Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Специфика преподавания основ правоведения для детей с ограниченными возможностями здоровья

24.05.2016 116 143
Грушевская Светлана Юрьевна, преподаватель

Профессиональное училище № 3 г. Волжский

Основной целью обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является социальная адаптация и интеграция их в общество. Особенный ребенок должен чувствовать себя, прежде всего защищенным. Изучение основ правоведения частично выполняет эту задачу. Однако не сразу удается понять, как и чему учить детей с ОВЗ. Ориентируясь на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (ФГОС) и примерной программы среднего общего образования по основам права, была разработана программа учебного курса «Основы правоведения», рассчитанная согласно учебному плану на 17 часов и направленная на формирование представления о роли права в регулировании общественных отношений, законотворческого процесса в стране, о вопросах семейного и трудового права.

Тематическое и поурочное планирование  курса «Основы правоведения»

Методология коррекционного образования формируется на основе знаний физиологических и психических особенностей детей с отклонениями в развитии. Индивидуальный и дифференцированный подход, специальные приемы, наглядность и дидактика в разъяснении материала - такова основная специфика преподавания в коррекционных группах. Организация индивидуально-дифференцированного обучения начинается с определения психофизиологического портрета каждого студента, оценки динамических свойств нервной системы (уравновешенность, подвижность). Это необходимо для составления примерной схемы рассаживания обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей и типа учебной деятельности. Наиболее целесообразной  является работа в  парах (группах) сменного состава. В основе работы малых групп лежит учебное сотрудничество. Общеизвестно, что в сотрудничестве ученик может сделать больше, чем самостоятельно. Работая в парах (группах), студенты с противоположными стилями обучения могут реально помочь друг другу. Имея набор стратегий обучения, ассоциированных с каждым учебным стилем, учащиеся, выполняя смешанные задания, могут увеличить количество своих учебных стратегий. Наиболее эффективным видом деятельности осуществляемой в малой группе является решение ситуативных задач, которые позволяют ребенку ассоциировать себя с одним из персонажей задачи и самостоятельно определить сценарий поступка с юридической точки зрения.

Пример.

Задача 1. «15-летний учащийся школы Иванченко в магазине «Магнит» похитил с прилавка товары на общую сумму 478 рублей». К какому виду ответственности он будет привлечен? Поясните свой ответ. Приведите свой пример подобного правонарушения.

Задача 2. «Калашникова и Васнецов решили заключить брак, но затем выяснилось, что Васнецов не может присутствовать на церемонии бракосочетания, так как он - студент исторического факультета и в это время будет находиться на археологических раскопках в другом регионе. Чтобы не переносить дату,  согласованную с работниками ЗАГСА, Васнецов написал доверенность на имя своего близкого друга Семенова, в которой уполномочил его на заключение брака с Калашниковой от имени Васнецова». Как вы думаете, будет ли зарегистрирован брак?

Задача 3.  «Гражданке Ивановой было отказано в приеме на работу на том основании, что ей исполнилось 45 лет, а работодатель предпочитает иметь дело с молодыми специалистами, активными и перспективными работниками. Иванова обратилась в суд».  Законны ли действия работодателя? Каковы основания обращения Ивановой в суд? Подобного рода задачи целесообразно использовать после изучения каждого раздела программы в качестве рефлексии и дальнейшей интеграции ребенка в общество.   Использование комиксов на уроках правоведения позволяет сделать процесс обучения в парах не только наглядным, но и максимально комфортным с психологической точки зрения, а это очень важно для детей с ОВЗ. Содержание комиксов во многом зависит от изучаемого материала с одной стороны и важностью вопроса на современном этапе с другой стороны. Так комикс,  изображающий как молодой человек на скейтборде,  сбивает девочку, вначале вызывает улыбку, недоумение и вопрос – а где здесь преступление? Но обратив внимание обучающихся на ст.118 УК РФ, они начинают оценивать ситуацию по иному, а предложение создать свой комикс, согласно  этой, же стать УК РФ позволяет активизировать и разнообразить процесс обучения. Одной из составляющих психического развития учащихся является контролирующая и оценочная деятельность. Взаимодействие обучающихся в парах (группах) необходимо для получения опыта контрольно-оценочных действий в условиях равноправного общения. Игра «Ты мне-я тебе» позволяет в игровой форме закрепить полученные знания, усвоить правильные поведенческие модели, которые в дальнейшем помогут лучше адаптироваться в обществе. Групповая или фронтальная работа на уроках  по основам правоведения  невозможна без использования наглядности, способствующей формированию знаний и умений по учебной дисциплине, развитию мышления детей с ОВЗ.  Наглядная схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства по основам права, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного правового материала, а на суть правовой проблемы, размышление по той или иной спорной правовой ситуации, осознание причинно-следственных правовых зависимостей и связей. Очень важное условие в работе со схемами-опорами: они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакаты.  Наглядные средства преподавания имеют существенное значение для реа­лизации информационной и управляющей функций учителя. Они помогают возбудить и поддерживать познавательные интересы уча­щихся, улучшают наглядность учебного материала, делают его более доступным, обеспечивают более точную информацию об изучаемом явлении, интенсифицируют самостоятельную работу и позволяют вести ее в индивидуальном темпе. Их можно разделить на средства объяснения нового материала, средства закрепления и повторения и средства контроля .В использовании любого вида наглядного средства необходимо соблюдать меру и пропорции, определяемые закономерностями обучения. Так, отсутствие или недостаточное ко­личество средств наглядности снижает качество знаний за счет уменьшения познавательного интереса и затруднения понимания и образного восприятия материала. Однако большое количества демон­страций создает развлекательное настроение учащихся. Оптималь­ным следует считать при изучении трудной темы 4-5 демонстраций на урок, считая средства для самостоятельной работы учащихся и средства контроля. Опыт передовых учителей и экспериментальные исследования (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, И.П.Колошина и др.) показали, что интенсивность умственного развития зависит от того, даются ли сред­ства учения в готовом виде или конструируются учащимися на уро­ке совместно с учителем. Изготовление средств обучения дает боль­ший развивающий эффект и более высокое качество знаний учащих­ся, нежели их ординарное использование по образцу, данному пре­подавателем. Это объясняется тем, что разработка новых средств обу­чения, как и усовершенствование освоенных, предполагает изменение познавательных заданий и инструкций, использование новых видов тренировочных упражнений. Так, не абсолютное количест­во правовых задач, а их разнообразие составляют одну из дидактических ос­нов повышения качества правовых знаний учащихся, расширения их правового круго­зора и способностей.

 

Оригинал работы: Специфика  преподавания основ правоведения для детей с ограниченными возможностями здоровья




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*