Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Развитие творческих способностей студентов как фактор успешности будущего специалиста

23.05.2016 83 96
Серозудинова Галина Васильевна
Серозудинова Галина Васильевна, старший методист, преподаватель

Харитонцева Ирина Борисоана
Харитонцева Ирина Борисоана, руководитель по УМР

Волостных Рената Гаданановна
Волостных Рената Гаданановна, преподаватель

Галета Марина Андреевна
Галета Марина Андреевна, преподаватель

Новокузнецкий строительный техникум

С развитием и совершенствованием  технологий, развитием информатизации  и автоматизации производственных процессов быстрыми темпами растёт объём научно-технической информации. Конкурентоспособность в различных отраслях  обусловила новые, более высокие требования к профессиональной подготовке квалифицированных рабочих и специалистов. Предстоящая им деятельность   результативно трансформирует такие профессионально важные и личностно значимые качества, как

  • Профессиональная мобильность
  • Компетентность
  • Профессиональное мастерство

Поэтому, независимо от специализации и характера работы, выпускник должен обладать –

  • базовыми знаниями,
  • профессиональными умениями и навыками,
  • опытом творческой, исследовательской деятельности по решению новых проблем,
  • опытом социально- оценочной деятельности.

Еще в 2008 году группе экспертов (социальным партнерам) была предложена анкета для ранжирования компетенций, необходимых для успешной карьеры выпускников ГПОУ СПО НСТ. Опрос проводился среди руководителей кадровой службы, руководителей учебных пунктов предприятий, руководителей подразделений, а также среди самих работников.  

Анализ анкетных данных показал, что высокие оценки предприятия дают нашим выпускникам по знанию технологического процесса, организации рабочего места, использованию информационных технологий; умению выполнять простейшие операции вручную и с применением средств механизации, решать несложные производственные задачи. Наряду с этими компетенциями работодатели низко оценивают способность к умению видеть проблему, к анализу самооценки продуктивности собственной трудовой деятельности, сложности в выполняемой работе, умение анализировать результаты, соотносить их с заданной целью; коммуникативные умения (умение работать в команде, результативно взаимодействовать с коллегами); умение организовать собственную деятельность.

Ранжирование компетенций позволило нам сделать вывод, что работодатели и преподаватели одинаково понимают конкурентоспособность выпускника. И объединяющим началом стало четкое понимание необходимости формирования:

  • постоянной готовности к самообучению и пополнению знаний, поскольку в условиях внедрения прогрессивных технологий, полученные ранее знания быстро устаревают, снижая уровень профессиональной компетентности работника;
  • способности к инновациям, которая включает техническое творчество, поиск оригинальных решений, умение определять время и условия замены техники и технологии на более совершенные;
  • способности к анализу самооценки продуктивности собственной трудовой деятельности;
  • проявления инициативности, технической компетентности, предприимчивости, активности;
  • умения убедительно представлять свои идеи в устной и письменной формах,
  • умение эффективно работать в команде, сочетать самостоятельность с готовностью помогать лидеру в достижении целей;
  • повышения ответственности за качество выполняемой работы.

Маркетинговые исследования по выявлению конкурентоспособности наших выпускников на предприятиях проводятся ежегодно. При ответе на вопрос: «Какие характеристики составят конкурентные преимущества при устройстве на работу после окончания техникума и помогут успешно адаптироваться на производстве?» получены результаты, которые позволяют сделать вывод, что

  • растет значимость творческих способностей выпускников среднего звена за счет того, что человек с развитыми творческими способностями более успешно справляется с профессиональными задачами, достигает значимых успехов;
  • одной из составляющих профессиональной компетенции современного квалифицированного рабочего является такое качество личности, как творческий потенциал.

  Основными задачами функционирования НИРС в техникуме, являются

  • Создание предпосылок для воспитания и самореализации личностных и творческих способностей студентов
  • содействие всестороннему развитию личности студента, формированию его объективной самооценки
  • развитие у студентов способностей к самостоятельным обоснованным суждениям и выводам.
  • В ФГОС отражает переход в конструировании содержания образования от «знаний» к «способам деятельности», поэтому при выборе технологий и методов обучения для реализации компетентностного подхода особое внимание уделяется методам обеспечивающим включение обучающихся в активную деятельность, развивая инициативу и ответственность. посредством использования внеаудиторной самостоятельной работы .

У нас появляется возможность сформировать навыки работы с дополнительными источниками, умения классифицировать и обобщать полученную информацию, активно использовать электронные ресурсы,

студентам предоставляется возможность испробовать свои силы в решении актуальных задач.

Преподаватели техникума стараются использовать самостоятельную работу не только для овладения знаниями и освоения  учебного материала, но и как возможность - применения  этих  наработок  для дальнейшего углубленного изучения  и использования в творческой исследовательской деятельности.

  Поиск необходимой информации  и  самостоятельная  работа  заинтересовывают  обучающегося      в дальнейшем изучении определенной тематики, что в последствии приводит к  разработке проекта или участию в научно-практических конференциях.

Студенты и преподаватели  техникума    принимают  активное участие   в различных  студенческих  конкурсах    и  конференциях Всероссийского, Регионального и Областного масштабов -  разнообразие номинаций и выбранных тем говорят о разностороннем интересе наших студентов - это и исторические изучения, исследование краеведения, социально-значимые  проекты и внедрение новых технологий в строительстве, изучение  экологических проблем и их  решение.

Формирование культуры исследовательской деятельности способствует:

  • освоению учебного материала, развитию активности, становлению творческой позиции и стиля.
  • сформированному у большинства обучающихся умению выбрать направление индивидуального развития и способности строить собственную образовательную траекторию;
  • формированию рефлексивных навыков и развитию творческих способностей;
  • овладению обучающимися навыками исследовательской деятельности в силу их индивидуальных способностей;
  • повышению количественных и качественных показателей участия в конкурсах, олимпиадах, конференциях различных уровней;

Считаем, что развитие творческих способностей обучающихся позволить  определить направление развития промышленности и производства региона и стоящие перед ним задачи, определить стратегию решения этих задач, а также максимально включить студентов в процесс решения задач; и уже в процессе прохождения производственных  практик, проводить открытые столы для специалистов и преподавателей на предприятиях профильного направления, создать учебные курсы и  пособия для преподавателей и студентов, освоить образовательные кейсы (тренинги, деловые игры,  и т.д.),   новую электронную библиотечную базу.

За период  с 2013-2016 года  научно – исследовательской и научно –  практической деятельностью было заинтересовано большое количество преподавателей и студентов. С каждым годом число участников растет и повышается результативность , в 2015-2016 учебном году   более 30 студентов приняли участие в различных конференциях  в соответствии с  « Планом мероприятий» и были оценены экспертами - 12 призовых мест в различных номинациях.    

Успеху в исследовательской деятельности содействует, как и в любом другом виде деятельности, прежде всего, теоретическая вооруженность и наличие у студента необходимого объема исследовательских умений, опыт руководителя и творческий подход , так например при участии в студентов в молодежном форуме «Техноноватор» (ГОУ СПО КИТ ,17.03.2015г) под руководством преподавателей Дробахина К.А.  и Панченко Н.Д. были разработаны проекты восстановления деталей при ремонте дорожных машин  и внедрения новых методов технического обслуживания автомобилей, заняты призовые  места. А в дальнейшем эти  темы взяты для  разработки дипломных проектов.

Исследовательский поиск – увлекателен!  Проблема определения степени результативности  учебно-исследовательской деятельности внешне представляется простой, но на самом деле очень сложна.  

Надо определиться – что следует считать результатом?   А  Результат  таков  - наши  выпускники  они  востребованы и соответствуют современным требованиям  работодателей.   А высокая оценка профессиональных и творческих качеств молодого специалиста способствует поддержанию конкурентоспособности всего учебного заведения, что в свою очередь скажется на возможности трудоустройства  наших выпускников.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*