Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Создание мотивации на уроке как залог успешного обучения и воспитания младших школьников

26.05.2016 154 201
Левина Ольга Ивановна
Левина Ольга Ивановна, зав. кафедрой ИЯ, преподаватель немецкого языка, отличник народного просвещения

Кожухова Надежда Валерьевна, студентка

Малушко Мария Олеговна, студентка

Мезенский педагогический колледж

В ходе учебного процесса каждый педагог сталкивается с проблемой неодинакового усвоения разными учениками одного и того же (по объему и содержанию) учебного материала при достаточном уровне развития  интеллектуальных способностей. Одной из причин этого мы видим в различном уровне сформированности  учебной мотивации.
Мотивация  - один из факторов успешного обучения учащихся на уроках. Снижение положительной мотивации учащихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения. Основной целью этого этапа является  выработка на  личностно  значимом уровне  внутренней готовности  выполнения  нормативных  требований  учебной деятельности.

Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеют:

  • позитивная психологическая атмосфера урока,
  • обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником,
  • выбор демократического стиля педагогического взаимодействия,
  • принятие своих учеников независимо от их учебных успехов,
  • преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки,
  • психологическое «поглаживание» учеников - приветствие, проявление внимания к возможно большему числу детей – взглядом, улыбкой, кивком.

Для  реализации  этой цели необходимо:

  1. Создать условия  для возникновения  внутренней   потребности  включения  в деятельность  «Хочу».

Такой этап удачно созданной мотивации мы пронаблюдали на уроке  технологии во время прохождения психолого-педагогической практики в МБОУ СОШ № 2 г. Орла. Учитель  начал урок с вопроса  о том, какой праздник приближается, в данном случае  8 марта. Предложила сделать что-то красивое и приятное  к этому дню мамам, бабушкам и сестрам.  Дети сразу же заинтересовались такой идеей и воодушевленно принялись за работу. Благодаря  мотивации  учитель реализует на уроке много воспитательных  моментов, связанных с отношением школьника к его семье.  После проделанной работы учитель спрашивает,  довольны ли дети   собой и просит оценить свою работу.

  1. Установить тематические рамки учебной деятельности «Могу».

Этот этап мы пронаблюдали на уроке математики. Учитель создал проблемную ситуацию, попросив учеников решить пример с остатком, который они еще не изучали. Дети стали выдвигать свои предположения, заинтересовавшись трудным примером. Выслушав их варианты решения, учитель сказал, что к концу урока дети научатся решать  примеры такого вида сами и применять в дальнейшем обучении.

  1. Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности «Надо».

На уроке окружающего мира  учитель рассказывал  детям о правилах безопасности во время грозы, приводил примеры и  указывал их значимость в жизни человека. Зная эти правила, дети смогут сориентироваться в подобной жизненной ситуации.

Для эффективности учебно-воспитательной  работы учитель должен обладать  определенными личностными  качествами:

  • стремление к максимальной гибкости;
  • способность к эмпатии (сопереживанию, сочувствию);
  • сензитивность (восприимчивость) к потребностям учащихся;
  • умение придать личностную окраску преподаванию;
  • владение стилем доверительного (неформального) общения с учащимися;
  • эмоциональная уравновешенность;
  • уверенность в себе, жизнерадостность.

Существуют различные способы и принципы повышения учебной мотивации школьников:

  • Предоставление частичной свободы выбора.
  • Интерес и радость должны быть основными переживаниями школьника в процессе обучения.
  • При обучении необходимо учитывать запросы, интересы и стремления детей.
  • Самый мощный стимул в обучении «Получилось!!!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить ребенка разбираться в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать. Если ребенок в каком-то виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти. Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.
  • Отмечайте достижения ребенка. Оценка его достижений поможет продолжить обучение. Например, список успехов может способствовать тому, чтобы ученик стал самостоятельным.
  • Не наказывать за неудачу, неудача сама по себе является наказанием. Страх и напряжённость затрудняют процесс обучения. Неудачи снижают мотивацию.
  • Для школьников важна сама личность учителя. Очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается.
  • Правильно преподносить содержание учебного материала, чтобы это было интересно.
  • Изменять методы и приемы обучения.
  • По возможности стараться на уроке чаще обращаться к каждому ученику, осуществляя постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое.
  • Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводить забытое понятие поурочного балла.
  • Постоянно и целенаправленно заниматься привитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого учителя – не только научить, но и развить мышление ребенка средствами своего предмета.
  • Создание ситуации успеха через выполнение посильных для всех учащихся заданий, изучение нового материала с опорой на старые знания.
  • Положительный эмоциональный настрой через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя.
  • Рефлексия через оценку собственной деятельности и деятельности других. Оценка результата деятельности с помощью вопросов, требующих многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали нового на уроке?» и т.д.).
  • Занимательное интересное начало урока.
  • Необычная форма преподнесения материала с использованием музыкальных фрагментов, игровых и соревновательных форм, юмористических минуток.
  • Выяснить, что является причиной низкой мотивации учеников: неумение учиться или ошибки воспитательного характера. После этого поработать с проблемными сторонами.
  • Применение новых информационных технологий.
  • Игра является мощным стимулом интереса к окружающей жизни и изучаемому материалу, удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Игра, а особенно, ролевая дает широкие возможности для активизации учебного процесса.
  • В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера. Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности.
  • Уважение личности каждого ребенка.

Всеми возможными способами учитель должен пробуждать в учениках мотивацию к обучению – быть самому интересным, сделать интересными методы преподнесения информации и тренировки материала, сделать интересным свой предмет и урок.

Благодаря мотивации, детям проще и интереснее усваивать новый материал.
Мотивация - залог успешного обучения и воспитания младшего школьника.


Список использованной  литературы:

  1. Ефремова Н.Н., Галочкина О.В. Некоторые аспекты педагогического сопровождения студентов в условиях расширения образовательного пространства. Иностранные языки в школе. № 9 2014 г. С.45-49
  2. Зезкова М.А. Здоровьесберегающие упражнения на уроке иностранного языка в начальной школе. Иностранные языки в школе. № 6 2014 г. С.33-35
  3. Миленко В., Гавва В. Я все сумею! Дошкольное воспитание. № 3, 2011 г. С.108-115
  4. Мурашева Е.С. Потенциал языкового портфеля в формировании субъектности младших школьников. Иностранные языки в школе. № 7 2014 г. С.44-49


Оригинал работы: Создание мотивации на уроке как залог успешного обучения и воспитания младших школьников




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*