Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаОсновной целью обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является социальная адаптация и интеграция их в общество. Особенный ребенок должен чувствовать себя, прежде всего защищенным. Изучение основ правоведения частично выполняет эту задачу. Однако не сразу удается понять, как и чему учить детей с ОВЗ. Ориентируясь на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (ФГОС) и примерной программы среднего общего образования по основам права, была разработана программа учебного курса «Основы правоведения», рассчитанная согласно учебному плану на 17 часов и направленная на формирование представления о роли права в регулировании общественных отношений, законотворческого процесса в стране, о вопросах семейного и трудового права.
Тематическое и поурочное планирование курса «Основы правоведения»
Методология коррекционного образования формируется на основе знаний физиологических и психических особенностей детей с отклонениями в развитии. Индивидуальный и дифференцированный подход, специальные приемы, наглядность и дидактика в разъяснении материала - такова основная специфика преподавания в коррекционных группах. Организация индивидуально-дифференцированного обучения начинается с определения психофизиологического портрета каждого студента, оценки динамических свойств нервной системы (уравновешенность, подвижность). Это необходимо для составления примерной схемы рассаживания обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей и типа учебной деятельности. Наиболее целесообразной является работа в парах (группах) сменного состава. В основе работы малых групп лежит учебное сотрудничество. Общеизвестно, что в сотрудничестве ученик может сделать больше, чем самостоятельно. Работая в парах (группах), студенты с противоположными стилями обучения могут реально помочь друг другу. Имея набор стратегий обучения, ассоциированных с каждым учебным стилем, учащиеся, выполняя смешанные задания, могут увеличить количество своих учебных стратегий. Наиболее эффективным видом деятельности осуществляемой в малой группе является решение ситуативных задач, которые позволяют ребенку ассоциировать себя с одним из персонажей задачи и самостоятельно определить сценарий поступка с юридической точки зрения.
Пример.
Задача 1. «15-летний учащийся школы Иванченко в магазине «Магнит» похитил с прилавка товары на общую сумму 478 рублей». К какому виду ответственности он будет привлечен? Поясните свой ответ. Приведите свой пример подобного правонарушения.
Задача 2. «Калашникова и Васнецов решили заключить брак, но затем выяснилось, что Васнецов не может присутствовать на церемонии бракосочетания, так как он - студент исторического факультета и в это время будет находиться на археологических раскопках в другом регионе. Чтобы не переносить дату, согласованную с работниками ЗАГСА, Васнецов написал доверенность на имя своего близкого друга Семенова, в которой уполномочил его на заключение брака с Калашниковой от имени Васнецова». Как вы думаете, будет ли зарегистрирован брак?
Задача 3. «Гражданке Ивановой было отказано в приеме на работу на том основании, что ей исполнилось 45 лет, а работодатель предпочитает иметь дело с молодыми специалистами, активными и перспективными работниками. Иванова обратилась в суд». Законны ли действия работодателя? Каковы основания обращения Ивановой в суд? Подобного рода задачи целесообразно использовать после изучения каждого раздела программы в качестве рефлексии и дальнейшей интеграции ребенка в общество. Использование комиксов на уроках правоведения позволяет сделать процесс обучения в парах не только наглядным, но и максимально комфортным с психологической точки зрения, а это очень важно для детей с ОВЗ. Содержание комиксов во многом зависит от изучаемого материала с одной стороны и важностью вопроса на современном этапе с другой стороны. Так комикс, изображающий как молодой человек на скейтборде, сбивает девочку, вначале вызывает улыбку, недоумение и вопрос – а где здесь преступление? Но обратив внимание обучающихся на ст.118 УК РФ, они начинают оценивать ситуацию по иному, а предложение создать свой комикс, согласно этой, же стать УК РФ позволяет активизировать и разнообразить процесс обучения. Одной из составляющих психического развития учащихся является контролирующая и оценочная деятельность. Взаимодействие обучающихся в парах (группах) необходимо для получения опыта контрольно-оценочных действий в условиях равноправного общения. Игра «Ты мне-я тебе» позволяет в игровой форме закрепить полученные знания, усвоить правильные поведенческие модели, которые в дальнейшем помогут лучше адаптироваться в обществе. Групповая или фронтальная работа на уроках по основам правоведения невозможна без использования наглядности, способствующей формированию знаний и умений по учебной дисциплине, развитию мышления детей с ОВЗ. Наглядная схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства по основам права, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного правового материала, а на суть правовой проблемы, размышление по той или иной спорной правовой ситуации, осознание причинно-следственных правовых зависимостей и связей. Очень важное условие в работе со схемами-опорами: они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакаты. Наглядные средства преподавания имеют существенное значение для реализации информационной и управляющей функций учителя. Они помогают возбудить и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшают наглядность учебного материала, делают его более доступным, обеспечивают более точную информацию об изучаемом явлении, интенсифицируют самостоятельную работу и позволяют вести ее в индивидуальном темпе. Их можно разделить на средства объяснения нового материала, средства закрепления и повторения и средства контроля .В использовании любого вида наглядного средства необходимо соблюдать меру и пропорции, определяемые закономерностями обучения. Так, отсутствие или недостаточное количество средств наглядности снижает качество знаний за счет уменьшения познавательного интереса и затруднения понимания и образного восприятия материала. Однако большое количества демонстраций создает развлекательное настроение учащихся. Оптимальным следует считать при изучении трудной темы 4-5 демонстраций на урок, считая средства для самостоятельной работы учащихся и средства контроля. Опыт передовых учителей и экспериментальные исследования (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, И.П.Колошина и др.) показали, что интенсивность умственного развития зависит от того, даются ли средства учения в готовом виде или конструируются учащимися на уроке совместно с учителем. Изготовление средств обучения дает больший развивающий эффект и более высокое качество знаний учащихся, нежели их ординарное использование по образцу, данному преподавателем. Это объясняется тем, что разработка новых средств обучения, как и усовершенствование освоенных, предполагает изменение познавательных заданий и инструкций, использование новых видов тренировочных упражнений. Так, не абсолютное количество правовых задач, а их разнообразие составляют одну из дидактических основ повышения качества правовых знаний учащихся, расширения их правового кругозора и способностей.
Оригинал работы: Специфика преподавания основ правоведения для детей с ограниченными возможностями здоровья
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.