Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Факторы и условия, оказывающие влияние за здоровье

26.05.2016 165 205
Голубева Наталья Александровна
Голубева Наталья Александровна, директор

Черемховский медицинский техникум

Здоровье обучающихся находится в прямой зависимости от условий обучения, питания, двигательной активности, правильного чередовании нагрузки и отдыха, условий семейного воспитания. В то же время здоровье каждого человека определяется отношением внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, по возможности усиливая воздействие полезных для здоровья факторов, с другой стороны. Степень успешности этой деятельности - то есть устранения вредных воздействий (корректировка окружающей среды) и повышения устойчивости к ним (тренировка, повышение адаптационных способностей организма) - определяется направлением усилий по сохранению и укреплению здоровья. Рассматривая факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье (патогенные факторы), в аспекте охраны здоровья учащихся, необходимо разделить их на две большие группы: факторы, непосредственно связанные с образовательным процессом, образовательными учреждениями, и все остальные факторы, потенциально оказывающие воздействие на здоровье школьников.

Приведём перечень общепатогенных факторов, наносящих вред здоровью всех граждан, в том числе и здоровью обучающихся, на которые указывают многие исследователи  и практики:

1) Низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья.

2) «Забалтывание» проблемы здоровья.

3) Сужение понятия здоровья.

4)  Воздействие неблагоприятных для здоровья экологических факторов.

5) Воздействие неблагоприятных для здоровья антропогенных и техногенных факторов.

6) Отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья населения. Сюда можно отнести:

  • Отсутствие последовательной и непрерывной системы обучения по
  • сохранению здоровья.
  • Отсутствие   интегративности,   межведомственного подхода к решению проблем, связанных со здоровьем.
  • Низкий уровень санитарно-гигиенической, просветительской работы.
  • Отсутствие моды на здоровье.
  • Мало внимания уделяется вопросам формирования культуры отдыха.

7) Несовершенство законодательной, нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность по охране здоровья населения, в частности детей и подростков школьного возраста.

8) Несформированность культуры здоровья у преподавателей, неблагополучие их состояния здоровья.

Каждый человек в готовности к изменению образа жизни находится на разной стадии: кто-то еще не задумывался о роли сохранения здоровья, кто-то уже осознал эту роль, а кто-то уже готов действовать и что-то менять в своей жизни.

Можно выделить следующие препятствия на пути к эффективной пропаганде здоровья:

1)  Удовольствие, получаемое от некоторых нездоровых привычек. Многим курильщикам нравится курить. Жареная и сладкая пища имеет приятный вкус.

2)  Необоснованный оптимизм людей по отношению к собственному здоровью. Сообщения средств массовой информации, пропагандирующие здоровые привычки должны одержать победу не только над специфическими пристрастиями и предпочтениями, но и над более ощутимыми установками и представлениями. Одну из таких установок можно назвать «я здоровее тебя». Многочисленные обзоры показывают, что средний человек считает, что его общее здоровье «выше среднего», а риск заболеть, получить травму или преждевременно умереть – «ниже среднего». Оптимистическое отношение к собственному здоровью и иллюзия личной неуязвимости хорошо защищают от тревоги и волнения. Но если излишний оптимизм становится правилом, то многие из нас могут не воспринять важные советы, касающиеся здоровья, как актуальные лично для нас и поэтому не подвергнут их систематическому анализу. Это ложное чувство собственной неуязвимости необходимо преодолеть; не запугивая целевую аудиторию, сообщения на тему здоровья должны заставлять людей осознать, что «это может случиться со мной, если я не начну действовать прямо сейчас». Защита эго – это не единственная причина необоснованного оптимизма. Мышление по формуле «я здоровее тебя» формируется также вследствие неполного осознания того факта, что жертвами болезней и травм могут стать люди, чьи привычки и образ жизни очень похожи на наши. Для преодоления этого когнитивного недостатка желательно, чтобы с сообщениями на тему о здоровье выступали выздоровевшие или изменившие свои привычки индивиды, образ жизни которых люди воспринимают как очень близкий к своему. Организаторам кампаний по пропаганде знаний о здоровье следует также по мере возможности персонализировать сообщения: «Мы обращаемся к вам! Вам 21 год, вы отлично себя чувствуете… как и сотни других молодых людей, у которых повышено артериальное давление. Окажите самому себе услугу, проверьте свое давление».

3) Скептическое отношение к сообщениям о здоровом образе жизни. Почти ежедневно мы сталкиваемся с сообщениями о том, что появились новые факторы, угрожающие здоровью. Бесконечный поток плохих новостей заставляет некоторых людей сдаться, решив, что сознательно придерживаться здоровых привычек – это вести «безнадежную борьбу». Следовательно, они перестают прислушиваться к сообщениям на тему здоровья. Поэтому советы по здоровому образу жизни должны привлекать и удерживать на себе внимание за счет включения в них интересных видео и аудиоматериалов и броских лозунгов, на которые люди обычно реагируют позитивными эвристическими суждениями.

Так, как значительная часть населения занимает пассивную позицию по отношению к своему здоровью, что объясняется низким уровнем санитарной культуры и недостаточными знаниями закономерностей формирования и поддержания здоровья на оптимальном уровне, поэтому важнейшим методом решения задачи повышения уровня санитарной культуры населения является гигиеническое воспитание. Этот термин употребляется вместо термина «санитарное просвещение», который в течение длительного периода был ведущим.

Гигиеническое воспитание — это комплексная образовательная и воспитательная деятельность, направленная на формирование сознательного и ответственного поведения человека в целях развития, сохранения и восстановления здоровья и трудоспособности. Оно формирует знания, взгляды, убеждения, мотивы и поведение человека в отношении здоровья и болезни, является составной частью как общего образования и воспитания, так и системы охраны здоровья. Гигиеническое воспитание дает положительные результаты, когда созданы объективные (материальные) предпосылки для реализации рекомендуемых медицинской наукой гигиенических норм и правил, когда выработана положительная мотивация человеке на здоровье и стремление к укреплению здоровья становится своеобразной «модой».

Передача медико-гигиенической информации обеспечивается с помощью различных методов, форм и средств. Методы группируются по способам управления познавательной деятельностью, принятой в системе среднего и высшего образования: информационно-рецептивный (основан на предъявлении готовой информации и обеспечивает усвоение знаний на уровне восприятия и запоминания); репродуктивный (объяснение выводов медицинской науки, освещение различных вариантов решения проблемы; нацелен на воспроизведение реципиентами полученных знаний, формирование умений и навыков); проблемный (коммуникатор обсуждает с реципиентами различные варианты решения проблемы, как бы включает их в процесс «поисков истины» и тем самым подводит к выводу, основанному на усвоении глубоких процессов изучаемого явления; нацелен на творческий подход к выполнению норм и правил здорового образа жизни).

Каждый из методов может быть реализован с помощью определенных форм и средств. Различают индивидуальные, групповые и массовые формы гигиенического воспитания. Формы индивидуального воздействия позволяют максимально учитывать особенности реципиента. Они используются, например, в процессе общения медработника с пациентом (беседа, инструктаж, консультация - очная или по телефону, личная корреспонденция).

Формы группового воздействия применяются для дифференцированного гигиенического воспитания различных возрастно-половых и профессиональных групп населения, а также для практического обучения. Различают односторонние, или пассивные (доклад, сообщение, выступление и т.п.), и двусторонние, или активные (дискуссия, викторина), формы передачи информации.

Наряду с такими факторами, как генетическая обусловленность, неблагоприятные социальные, экологические условия развития и другие им подобные, неблагоприятное и существенное воздействие на здоровье обучающихся оказывает другая группа факторов - «внутренние», имеющие непосредственное отношение к проблеме здоровьесберегающих технологий. С негативным  влиянием  именно  этих факторов,  к  которым  относятся интенсификация и  нерациональная организация учебного процесса, несоответствие методик   обучения    возрастным   возможностям обучающихся и т.п., специалисты связывают до 40% подростковой патологии.      Следует     учесть,   что   утомительность  урока  является не следствием какой-либо одной причины (сложности материла или психологической напряженности), а определённым сочетанием, совокупностью различных факторов.

Интенсификация  образовательного процесса идёт различными путями.

Первый  - увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и т. п.).  

Другой вариант интенсификации учебного процесса - реальное уменьшение количества часов при сохранении или увеличении объема материала.

Частое следствие интенсификации - возникновение у детей состояний усталости, утомления, переутомления. Именно переутомление создаёт предпосылки для развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний.

Конечно, утомление не объясняется каким-либо одним фактором - оно определяется комбинацией различных причин, среди которых значительное место занимают умственные и физические перегрузки, не адекватные возможностям данного организма, статическое положение тела во время работы, «монотония». Фоном для развития утомления обычно является безразличное или угнетённое эмоциональное состояние.

Приведём развёрнутый перечень внутренних факторов, небезразличных для здоровья обучающихся.

1. Гигиенические условия:

  • уровень шума, освещённость, воздушная среда;
  • размер помещений (кубатура);
  • дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы);
  • качество используемых стройматериалов;
  • мебель: размеры, размещение в помещении;
  • видеоэкранные средства - компьютеры, телевизоры;
  • пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания, качество питьевой воды, используемой в школе;
  • экологическое состояние прилегающей к ОУ территории;  
  • состояние сантехнического оборудования.

2. Учебно-организационные факторы (зависящие в большей степени от администрации образовательного учреждения – далее ОУ):

  • объём учебной нагрузки, её соответствие возрастным и индивидуальным возможностям обучающегося;
  • расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году;
  • организационно -  педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т. п.);
  • объём физической нагрузки -   по дням, за неделю, за месяц
    (на уроках физкультуры, на переменах, во внеурочное время);
  • особенности устава ОУ и норм жизни ОУ;
  • медицинское обеспечение ОУ, наличие психолога;
  • участие родителей в жизни ОУ;
  • стиль управления  администрации,  характер  отношений
    «по вертикали»;
  • психологический климат в педагогическом коллективе, характер отношений «по горизонтали»;
  • интегрированность ОУ в окружающий социум, влияние администрации района и других организаций на жизнь ОУ;
  • наличие/отсутствие системы работы по   формированию культуры и здорового образа жизни обучающихся;
  • позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

3. Психолого-педагогические факторы (зависящие в большей степени от преподавателя):

  • психологический климат в группе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок;
  • стиль педагогического общения преподавателя с обучающимися;
  • характер  проведения опросов и экзаменов, проблема оценок;
  • степень реализации преподавателем индивидуального подхода к обучающимся;
  • соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям обучающихся;
  • степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений обучающихся на уроках;
  • личностные психические особенности преподавателя - его характер, эмоциональные проявления;
  • состояние здоровья преподавателя, его образ жизни и отношение к своему здоровью;
  • степень обременённости преподавателя собственными проблемами, его способность к психоэмоциональному переключению;
  • степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности преподавателя;
  • профессиональная подготовленность преподавателя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.

Перечисленные и другие аналогичные факторы - это поле педагогической деятельности, те направления, работая по которым можно и нужно переломить тенденцию к снижению уровня здоровья подрастающего поколения.

Исследования Института возрастной физиологии РАО позволяют  проранжировать вышеперечисленные факторы риска ОУ, и выделить наиболее важные, разместив их по убыванию значимости и силы влияния на здоровье обучающихся.

Факторы риска:

1) Стрессовая педагогическая тактика.

2) Несоответствие методик и технологий обучения и воспитания возрастным и функциональным возможностям обучающихся.

3) Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебно-воспитательного  процесса.

4) Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

5) Провалы в существующей системе физического воспитания.

6) Интенсификация учебного процесса.

7) Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья учащихся.

8) Частичное разрушение  служб медицинского контроля  ОУ.

9) Отсутствие системной работы по формированию представления о здоровье и здоровом образе жизни как ценности.

Факторы риска – это тот комплекс проблем, причиной которых является неадекватная организация учебно-воспитательного процесса и неадекватная система требований самого образовательного учреждения или системы образования в целом, а значит – снижение их негативного влияния (или полное устранение) находятся в рамках здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения и системы образования.

Целью современного образования является развитие не только мыслящей, деятельной, творческой, но главное - здоровой личности. В связи с этим в основу процесса обучения и воспитания положен принцип здоровьесберегающего подхода, целью которого является создание единого пространства для формирования личности, гармонично развитой физически и психически. Одним из способов решения проблемы ухудшающегося состояния здоровья обучающихся является строгая реализация здоровьесберегающей среды в процессе обучения в образовательных учреждениях.

Целью нашего образовательного учреждения является целостное развитие человека с сохранением его психофизического здоровья, развитие личности, способной заниматься самовоспитанием и самообразованием, найти свое место в жизни, творчески реализовать свои возможности.
Достижение этого целевого ориентира предполагает создание в техникуме условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья обучающихся и преподавателей.

Наукой доказано, что здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье обучающихся, тем продуктивнее обучение, и, следовательно, чем выше активность и противостояние возможному негативному воздействию извне, тем успешнее протекает адаптация к условиям среды.

Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении основано на:

  • возрастных особенностях познавательной деятельности детей,
  • обучении на оптимальном уровне трудности (сложности),
  • вариативности методов и форм обучения,
  • оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок,
  • обучении в малых группах,
  • использовании наглядности и сочетании различных форм предоставления информации,
  • создании эмоционально благоприятной атмосферы,
  • формировании положительной мотивации к учёбе (педагогика успеха).

Здоровьесберегающая среда должна включать взаимосвязь и взаимодействие всех факторов, которые направлены на сохранение здоровья обучающихся на всех этапах обучения и развития.

Под здоровьесберегающей средой подразумевается совокупность условий, в которых ученик без принуждения, по собственному выбору может развивать свои индивидуальные способности, реализовывать возможности самоопределения и самовыражения с учётом реального состояния здоровья и необходимости его дальнейшего укрепления. 

Создание здоровьесберегающей среды в школе позволит дальнейшему развитию культуры здоровья учащейся молодежи и осуществлению преемственности в современном образовании.

 

Оригинал работы: Факторы и условия, оказывающие влияние за здоровье




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*