Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Охрана воды от загрязнений»

10.02.2012 16896 1 52470
Бобровникова Светлана Викторовна, учитель начальных классов

МОУ СОШ м-на Вынгапуровский, г. Ноябрьск

Цели:

I. а) формирование и обобщение знаний о воде, явлениях природы (круговорот воды), связанных с водой;

   б) создание условий для раскрытия противоречий между обществом и природой по охране водных ресурсов от загрязнений;

   в) формирование понятия «экологическая проблема» и убеждения в необходимости охраны воды в природе;

   г)  приобретение учащимися определенных знаний и умений, позволяющих участвовать в практической деятельности по охране воды в природе.

II. а) преодоление потребительского подхода к использованию воды, безответственного отношения к ней;

     б) воспитание бережного отношения к пресной воде. 

III. а) работа в модульном блоке;

      б) развитие навыка самостоятельной и практической работы.

 

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Какой раздел мы сейчас изучаем?

Тема сегодняшнего урока: «Вода. Берегите воду!» Это уже четвертый урок, связанный с изучением воды. Наш урок будет состоять из двух частей:

Цель I части урока:

Обобщение знаний о воде, ее свойствах, о трех состояниях воды в природе и явлениях, связанных с водой.

Цель II части урока:

а) получить – новые знания по теме: «Вода. Берегите воду!»  

б) мы попытаемся раскрыть противоречия между обществом и природой по охране водных ресурсов от загрязнения;

в) приобрести знания и умения, позволяющие вам участвовать в практической деятельности, связанных с охраной воды в природе.

 

II. Изучение нового материала.

- Начинаем первую часть урока, целью которой является

(учащийся называет цель, глядя на опору: ОБОБЩИТЬ…).


1. Актуализация опорных знаний.

- Что вы знаете о воде и ее значении?

(Учащийся рассказывает у доски, что вода входит в состав любого организма, содержится во всех частях растений, теле животного и человека. Масса воды в теле человека составляет почти 2/3 его массы. В сутки человеку необходимо 2 л. воды. Вода источник жизни на земле.)

- Какая масса воды в твоем теле?

(30: 3 х 2=20 кг)

- Определи, что входит в состав воды, используя карточки.

(На доске вывешены карточки: ил, кислород, водород, примеси, минеральные соли, песок, камни. Учащийся выбирает нужные карточки: кислород, водород, минеральные соли и примеси).

- Есть другие мнения?

- Спасибо. Оценка.

 

Дополнение учителя: Да, именно такой состав имеет вода, которую мы употребляем. Совсем чистой воды в природе нет. Ее можно получить только в лаборатории. Такая вода не вкусная, в ней нет солей, поэтому она не годится для питья.

- давайте вспомним, в каких состояниях находится вода в природе?

(Учащийся рассказывает о трех состояниях воды: твердом, жидком, газообразном)

- Как выглядит вода  в природе в твердом состоянии?

(Лед, снег)

- Где можем наблюдать воду в газообразном состоянии?

(Пар, туман)

- Где можем наблюдать воду в жидком состоянии?

(Обычное состояние: моря, реки, озера, ручейки, лужи и т.д.)

- Покажите на молекулярных схемах, где какое состояние воды.

(На доске три молекулярные схемы и три карточки с названиями состояний воды: твердое, жидкое, газообразное. Учащийся выбирает нужную карточку с названием состояния воды, и крепит к схеме.)

- Какие свойства воды вы знаете?

(Учащийся рассказывает о свойствах воды: без запаха, без вкуса, бесцветная, вода - растворитель, имеет свойство фильтрование, при нагревании - расширяется, при охлаждении - сжижается)

- Где в быту используются свойства воды - растворитель?

(На кухне, при готовке еды; когда умываемся)

- А свойство, что вода при нагревании расширяется?

(Когда закипает кастрюля, вода из нее выливается)

 

Дополнение учителя: Для человека очень важно знать свойства воды, так как в своей жизни он очень тесно соприкасается с ними.


2. Модульный блок.

А) Выполнение практических заданий.

- Продолжаем обобщать знания о воде. Сейчас каждый из вас должен показать свои знания и умения в практической деятельности. Возьмите листок с заданиями и приступайте к их выполнению самостоятельно.

(На парте у каждого учащегося все необходимые принадлежности, микроскопы для выполнения практического задания)

                                     

Выполни задание.

1. Проверь свойство воды по запаху и вкусу.

2. Проверь свойство воды по цвету.

3. Проверь свойство воды: вода – растворитель.

4. Проверь утверждение, что воду можно фильтровать.

5. Проверь утверждение, что вода является средой обитания для живых организмов.

6. Составь динамическую схему круговорота воды в природе.

                

Б) Проверка выполнения заданий.


III. Физкультминутка

                      Льется чистая водица,

                      Мы умеем сами мыться.

                      Порошок зубной берем,

                      Крепко зубы щеткой трем.

                      Моем шею, моем уши,

                      После вытремся посуше.


- О каких свойствах воды вы узнали из физкультминутки?

(Вода – растворитель, текучесть воды. Учитель крепит на доску данные свойства: Вода течет, растекается повсюду.)

- Сели ровно, продолжаем урок. Некоторые ребята уже получили оценки, вы тоже можете получить ее, выполнив тест.


3. Выполнение тестовых заданий.

                                                  Тест.

1) Какое из веществ ты используешь в повседневной жизни больше всего?

    А) крахмал                           Б) воду                              В) соль

 2) К какому веществу относится вода?

    А) к твердому веществу    Б) к жидкому веществу   В) к газообразному веществу

3) О каком свойстве воды мы говорим, когда видим в стакане опущенную ложку

     А) вода прозрачная           Б) вода бесцветная           В) вода является растворителем

4) Какое из перечисленных веществ растворяется в воде?

     А) сахар                               Б) глина                            В)крахмал

5) Какое из перечисленных веществ не растворяется в воде?

     А) соль                                Б) речной песок               В) питьевая вода

6) Что происходит с водой при нагревании?

    А) вода сжимается при нагревании

    Б) вода расширяется при нагревании

    В) изменений с водой при нагревании не происходит

7) Что происходит с водой при охлаждении?

     А) вода сжимается при охлаждении

     Б) вода расширяется при охлаждении

     В) изменений с водой  не происходит

8) С помощью чего можно очистить воду от загрязнения?

    А) с помощью марли           Б) с помощью фильтра         В) с помощью решета

 

Итог I части урока:

- Мы обобщили знания о воде, ее свойствах, о трех состояниях и явлениях, связанных с водой.

 

1. Постановка учебной задачи (для II части урока).

- Переходим ко второй части урока, напоминаем цели, глядя на опоры.

а) получить - новые знания по теме «Охрана воды»;

б) попытаться раскрыть противоречия между обществом и природой по охране водных ресурсов от загрязнения;

в) приобрести знания и умения, позволяющие нам участвовать в практической деятельности, связанных с охраной воды в природе.

2. Рассказ учителя.

- Ребята, посмотрите на доску, что вы видите? (Реку)

(Учитель читает стихотворение и одновременно моделирует на доске картинку: деревья, цветы, солнце, животные)

- Течет река. Бежит река.

   Бежит река издалека.

   Как хорошо, когда река

   И широка, и глубока.

                      Растут деревья и цветы,

                      И солнце светит с высоты.

                      Животные приходят на рассвете

                     Попить воды как с родника.

 

- Что хочется сделать при виде такой реки? (искупаться)

- Да, ребята, такую чистую воду в водоемах надо беречь. А почему спросите вы? Казалось бы, что воды на Земле очень много. Океаны и моря покрывают большую часть поверхности нашей планеты. Но не забывайте, что вода в них соленая, а людям необходима пресная вода. Пресной  воды значительно меньше и 1/3 населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Вода нужна людям не только для питья. Без нее не уберешь, не постираешь. Уборку городских улиц, мытье машин тоже требует воды. Огромное количество воды используют фабрики и заводы. Чтобы получить 1 т бумаги, нужно использовать 250 т воды. Ученые подсчитали, что каждый год в водоемы попадает столько вредных веществ с ферм, заводов, бытового использования, что ими можно заполнить 10 тысяч товарных поездов.

И поэтому, ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за загрязнения. А происходит это примерно так:

Приезжают отдыхать на берег реки туристы. Они разжигают костер, кушают и выбрасывают мусор в реку.

- Что происходит?  (Река загрязняется)    

- Проходит время и на берегу реки люди построили завод для изготовления бумаги. Он использует ее воду, а  потом грязную сливает обратно в реку.

-Что происходит с рекой и ее обитателями? (Рыба умирает, животные заболевают - река гибнет)

- Значит нужно закрыть завод? (Нет нельзя, не будет книг, тетрадей)

- Запретить животным пить воду, жить в ней рыбе?

 Вот  и возникло противоречие между людьми (обществом) и природой.

- Как вы понимаете значение этого слова?

- Сейчас мы узнаем правильное его толкование из словаря.

(учащийся читает, что обозначает данное слово)

- Возникает вопрос: Что же делать?

- Как вы думаете, ребята? (учитель выслушивает ответы 2-3 человек)

- Давайте узнаем, что предлагают нам взрослые, автор нашего учебника в статье на стр. 58.


3. Работа с учебником («открытие нового знания»).

Учащиеся читают статью (чтение с пометками – «v» - уже знал, «+» - новое, «-« - думал иначе, « ?» - не понял, есть вопросы).

- Оказывается воду можно очищать. Как можно воду очищать?

а) строить очистительные сооружения, где воду очищают от ядовитых веществ;

б) загрязненную воду очищают и снова используют в целях экономии воды;

 Дополнение учителя:

- Проблема очистки воды актуальна  для каждого  города. В 2007 году в нашем городе была введена в эксплуатацию новая система очистки воды, которая делает водопроводную воду чистой и пригодной для питья.

Такими серьезными вопросами занимаются взрослые, а вы дети, можете принимать участие в охране воды? Как?

(Не загрязнять водоемы, озера, реки, где отдыхаем, напоминать об этом взрослым; не оставлять открытыми краны, чтобы зря не лилась вода.)


Дополнение учителя: Из 1-го крана, если он течет, за сутки выливается 500 литровых банок воды! Ими можно заставить всю кухню снизу - доверху. - Сделайте вывод.

(нужно каждому следить за тем, чтобы вода в доме не расходовалась  напрасно)


Дополнение учителя: Как это делать, узнайте поподробнее из статьи учебника « Не расходуй воду напрасно», которую вы прочитаете дома.

А еще хочу сказать, что ребята, которые живут в поселках и городах, которые находятся на берегах рек, вместе с взрослыми занимаются охраной рек от загрязнения. Создают группы под названием «Голубой патруль». Собирают мусор у водоемов.

Существует всемирно известная организация «Гринпис».

- Кто знает, как переводится это слово, может кто-нибудь слышал? (Зеленый мир).

- Она тоже пытается разрешать противоречия между обществом и природой по охране водных ресурсов от загрязнения. «Гринпис» часто проводит различные акции. О них можно узнать на сайте этой организации. У многих дома есть компьютеры и выход в интернет. Вы можете взять электронный адрес и вместе с родителями поучаствовать в какой-нибудь акции.

Например: защита озера Байкал от загрязнения после строительства нефтепровода и др.,

- А еще эта организация снимает очень много фильмов по охране и защите водных ресурсов. Мы посмотрим отрывок из такого фильма.

( Просмотр отрывка видеофильма)

 

IV. Включение нового знания в систему знаний.  

- Понравился вам фильм? Что вы запомнили? Обсудите в группах новую информацию.

(Вода - это богатство, которое нужно беречь. Она - источник жизни на Земле)

V. Задание на дом.

- Запишите домашнее задание: прочитать стр. 57-60, ответы на вопросы стр. 61, в рабочей тетради стр. 25.

 VI. Рефлексия деятельности (итог урока).

- Достигли мы цели урока? Чему вы научились на уроке?

(Мы получили новые знания о воде и почему ее необходимо беречь. Узнали, как ее надо беречь и какое можно принимать участие в ее охране. А так же попытались разобраться, как можно разрешить противоречия между обществом и природой по охране пресных  водных ресурсов).


Просмотр детских плакатов на тему: «Берегите воду»

(Ребятам было задано домашнее задание: нарисовать плакаты на тему: «Берегите воду!». Каждый учащийся представляет свой плакат (рисунок) и объясняет, что он хотел им сказать, какую проблему изобразил на своем рисунке) 




Назад к списку

Комментарии
Как охраняют воду в нашем городе.
юля

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*