая игра является одной  из интерактивных форм образовательных технологий, способствующих формированию компетентного специалиста.


Экономика организации  – прикладная наука, которая вооружает студента  такими знаниями, чтоб он смог занять достойное место в профессии и  обществе. Поэтому на сегодняшний момент трудно переоценить роль экономических знаний. Что бы максимально приблизить учебный процесс к реальной производственной обстановке, я, как преподаватель выбираю вид практических занятий – деловую игру.


Деловые игры создавались для оказания помощи руководителям в принятии наиболее рациональных решений на производстве. В игре имитируется рабочая обстановка, приближенная к действительности, при этом ставится проблемная ситуация. В ходе игры среди участников распределяются роли. Различие ролевых целей и наличие общей задачи игрового коллектива помогает создавать атмосферу реальных отношений между коллегами и ту обстановку, в которой предстоит принимать решения настоящим работникам. На данном этапе деловые игры получили очень широкое распространение, так как являются педагогическим средством и активной формой обучения, которая интенсифицирует учебную деятельность, моделируя управленческие, экономические, психологические, педагогические ситуации и даёт возможность их анализировать и вырабатывать оптимальные действия в дальнейшем. При проведении деловых игр происходит приближение обучения к реальной действительности, требуя от студентов  взаимодействия, творчества и инициативы.


Деловые игры направлены на:

- вовлечение учащихся в удивительный мир экономики;

- раскрепощение учащихся, создание условий для возможности проявить себя каждому ребёнку;

- целенаправленное развитие мыслительной способности учащихся;

- развитие интереса к учебной деятельности;

- развитие таких качеств как самостоятельность, творчество, коммуникабельность, ответственность, инициативность и активность.


При организации деловой игры на уроках экономики необходимо придерживаться следующих положений:

- правила игры должны быть простыми и хорошо отработанными;

- формулировка заданий в игре предельно доступна пониманию учащихся;

- действует принцип «играют все»;

- учёт результатов игры должен быть открытым;

- игра заканчивается на уроке с обязательным получением результатов.


Предлагаю вашему вниманию подробную технологическую карту занятия в форме деловой игры.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)» специальность 080114


План занятия по теме «Сравнительная оценка эффективности работы предприятий»

Вид занятия: урок-обобщение

Форма проведения занятия: деловая игра (с элементами производственного совещания)

Цели занятия:

- систематизировать знания, полученные студентами при изучении дисциплины;

- научить использовать информацию из форм бухгалтерской отчетности при проведении экономической оценки;

- развивать практические умения и навыки работы с документацией и выполнения расчетов;

- воспитывать умение работы в команде.

Междисциплинарные связи: Бухгалтерский учет, АФХД.

Оборудование:

- макеты форм бухгалтерской отчетности за 2010 год (5 шахт рудника);

- калькуляторы;

- экран показателей на доске.

Технология: коллективный способ обучения.


ХОД ЗАНЯТИЯ


1. Организационный момент: сообщение темы и цели занятия, организация игры, предлагаемое распределение на группы и распределение ролевых обязанностей.(10 минут)

Представление руководителей совещания (студенты) и ответственного секретаря (преподаватель)

2. Реализация игры

2.1 Группам ставится задача: предложить по подготовленным блокам виды относительных экономических показателей, которые могут быть использованы при характеристике деятельности предприятий без учета фактора добычи с обязательным указанием формул расчета на доске.(20 мин)

2.2 Расчет необходимых показателей, отражение их в расчетных листах и фиксирование в общей таблице на доске (20 минут)

2.3 Комментарий первого руководителя совещания по оптимальному значению каждого показателя.(10 минут)

2.4 Выводы и предложения второго руководителя совещания по необходимым мерам улучшения экономических показателей и одновременно о профессиональном уровне работы групп. (10 минут)

2.5 Дополнения и предложения представителей групп (5 минут)

3. Подведение итогов совещания ответственным секретарем (преподавателем) (10 минут)

4. Домашнее задание (5 минут)

 

Приложение 1

ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ДЛЯ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ

Наименование

показателя

ОАО «Шахта Заречная»

ОАО «Шахта Егозовская»

ОАО «Шахта им. 7 Ноября»

ОАО «Шахта Октябрьская»

ОАО «Шахта Комсомолец»

1. Коэффициент износа  основных фондов

 

 

 

 

 

2. Фондоотдача, р/р

 

 

 

 

 

3. Фондорентабельность,%

 

 

 

 

 

4. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, оборотов

 

 

 

 

 

5. Продолжительность оборота, дней

 

 

 

 

 

6. Рентабельность персонала, руб/чел.

 

 

 

 

 

7.Выработка на 1 работника, тыс.руб/чел.

 

 

 

 

 

8.Рентабельность продукции, %

 

 

 

 

 

9. Затраты на рубль выручки, р/р

 

 

 

 

 

10.Рентабельность продажи, %

 

 

 

 

 

11. Рентабельность капитала, %

 

 

 

 

 


Приложение 2

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛИСТ КОМАНДЫ

Наименование показателей

Значение показателя

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

6.

 

7.

 

8.

 

9.

 

10

 

11

 

 

Приложение 3

СПРАВОЧНИК ЧИСЛЕННОСТИ

Наименование предприятия

Численность работников

по основной деятельности

ОАО «Шахта Заречная»

1909

ОАО «Шахта Егозовская»

856

ОАО «Шахта им.7 ноября»

1231

ОАО «Шахта Октябрьская»

1275

ОАО «Шахта Комсомолец»

1402

 

Приложение 4

Справочник формул

1.ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА                    

Техническое состояние основных средств можно охарактеризовать при помощи

1. Коэффициента износа

              Киз = А: Пс                   

Показатели эффективности использования основных средств

2. Фондоотдача: Фо = В : ОФср.год, руб./руб.

3. Фондорентабельность - доходность использования основных фондов

       Френт=БП: ОФ ср.год*100,  %

Где БП-бухгалтерская прибыль

       В– выручка от  реализации продукции

    ОФср.год – среднегодовая стоимость

2. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА

1. Коэффициент оборачиваемости – характеризует количество оборотов совершаемых оборотными средствами за определённый период времени.

          Ко =  ВР / Ос, оборотов

 Где,  ВР - выручка от реализации продукции

           Ос – средние  остатки оборотных средств

2. Продолжительность оборота оборотных средств

         То =  Тд / Ко, дни

Где,  Тд – число дней в периоде

          Ко – коэффициент оборачиваемости

 

3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА

1. Рентабельность персонала показывает эффективность использования персонала организации.


Rперсонала = ЧП/Ч, тыс.руб/чел.,


где : Ч- среднесписочная численность работников, чел;

2. Выработка на 1 работника

               Вр= В/Ч ,   где В- выручка от продажи , Ч – численность работников

4. ЗАТРАТЫ НА ПРОИЗВОДСТВО

1. Рентабельность продукции показывает доходность затрат на производство и реализацию продукции.

Rпродукции = ПП/Сполн*100%,%  , где ПП- прибыль от продажи, Сполн.- полная себестоимость с учетом коммерческих и управленческих расходов.    

2. Затраты на рубль выручки

З = Спол/В, руб./руб. где Сполн.- полная себестоимость с учетом коммерческих и управленческих расходов, В-выручка

5. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ

1 Рентабельность продажи показывает доходность всей коммерческой деятельности предприятия.

Rпродажи = ПП/В*100%, где В –выручка от продажи.

2 Рентабельность капитала показывает доходность инвестиций вложенных в предприятие.

                                         

где:  - среднегодовая стоимость капитала (инвестиционного, собственного, заемного и т.д.) (стр 300)


В результате проведения занятия студенты наглядно смогли оценить результаты своей практической деятельности, получили необходимые навыки работы с формами бухгалтерской отчетности, сохранения взаимоуважения при работе в команде.


Цели занятия достигнуты




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*