Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаЦели: Создать условия для знакомства с новым произведением (мансийским сказом), развитие умений анализировать произведение, раскрыть понятие сказа как эстетического жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой; совершенствовать читательские умения, воспитывать интерес и уважение к творчеству и культуре коренных жителей Ямала.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
- Уща улаты, нявремат!
- Здравствуйте, дети! Я поздоровалась с вами на языке народа ханты.
2. Вступительная беседа. Актуализация опорных знаний.
- Какими природными богатствами богата Ямальская земля?
- А какие коренные народы населяют ЯНАО? (ханты, манси, ненцы, селькупы)
- Давайте вспомним, что мы знаем об этих народах.
Ханты – второй по численности народ на Ямале.
- Что же означает слово хант? – означает «речной человек», т.к. их первые поселения располагались на р.Конда и занимались они рыболовством.
- Где живут селькупы? («лесные или таёжные люди», их основной род занятий – охота, а первоначальное место жительства – лес)
- А что вы помните о народе манси? (человек)
- Ненец – «мужчина». Это два очень близких народа, занимающиеся оленеводством.
- Много общего у всех северных народов, как вы думаете что их объединяет? (ответы детей)
- Так какие традиционные занятия коренных народов? (занимаются рыболовством, оленеводством, охотой, собирают ягоды и грибы)
- Посмотрите, как оказывается, тесно связана жизнь коренных народов с природой. К животным и растениям местные жители относятся как к сознательным, способным понимать человека существам.
3. Проверка домашнего задания.
- Над каким разделом мы начали работу на прошлом уроке? (Сказки и легенды)
- Мы с вами уже познакомились в новом разделе с одной сказкой. Вспомните, как она называется? («Агрыч»)
- Назовите главных героев сказки.
- Какие отношения были между русскими людьми в поселении и коренными жителями манси? Как они готовились к встрече с русскими?
- Расскажите, как к Григорию попала Агрыч (выборочный пересказ).
- Какие отношения у него сложились с девочкой?
- Что вы можете сказать о Григории? (характеристика героя)
- Как вы думаете, почему она превратилась в кукушку?
- Вернётся ли Агрыч к лесному царю? Почему вы так думаете?
4. Работа над новым материалом. Формулирование задач урока.
- Сегодня, мы с вами продолжим путешествие по нашей замечательной книге «Край ямальский» и продолжим знакомство со сказками и легендами северных народов.
- Какие задачи мы перед собой поставим на уроке?
(Варианты ответов: Познакомиться с содержанием нового произведения. Учиться выразительно и правильно его читать. Определить основную мысль произведения и т.д.)
- Да, каких только нет птиц и зверей в тундре и тайге! Поэтому на Севере особенно много сказок о животных. Ну, конечно, в сказках это уже совсем не те лисы и медведи, на которых охотятся. В сказках они становятся особыми, похожими на людей существами. Они, как люди, живут в чумах, ездят верхом на оленях по тайге, переправляются через реки на лодках. Чего только не случается в сказках! Интересно узнать, с какой сказкой мы сегодня познакомимся?
5. Работа над новым литературным произведением.
а) – Просмотр видеофрагмента о тайге.
- Попробуйте догадаться, где будут происходить события произведения и о чем оно будет.
Предположения детей после просмотра.
- Проверим наши предположения. Послушаем дополнительную информацию Саши (рассказ ученицы о рябчике – она не называет название птицы)
- Кто еще догадался о теме произведения?
- Откройте учебник с.102 и прочитайте название.
- Так о ком будем читать? Попробуйте предположить содержание сказа. (антиципация)
- Кто автор произведения? Что вы запомнили об этой писательнице?
(Книги Маргариты Анисимовой отражают множество легенд и мифов, рассказывающих о жизни, быте ханты и манси, их представлениях об окружающем мире, о рыбаках и охотниках, их преданиях и песнях, открывающих тайны происхождения луны, рек, озер и болот. Кульминацией многолетнего труда Маргариты Кузьминичны можно считать выход в свет книги «Сказы» к юбилею автора в 2003 году.)
- К какому жанру относится произведение?
- Как вы думаете, что такое сказ? Где уже раньше мы встречались со сказами? (При изучении творчества П.Бажова)
- Наша задача еще одна – определить, чем сказ отличается от … ? на что похоже слово сказ? (от сказки)
б) Целеполагание перед первичным чтением.
- Если встретите незнакомые по значению слова –поставьте около этих слов знак галочку, мы потом к ним вернёмся для выяснения их значения.
- Обратите внимание, как автор описывает место происходящих событий – пейзаж – отметьте этот отрывок при чтении.
Физкультминутка
У оленя дом большой (руки подняты над головой,
имитируя крышу)
Он глядит в своё окно (правая рука согнута в локте и поднята над головой,
левая под головой)
Зайка по лесу бежит (бег на месте)
В дверь к нему стучит: «Тук-тук, дверь открой, (дети имитируют стук в дверь
поочередно левой и правой рукой)
Там в лесу охотник злой!» ( поочередно делают указательный жест назад над
плечом)
«Зайка, зайка, забегай, лапку подавай!» ( руки поочередно протягиваются
вперёд, делая призывающий жест ладонью, на последнюю строчку на вытянутых руках
делается хлопок)
Дети повторяют всё 3 раза, с каждым разом ускоряя темп.
в) Самостоятельное чтение с пометками.
Беседа после первичного восприятия текста.
- Понравился вам сказ?
- Какие моменты были волнующими?
- Интересными?
- Познавательными?
г) Словарная работа.
- Какие слова вызвали у вас вопросы? (ответы детей друг другу по возможности)
- Как вы понимаете выражение боровая птица? Что такое бор?
- Кто такой косач? (тетерев)
- Кто может объяснить значение слова сангола? (автор пишет: «Услышал он грустные звуки родной санголы») – это музыкальный народный инструмент.
д) Проверка понимания прочитанного.
- Что мы узнаём о рябчике в начале повествования? (1-е предложение)
- Прочитайте описание тайги. На что обращает внимание автор?
- Кто является главным героем сказа? Что мы узнали о мальчике? Был ли он раньше в тайге?
- Почему с мальчиком приключилась беда? О каких чертах характера Фили это говорит?
- К кому он обращался за помощью?
- Как повел себя рябчик, услышав просьбу мальчика? (Выборочное чтение)
- Что удивило отца и почему он не поверил, что рябчик не помог мальчику?
- Как поступил отец, чтобы выяснить правду?
- Прочитайте слова рябчика и оцените его поступок (выборочное чтение). Прав ли он?
- Чем заканчивается сказ?
- Жалко ли вам рябчика?
- Какая основная мысль произведения? Что хотел донести автор этим сказом до читателя?
5. Сравнение сказа и сказки.
- Попробуем ответить на вопрос: «Чем сказ отличается от сказки?».
- Назовите волшебных героев сказа П.Бажова. (Мурёнка, Серебряное Копытце)
- Как они связаны в сказе? (У них один язык, они понимают друг друга. Оба окружены тайной).
- А где ещё мы встречаемся с волшебными героями? ( В сказке)
- Чем похожи сказка и сказ?
- Как вы поняли, какое самое главное отличие сказки от сказа?
- Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях, в сказках есть волшебные герои – добрые или злые, много волшебства, чудес, волшебных превращений, добро побеждает зло, чаще не имеют реальной основы)
6. Работа в группах по заполнению таблицы. Даны выражения и слова, необходимо соотнести с нужным жанром.
1. Вымысел. Описание реальных событий с элементами сказки, вымысла
2. Сказочные события и герои.
3. Сказочные предметы. Волшебные предметы.
4. Рассказчик.
5. Главные герои – рабочие, мастера, добытчики.
6. Главная тема - жизнь и быт рабочих Урала.
Обсуждение (проверка работы групп)
Таблица у учащихся должна принять такой вид:
Сказка |
Сказ |
Вымысел |
Описание реальных событий с элементами сказки, вымысла |
Сказочные герои и события |
Главная тема - жизнь и быт рабочих Урала |
Сказочные предметы |
Главные герои – рабочие, мастера, добытчики |
|
Есть волшебные предметы |
|
Есть сказочные герои и события |
|
Рассказчик |
- Давайте сделаем вывод, что же такое сказ. (ответы детей)
- Сказ – жанр, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика.
- В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно. Героями являются реальные люди.
- Вывод:
Сказка – вымысел, а сказ основан на реальных событиях. Сказы повествуют о событиях прошлого, настоящего, участником которых был сам рассказчик.
8. Работа с пословицами (работа в парах, на карточках напечатаны пословицы)
- Какая пословица передает главную мысль произведения:
С высокого полета голова кружится.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Высоко летает, да низко садится.
Гордым быть – глупым слыть.
9. Домашнее задание (по выбору)
- Озаглавить и пересказать сказку.
- Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.
- Прочитать сказку, разделить на части и озаглавить.
- Нарисовать картинный план.
10. Итог урока. Рефлексия.
Сегодня я узнал…
Было трудно…
Я понял …
Теперь я могу…
Я выполнял задания…
Материал урока был мне…
Урок для меня показался…
Мне показалось важным…
Для меня было открытием то, что…
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.