Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаИнформатизация системы образования - одно из приоритетных направлений модернизации Российского образования. Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения как условия достижения высокого качества образования. Эта потребность продиктована временем.
Сегодня, информатизация, компьютеризация образования рассматривается как система методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения распространения и использования информации в образовательном процессе. Преподаватель освобождается от рутинных операций, он становится конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание обучающимися собственных продуктов в освоении знаний, а также следить за динамикой обучения и развития профессионального роста среднего медицинского работника. Студент получает возможность оперировать большим количеством разнообразной информацией, интегрировать, автоматизировать её обработку, моделировать процессы и решать проблемы, быть самостоятельным в учебных действиях. В структуре информационной технологии выделяют: содержание в виде системы отдельных элементов; взаимосвязь элементов для выделения базисных знаний; моделирование знаний в символической, графической или иной форме; преобразование модели базисных знаний; формирование общих структур познавательной деятельности; разработку системы частных задач, решаемых общими способами.
Содержание курса и организация процесса обучения безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф реализует деятельностный характер образования. Учебный процесс ориентируется не на усвоение суммы информации (сведений), а на способность человека самостоятельно действовать в различных ситуациях, применяя имеющиеся знания и накапливая новые. Применение информационных технологий на занятиях по медицине катастроф (МДК.03.02.) способствует активизации развития интеллектуального и креативного потенциала студентов, формирует и закрепляет у них умения и навыки более высокого уровня: способности к рефлексии, сопоставлениям, анализу и синтезу. Обучаемый сам активно определяет характер и объем получаемой информации в интегрированном виде: с речью, с письменным текстом, с видеосюжетом, музыкальным сопровождением через MS PowerPoint, с помощью гипертекстовых систем, электронных учебников. Пора доверить возможность студенту быть соавтором учебника, сотворцом урока и истинным творцом своего образования.
Приведем пример применения информационной технологии в практике обучения междисциплинарного курса «Медицина катастроф». Инструментом образовательной технологии, посредством которой достигается интегрирующая дидактическая цель и профессиональная компетентность, служит учебно-методический комплекс по учебной дисциплине, который можно изучать самостоятельно. Это система средств и приемов, при помощи и посредством которых достигается повышение профессиональной квалификации. Учебно-методический комплект «Система организации сестринского процесса пострадавшим в ЧС на догоспитальном этапе», разработанный на основе модульного принципа обучения, позволяет содержание учебного материала перевести в мультимедийную форму обучения - электронный учебник.
Электронный учебник - это обучающая программа, осуществляющая дидактический цикл процесса обучения, обеспечивающая интерактивную учебную деятельность и контроль уровня знаний. В технологии мультимедиа создается обучающая среда с ярким наглядным представлением информации; осуществляется интеграция значительных объемов информации; представляется возможность выбора индивидуальной схемы изучения материала; осуществляется обратная связь через систему тестов. Настоящая работа выполнена с помощью программного продукта компании “ Macromedia Dream weaver v.8”. Данный продукт позволяет создавать и редактировать сайты как на HTML языке, так и на PHP, XML, CSS, Java Script и др. Программа относится к профессиональным. Она позволяет создать сайты как визуально, так и при помощи кода, позволяя произвести отладку внешнего твида и содержания. Данный модуль выполнен в формате « CHM» (completed HTML), специально разработанным Microsoft в формате данных для поддержки гипертекстовых справочных систем. Полученный сайт был преобразован в файл.
Особенностью электронной разработки является её многократное использование: она может быть доработана, дополнена, модифицирована как преподавателем, так и студентом. Открытость таких продуктов позволяет использовать их с максимальной эффективностью. Важно отметить, что электронное пособие - это не электронный вариант книги (PDF или HTML файл), функцией которой ограничиваются возможностью перехода из оглавления по гиперссылке на искомую главу. В зависимости от вида изложения (лекция, семинар, тест, самостоятельная работа) сам ход занятия должен быть соответствующим образом адаптирован для достижения эффекта от использования такого пособия, а само пособие должно поддерживать те режимы обучения, для которых его используют.
Планируя работу по использованию информационных технологий на занятиях по медицине катастроф преподаватель ставит и решает задачи: адаптации учебного материала к уровню среднего профессионального образования; установления связей с будущей профессиональной деятельности; формирования умений использования информационных технологий в профессиональной деятельности. Используя, информационную технологию MS PowerPoint в практике обучения дисциплины - организации оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. учебный материал выстраивается как система ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией. Каждый слайд структурируется при помощи шаблонов. В зависимости от задач и замысла занятия можно подбирать цветовое оформление, озвучивать текст, вставлять анимацию.
1 этап. Организационный этап. На первом слайде отображается тема занятия, план изучения темы, план практических заданий. Для удобства работы делаются связки-гиперссылки, которые дают возможность возвращаться к содержанию или переходу к пунктам плана.
2 этап. Мотивационный этап. На втором слайде обозначается цель занятия, формулировка знаний и умений, которые получат студенты, изучив тему. Разъясняется значение информации для будущей профессиональной деятельности, может быть отражена проблема, которую должны решить студенты.
3 этап. Изучение нового материала. На последующих слайдах размещают краткие сведения, необходимые определения и тексты. Для создания слайдов нужно использовать различный наглядный материал: фотографии, фильмы, иллюстрации, схемы. Программа электронных таблиц Microsoft Excel позволяет добавлять в работу диаграммы, таблицы. Этот материал создается самостоятельно либо его в достаточном количестве можно найти в Интернет ресурсах.
Структура занятия позволяет помимо выступления преподавателя реализовывать творческий потенциал студентов. Для этого формируются отдельные файлы, которые могут постоянно пополняться. В ходе демонстрации слайдов включаются их сообщения, наблюдения, исследования, разработки.
4этап. Систематизация и первичное закрепление материала. Наиболее сложной в подготовке является та часть занятия, где необходимо использовать возможности интерактивного общения. Студентам предлагаются такие практические задания, как экспресс-опросы, программированные тестовые задания, вопросы для самоконтроля и др. Для связки файлов используются гипертекстовые системы. Время на выполнение работы и нормы оценки выставляются в зависимости от количества тестовых заданий.
Критериями оценки могут быть:
Информационному взаимодействию способствует использование на занятиях:
Это оптимизирует процесс обучения и развивает опыт профессионально-творческой деятельности, применение которой объективно требует:
Применение в учебном процессе мультимедийного оборудования и компьютерных технологий повышает интерес к предмету, позволяет организовать самостоятельную работу обучающихся и получить навыки самоконтроля. Значимую роль при этом играет развитие зрительной памяти, логического мышления, умение оперативно решать задачи и строить свою деятельность с позиции собственной безопасности и безопасности общества. Электронные учебные пособия делают процесс обучения более наглядным, могут успешно заменить соответствующие плакаты, стенды, макеты, способствуя формированию общих и профессиональных компетенций, предусмотренных стандартом по профессии.
Несмотря на все преимущества, которые вносят в учебный процесс мультимедийные средства обучения, следует учитывать, что электронные пособия являются только вспомогательным инструментом, они дополняют, а не заменяют преподавателя.
Библиографический список:
Интернет-ресурсы:
Оригинал работы: Внедрение и реализация компьютерных технологий при подготовке медицинских сестер в области безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.