Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Разработка структурно-логических схем и блок-схем по учебной дисциплине как способ повышения мотивации обучающихся

31.05.2016 316 460
Лузанов Виктор Васильевич
Лузанов Виктор Васильевич, преподаватель

Новосибирский автотранспортный колледж

Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям. Всматриваясь в унылые и равнодушные лица старшеклассников на многих уроках, невольно задаешь себе вопрос: «Кто погасил их лучезарные взгляды? Почему пропало желание и стремление?

/ Амонашвили Ш.А. /

Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться.

 / Сухомлинский В.А. /

Наверное, каждый преподаватель сталкивается в своей профессиональной деятельности с такой проблемой, как отсутствие у своих учеников нужного уровня мотивации - желания учиться, усваивать новые знания, стремиться к дальнейшей самостоятельной активно-познавательной деятельности. Формирование познавательного интереса, который является сильным внутренним мотивом к учебной деятельности – сложная педагогическая задача, решение которой нужно искать сразу в нескольких направлениях.

Во-первых, если ученик не видит смысла, логики изучаемой темы или всей дисциплины в целом, ее назначения и ценности для своего дальнейшего жизненного и профессионального пути, добиться высокого уровня мотивации у него будет очень сложно.

Во-вторых, очень часто преподаватель, в стремлении изложить на занятии весь необходимый по программе учебный материал, не в состоянии добиться высокого уровня понимания и запоминания изучаемого материала всеми своими учениками. Если что-то из учебного материала осталось кем-то на уроке непонятым, не в достаточной мере усвоено, этот студент выключается из общего рабочего ритма и мгновенно теряет интерес к дальнейшему процессу обучения. Такого ученика видно сразу – интерес в глазах погас, внимание утеряно, он становится вялым, поникшим, начинает отвлекаться на уроке на посторонние дела и мешать другим студентам. Каждый такой отключившийся от учебного процесса на занятии  студент – большая проблема для преподавателя.    

Существует большое количество разнообразных педагогических приемов, позволяющих сделать учебный процесс максимально интересным для обучающихся и, таким образом, создать условия для их успешной учебно-познавательной деятельности.

Одним из основных дидактических принципов развивающего обучения является принцип  «от общего к частному». Традиционная педагогика построена на дидактическом  принципе «от частного к общему» и знания  по кирпичику выстраиваются от занятия к занятию. Студент зачастую не видит ценности учебного материала конкретного урока, место его в изучаемой дисциплине, важности его в специальности, взаимосвязи с другими дисциплинами. Это часто становится причиной  непонимания и отсутствия интереса к дисциплине.

Можно ли сделать процесс обучения двухсторонним, чтобы дисциплина и каждая ее тема стали интересны не только преподавателю, но  и студенту? Как сделать, чтобы цели студентов и преподавателя были общими?  Это одна из наиболее важных и трудных проблем в обучении. Почему цели преподавателя и студента зачастую  расходятся? Студенты  не видят, для чего им нужно изучать данную дисциплину, раздел, тему. Для преподавателя цели понятны, он видит роль данного урока, темы, раздела в дисциплине, в специальности, в жизни. Основное противоречие в том, что студент не видит и не может понять то, что видно преподавателю, который знает цель и содержание своей дисциплины. Позже, когда данная дисциплина будет уже изучена и студент  поймёт ее ценность, будет уже поздно, так как многое было упущено в начале изучения из-за отсутствия у студентов необходимой мотивации для активной познавательной деятельности.

Разработка структурно–логической схемы дисциплины позволяет наглядно представить всю дисциплину в целом в самом начале ее изучения, показать студентам всю логику дисциплины, ее место в специальности, взаимосвязи внутри дисциплины и междисциплинарные  связи. Все это позволяет реализовать основной дидактический принцип развивающего обучения, обеспечить системность знаний у обучающихся, как внутри отдельной дисциплины, так и между отдельными дисциплинами внутри одной специальности.

В современных программах учебный материал, порой хотя и разделен по значимости, но не всегда есть возможность установить главные существенные связи внутри одной дисциплины и тем более между дисциплинами по специальности в целом.

При изучении учебного материала какой–либо дисциплины точно так же, как при изучении окружающей действительности, сначала необходимо получить о ней представление в наиболее простом и обобщенном виде. И только после этого  можно начать процесс детализации и усложнения по мере необходимости, поскольку глубина или степень обучения определяется практическими потребностями и может быть различной - от полного содержательного представления о назначении дисциплины до его структурной модели.

Цель учебной дисциплины – не просто дать набор фактов, а выявить логику взаимосвязей изучаемых явлений. Достижение этой цели чрезвычайно важно, так как  даже опытные преподаватели затрудняются в определении наиболее важных структурно–логических блоков дисциплины.

Чаще всего на практике педагоги определяют главное и второстепенное в зависимости от своей эрудиции, профессионального опыта, чаще всего интуитивно. И только поэтому многолетние усилия практиков в совершенствовании междисциплинарных связей не привели к сквозной профессиональной подготовке студентов. Ведь если иметь перед глазами структурно–логические схемы дисциплин одной специальности, то можно увидеть, что каждая последующая дисциплина опирается на структурно–логические блоки предыдущей дисциплины, раскрывая их на другом уровне, приближаясь к применению полученных знаний в практической деятельности.

Если студенту раскрыть структурно–логическую схему дисциплины, он будет не только понимать назначение изучаемого материала, но и видеть перед собой цель, улавливать взаимосвязь с уже изученными науками, будет готов действовать осознанно в любой практической ситуации.

Структурно–логическая схема позволяет видеть дисциплину в целом, взаимосвязи между разделами и темами, взаимосвязи с другими дисциплинами, со специальностью. Процесс обучения по дисциплине можно сравнить в таком случае с рассматриванием большой картины, разбитой на небольшие кусочки, но связанные в одно целое, как в мозаике.  По структурно–логической схеме можно легко увидеть,  где  находится данная тема, раздел в общей картине дисциплины, что мы уже успели изучить, а что будем изучать на следующем занятии. Теперь цели каждого урока студенты способны ставить самостоятельно  и будут делать это с удовольствием, что еще больше будет мотивировать их к осознанному освоению на занятиях теоретического материла дисциплины и последующему выполнению практических заданий для закрепления изученного теоретического материала.

Если структурно-логическая схема дисциплины дает целостное восприятие у студентов общей картины всей дисциплины в целом - в максимально простом и обобщенном виде, то для создания общей картины всего теоретического материала по определенной теме учебной дисциплины я использую на своих занятиях так называемые блок-схемы, разрабатываемые для каждого занятия отдельно.

Блок-схема для одного занятия представляет собой некую графическую схему из нескольких элементов, связанных между собой. В качестве элементов блок-схемы можно использовать, например, определенные ключевые слова, формулы, рисунки, опираясь на которые можно объяснить весь учебный материал по теме дисциплины. Все элементы–символы графической блок-схемы занятия должны быть логически связаны между собой в единое целое.

При этом блок-схема должна быть лаконичной (около 300 печатных знаков) и состоять из нескольких логически связанных между собой частей – блоков, каждый из которых в то же время представляет собой самостоятельную, некую логически завершенную часть учебного материала по определенной теме урока. Блок-схема состоит, как правило, из 3-5 самостоятельных блоков, соответствующих вопросам изучаемой темы

Процесс составления блок-схемы занятия – это сложная и увлекательная творческая работа преподавателя и разработать максимально эффективную блок-схему для иллюстрации учебного материала какой-либо новой темы с первой попытки удается не сразу, периодически в нее вносятся определенные корректировки, порой подсказанные самими студентами в процессе объяснения нового материала. Можно сказать, что усовершенствование блок-схемы занятия – процесс бесконечный и очень увлекательный с творческой точки зрения. Хорошо составленная блок-схема позволяет наглядно представить изучаемый на занятии теоретический материал, его логику и внутренние взаимосвязи.

Представление учебного материала в виде блок-схем помогает эффективно задействовать ассоциативное мышление обучающихся, которое позволяет легче понимать и запоминать большой объем учебного материала. Это достигается за счет способности нашей памяти с помощью определенного ключевого слова, знака, рисунка в блок-схеме урока пробудить в памяти связанную с этим словом, рисунком или знаком часть учебного материала.

Неоднократное изложение преподавателем учебного материала по новой теме с помощью блок-схемы, в том числе в начале следующего занятия перед проведением урока контроля знаний по изученной теме, позволяет добиться абсолютного понимания изучаемого материала каждым студентом в группе и повышает уровень успеваемости по дисциплине. 

Применение подобных блок-схем при изучении новой темы дисциплины позволяет значительно сэкономить время на ее понимание и запоминание, так как учебный материал, включаемый в блок-схему занятия, как правило, всегда превосходит по объему материал, излагаемый на обычном занятии. Благодаря этому у преподавателя высвобождается часть времени учебного занятия на проведение различных самостоятельных работ и практических занятий, что позволяет лучше закрепить изученный материал, а также сформировать общие компетенции обучающихся в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального  образования ФГОС СПО.

Подводя итог, хочется отметить, что описанные в данной статье способы изложения и закрепления нового учебного материала с помощью структурно-логической схемы дисциплины и блок-схем по темам занятий дают возможность, во-первых, максимально вовлечь обучающихся в учебный процесс, сделать их полноценными соучастниками этого процесса, повысить их интерес к изучению дисциплины и стремление к самостоятельной активной познавательной деятельности. Во-вторых, изложение учебного материала с помощью графических блок-схем позволяет значительно повысить качество усвоения студентами учебного материала, его понимания и запоминания, а также существенно сокращает время на изложение нового материала, что позволяет оставшееся время посвятить более углубленному его изучению и закреплению. Все это неразрывно связано с повышением мотивации обучающихся, без которой невозможно добиться реальной успешности учебной деятельности обучающихся.

 

Оригинал работы: Разработка структурно-логических схем и блок-схем по учебной дисциплине как способ повышения мотивации обучающихся  

 

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*