Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Создание мотивации на уроке как залог успешного обучения и воспитания младших школьников

26.05.2016 381 553
Левина Ольга Ивановна
Левина Ольга Ивановна, преподаватель

Кожухова Надежда Валерьевна, студентка

Малушко Мария Олеговна, студентка

Мезенский педагогический колледж

В ходе учебного процесса каждый педагог сталкивается с проблемой неодинакового усвоения разными учениками одного и того же (по объему и содержанию) учебного материала при достаточном уровне развития  интеллектуальных способностей. Одной из причин этого мы видим в различном уровне сформированности  учебной мотивации.
Мотивация  - один из факторов успешного обучения учащихся на уроках. Снижение положительной мотивации учащихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения. Основной целью этого этапа является  выработка на  личностно  значимом уровне  внутренней готовности  выполнения  нормативных  требований  учебной деятельности.

Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеют:

  • позитивная психологическая атмосфера урока,
  • обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником,
  • выбор демократического стиля педагогического взаимодействия,
  • принятие своих учеников независимо от их учебных успехов,
  • преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки,
  • психологическое «поглаживание» учеников - приветствие, проявление внимания к возможно большему числу детей – взглядом, улыбкой, кивком.

Для  реализации  этой цели необходимо:

  1. Создать условия  для возникновения  внутренней   потребности  включения  в деятельность  «Хочу».

Такой этап удачно созданной мотивации мы пронаблюдали на уроке  технологии во время прохождения психолого-педагогической практики в МБОУ СОШ № 2 г. Орла. Учитель  начал урок с вопроса  о том, какой праздник приближается, в данном случае  8 марта. Предложила сделать что-то красивое и приятное  к этому дню мамам, бабушкам и сестрам.  Дети сразу же заинтересовались такой идеей и воодушевленно принялись за работу. Благодаря  мотивации  учитель реализует на уроке много воспитательных  моментов, связанных с отношением школьника к его семье.  После проделанной работы учитель спрашивает,  довольны ли дети   собой и просит оценить свою работу.

  1. Установить тематические рамки учебной деятельности «Могу».

Этот этап мы пронаблюдали на уроке математики. Учитель создал проблемную ситуацию, попросив учеников решить пример с остатком, который они еще не изучали. Дети стали выдвигать свои предположения, заинтересовавшись трудным примером. Выслушав их варианты решения, учитель сказал, что к концу урока дети научатся решать  примеры такого вида сами и применять в дальнейшем обучении.

  1. Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности «Надо».

На уроке окружающего мира  учитель рассказывал  детям о правилах безопасности во время грозы, приводил примеры и  указывал их значимость в жизни человека. Зная эти правила, дети смогут сориентироваться в подобной жизненной ситуации.

Для эффективности учебно-воспитательной  работы учитель должен обладать  определенными личностными  качествами:

  • стремление к максимальной гибкости;
  • способность к эмпатии (сопереживанию, сочувствию);
  • сензитивность (восприимчивость) к потребностям учащихся;
  • умение придать личностную окраску преподаванию;
  • владение стилем доверительного (неформального) общения с учащимися;
  • эмоциональная уравновешенность;
  • уверенность в себе, жизнерадостность.

Существуют различные способы и принципы повышения учебной мотивации школьников:

  • Предоставление частичной свободы выбора.
  • Интерес и радость должны быть основными переживаниями школьника в процессе обучения.
  • При обучении необходимо учитывать запросы, интересы и стремления детей.
  • Самый мощный стимул в обучении «Получилось!!!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить ребенка разбираться в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать. Если ребенок в каком-то виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти. Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.
  • Отмечайте достижения ребенка. Оценка его достижений поможет продолжить обучение. Например, список успехов может способствовать тому, чтобы ученик стал самостоятельным.
  • Не наказывать за неудачу, неудача сама по себе является наказанием. Страх и напряжённость затрудняют процесс обучения. Неудачи снижают мотивацию.
  • Для школьников важна сама личность учителя. Очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается.
  • Правильно преподносить содержание учебного материала, чтобы это было интересно.
  • Изменять методы и приемы обучения.
  • По возможности стараться на уроке чаще обращаться к каждому ученику, осуществляя постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое.
  • Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводить забытое понятие поурочного балла.
  • Постоянно и целенаправленно заниматься привитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого учителя – не только научить, но и развить мышление ребенка средствами своего предмета.
  • Создание ситуации успеха через выполнение посильных для всех учащихся заданий, изучение нового материала с опорой на старые знания.
  • Положительный эмоциональный настрой через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя.
  • Рефлексия через оценку собственной деятельности и деятельности других. Оценка результата деятельности с помощью вопросов, требующих многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали нового на уроке?» и т.д.).
  • Занимательное интересное начало урока.
  • Необычная форма преподнесения материала с использованием музыкальных фрагментов, игровых и соревновательных форм, юмористических минуток.
  • Выяснить, что является причиной низкой мотивации учеников: неумение учиться или ошибки воспитательного характера. После этого поработать с проблемными сторонами.
  • Применение новых информационных технологий.
  • Игра является мощным стимулом интереса к окружающей жизни и изучаемому материалу, удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Игра, а особенно, ролевая дает широкие возможности для активизации учебного процесса.
  • В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера. Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности.
  • Уважение личности каждого ребенка.

Всеми возможными способами учитель должен пробуждать в учениках мотивацию к обучению – быть самому интересным, сделать интересными методы преподнесения информации и тренировки материала, сделать интересным свой предмет и урок.

Благодаря мотивации, детям проще и интереснее усваивать новый материал.
Мотивация - залог успешного обучения и воспитания младшего школьника.


Список использованной  литературы:

  1. Ефремова Н.Н., Галочкина О.В. Некоторые аспекты педагогического сопровождения студентов в условиях расширения образовательного пространства. Иностранные языки в школе. № 9 2014 г. С.45-49
  2. Зезкова М.А. Здоровьесберегающие упражнения на уроке иностранного языка в начальной школе. Иностранные языки в школе. № 6 2014 г. С.33-35
  3. Миленко В., Гавва В. Я все сумею! Дошкольное воспитание. № 3, 2011 г. С.108-115
  4. Мурашева Е.С. Потенциал языкового портфеля в формировании субъектности младших школьников. Иностранные языки в школе. № 7 2014 г. С.44-49


Оригинал работы: Создание мотивации на уроке как залог успешного обучения и воспитания младших школьников




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*