Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Комплексное сопровождение реализации ФГОС по направлению 23.00.0 Техника и технология наземного транспорта

20.05.2016 1192 2394
Серозудинова Галина Васильевна
Серозудинова Галина Васильевна, преподаватель

Дробахин Константин Анатольевич
Дробахин Константин Анатольевич, преподаватель

Алпеев Денис Владимирович
Алпеев Денис Владимирович, преподаватель

Харитонцева Ирина Борисоана
Харитонцева Ирина Борисоана, руководитель по УМР

Кузбасский колледж архитектуры, строительства и цифровых технологий

За последние годы  было разработано  три поколения образовательных стандартов профессионального образования. Эти документы отразили изменения в методологии всего образования, связанные с переходом от парадигмы «образование на всю жизнь» к парадигме «образование через всю жизнь». С 2011 года наше образование развивается в соответствии с третьими  стандартами, в основе которых - модульно-компетентностный подход, обеспечивающий диалог между сферами труда и образования.

Качество и эффективность  образовательного процесса повышаются, если его учебно-методическое обеспечение осуществляется системно, т. е. включает в себя разработку и создание системы нормативно- методических материалов, учебно-информационных, учебно-методических, в том числе, учебно-методических материалов для самостоятельной работы студентов, учебно-методических материалов по контролю, учебно-методических комплексов преподавателя.

Нами уже в 2011 году были определены основные направления методического сопровождения ФГОС НПО/СПО

  • Реализация ФГОС / апробация разработанных ОПОП и их корректировка
  • Адаптация образовательного процесса к требованиям ФГОС
  • Разработка рекомендаций по организации учебной и производственной практики, промежуточной и государственной итоговой аттестации
  • Создание комплексного методического обеспечения реализуемых ОПОП.

Нами по всем специальностям и профессиям созданы  учебно-методические комплексы, которые включают 

  • учебно-методический комплекс дисциплин
  • учебно-методический комплекс профессиональных модулей
  • учебно-методический комплекс учебной или производственной практики

Требования к структуре и содержанию УМК базируются на нормативных документах Министерства образования и науки РФ, ФГОС СПО и НПО.

Нами составлен перечень составляющих УМК:

  • нормативный блок: выписка из ФГОС, выписка из учебного плана, примерная учебная программа, рабочая учебная программа (дисциплины, модуля, спецкурса), инструкции, положения и пр.;
  • теоретический блок: учебники, учебные пособия, курсы лекций, конспекты лекций, электронные конспекты лекций;
  • практический блок: практикумы, учебные справочники, хрестоматии, наглядно-иллюстративные материалы; планы практических занятий, планы семинарских занятий, планы лабораторных занятий, планы практикумов и пр.;
  • блок оценочно-диагностических средств и контрольно-измерительных материалов: вопросы и задания для самостоятельной работы студентов, перечень вопросов к зачету, перечень вопросов к экзамену, экзаменационные билеты, практические задания к экзамену/зачету, полный комплект тестов текущего контроля, полный комплект тестов промежуточной аттестации, экзаменационный тест, банк тестовых заданий для самоконтроля;
  • методический блок: методические рекомендации по дисциплине для преподавателей, методические рекомендации по дисциплине для студентов, методические указания к выполнению курсовой работы (проекта), выпускной квалификационной работы (дипломной работы);
  • информационно-технический блок: фонд учебно-методической литературы по всем направлениям подготовки; специальная методическая литература по дополнительному образованию; основные подписные издания; информационный материал на электронных носителях; наглядно-иллюстративные материалы: таблицы, плакаты, схемы, наглядные пособия, макеты и др. по направлениям подготовки; дидактические материалы: игры, таблицы, карточки, тесты и др. ТСО;

УМК профессионального модуля:

  • руководство по модулю - учебно-планирующий документ, который предназначен для преподавателей. В нем обозначаются методы обучения, необходимые ресурсы, а также содержится краткий сценарий занятий по реализации модуля;
  • методические рекомендации по выполнению практических работ предназначены для оказания помощи студентам. Они содержат задания для практических работ, алгоритм выполнения работ, форму отчетности, перечень контрольных вопросов, контрольную ведомость. В контрольной ведомости преподаватель отмечает поэтапное приобретение студентами практического опыта, формирование общих и профессиональных компетенций;
  • практика является обязательным разделом профессионального модуля. Для выполнения практики составляются методические рекомендации для студентов, в которые входят задания по практике, инструкции, перечень рекомендуемой литературы.

Комплект «Курсовые работы и курсовое проектирование» - это комплект документов, необходимых студенту при написании курсовых проектов или курсовых работ; в большей степени имеет справочно-поисковый характер. Часть документов комплекта должна быть включена в состав УМК дисциплины, если учебным планом предусматривается время на курсовое проектирование по данной дисциплине. В том случае, когда курсовая работа или проект представляет собой комплексную работу (т. е. объединяет две и более дисциплины), наличие документации по курсовому проектированию не является обязательной частью учебно-методического комплекса дисциплины.

Изменения в УМК могут вноситься по мере потери актуальности содержания всего комплекса, либо отдельных его элементов.  Электронная формы хранятся в методическом кабинете техникума.

Каждый из разрабатываемых УМК включает в себя полную совокупность образовательных ресурсов, необходимых для самостоятельного изучения соответствующей УД/ПМ при консультационной поддержке ОУ, теоретические материалы, а также интерактивные учебные задания для тренинга и средства контроля знаний и умений.

Комплексный УМК позволяет:

  • скорректировать содержание рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей;
  • разработать и апробировать методические указания по выполнению лабораторных, практических работ, по организации и проведению самостоятельной работы в соответствии с требованиями ФГОС;
  • составить и апробировать фонд оценочных средств для проведения текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации по ОП в соответствии с требованиями ФГОС СПО;
  • реализовать внешнюю и внутреннюю систему повышения квалификации преподавателей техникума по вопросу создания оценочных средств освоения ОПОП специальности в соответствии с требованиями ФГОС СПО.

Но качественная подготовка специалистов по направлению 23.00.00 Техника и технология наземного транспорта складывается из направлений – теоретическое обучение, практическое обучение и государственная итоговая аттестация, как показатель качества обучения.

Достижение профессиональной компетентности выпускников, проживающих на территории региона и в перспективе трудоустраивающихся в региональных предприятиях (организациях), обеспечивается интеграцией двух основных групп компетенций: профессиональных и общих.

Профессиональные компетенции представляют собой уникальные для каждой профессии способы деятельности, обеспечивающие решение конкретных профессиональных задач в рамках профессиональных функций, составляющих данный вид профессиональной деятельности.

 Общие компетенции – это универсальные способы деятельности, общие для всех или большинства профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся фактором интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда.

Комплекс профессиональных и общих компетенций выпускника определяет его профессиональную квалификацию – результат профессионального образования – теоретическую и практическую подготовленность к деятельности и продуктивность этой деятельности.

Группа региональных требований к дополнительным (регионально-значимым) образовательным результатам профессиональных образовательных организаций в рамках вариативной составляющей включает в себя:

  • дополнительные умения и знания выпускников, освоение которых позволит им организовать деятельность по профилю своей профессии, специальности;
  • дополнительную общую компетенцию выпускников, например, «Осуществлять эффективное трудоустройство и планировать профессиональную карьеру», необходимую для эффективного поведения на региональном рынке труда;
  • дополнительные профессиональные компетенции выпускников, связанные с уникальными производственными технологиями, предметами, средствами труда, особенностями организации труда на передовых предприятиях региона (в соответствии с профессией, специальностью).

Необходимость овладения дополнительными умения и знаниями обусловлена особенностями областного рынка труда, а также задачей повышения конкурентоспособности выпускников системы до вузовского профессионального образования через освоение умений и навыков построения профессиональной карьеры

Стандарт – ФГОС включает в себя:

  • ПМ. 01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
  • ПМ. 02 Организация деятельности коллектива исполнителей
  • ПМ. 03 Выполнение работ по рабочей профессии

Так как стандарт требований у работодателя больше чем в себя включает ФГОС, то в результате анализа профессиональных модулей,   мы видим: что в стандарте нет знаний и умений которые предъявляет работодатель  или имеют более сжатые требования.

 Поэтому мы пришили к выводу, что необходимо ввести в дисциплины дополнительные знания и умения из вариативной части.

Анализируя рынок труда и потребности региональных работодателей, мы ежегодно корректируем количество часов на введенные из вариативной части дисциплины («Автомобильные   перевозки», «Особенности обслуживания автомобилей иностранного производства», «Станции технического обслуживания», «Экология транспорта», «Экспертиза автотранспорта», «Перспективные конструкции автомобилей», «Лицензирование и сертификация») вносим поправки в ЗУН, вносим изменения в существующий учебный план специальности.

Важную роль в формировании качественного специалиста по направлению 23.00.00 Техника и технология наземного транспорта играет практическое обучение.

Функционирование практического обучения зависит от его учебно-методического обеспечения. Оно включает в себя как учебно-методическую документацию, так и учебно-методические средства обучения.

Учебно-методическая документация предназначена для определения содержания и планирования практического обучения. Учебно-методические средства практического обучения – для обеспечения оптимального функционирования практического обучения.

Одним из главных принципов рационального обеспечения практического обучения учебно-методическими средствами является принцип комплексности. Методическое оснащение практического обучения  непрерывно трансформируется в комплексное методическое обеспечение (КМО). Это позволяет осуществлять планирование, разработку, создание, учет и контроль учебно-методической оснащенности практического обучения на научной основе.

Что же такое комплексное учебно-методическое обеспечение практического обучения? Комплексное учебно-методическое обеспечение – это планирование, разработка и создание оптимальной системы учебно-методической документации и дидактических средств, необходимых для  качественного обучения.

Системность учебно-методической документации и средств практического обучения охватывает все основное содержание программного материала по направлению 23.00.00 Техника и технология наземного транспорта. Комплексность достигнута тем, что изучение каждой темы (раздела) учебной программы обеспечивается необходимым оптимальным минимумом средств обучения и необходимой документацией, позволяющей качественно осуществлять учебный процесс.

Затем производится учет дидактических возможностей средств практического обучения. Различные средства обучения имеют различное назначение, различные дидактические функции и возможности. Комплексный подход учебно-методического обеспечения практического обучения предполагает планирование и создание комплекса соответствующих средств обучения с учетом их преимущественных функций и возможностей, а также типичных ситуаций применения.

Комплексный подход к учебно-методическому обеспечению процесса практического обучения привел к тому, что средства обучения обеспечили и обучающую деятельность преподавателя и учебную деятельность обучающихся на всех этапах учебного процесса. Были сформированы ориентировочные основы действий обучающихся, новых способов действий, применение освоенных способов действия, контроль и оценка формируемых и сформированных умений и навыков учащихся.

Процесс практического обучения выполняет три основные функции: образовательную, воспитательную и развивающую. Комплексный подход к учебно-методическому обеспечению позволил реализовать все основные функций педагогического процесса в совокупности.

По результатам планирования оптимального набора учебно-методической документации практического обучения по направлению 23.00.00 Техника и технология наземного транспорта составлены реестры комплексного методического обеспечения. Такой реестр представляет собой документ, в котором зафиксированы вся учебно-методическая документация, учебная и методическая литература, а также средства практического обучения, необходимые для полного и качественного проведения процесса обучения.

Реестры комплексного методического обеспечения дают возможность:

  • определять вид, наименование и количество средств обучения, необходимых для обучения;
  • производить учет имеющихся средств обучения и учебно-методической документации;
  • планировать текущую работу по созданию недостающих средств обучения;
  • осуществлять учет и контроль выполнения планов комплексного методического обеспечения.

Реестр комплексного методического обеспечения практического обучения по направлению 23.00.00 Техника и технология наземного транспорта включает следующие основные разделы:

1) Нормативная и учебно-методическая документация.

2) Средства практического обучения и учебная литература.

3) Средства контроля.

Одним из главных направлений практического обучения по направлению 23.00.00 Техника и технология наземного транспорта является проведение конкурсов и олимпиад профессионального мастерства.

В 2016 году в соответствии с планом работы Некоммерческой организации «Союз директоров профессиональных образовательных организаций Кемеровской области» на базе ГПОУ Новокузнецкий строительный техникум и в тесном сотрудничестве с ООО «Новокузнецкое грузовое автотранспортное предприятие №2» была проведена областная олимпиада профессионального мастерства обучающихся  по  специальности  среднего  профессионального  образования 23.02.03 (190631) «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Целями олимпиады были: выявление студентов, способных применять на практике знания и умения по специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта; определение качества подготовки студентов с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта в условиях реального производства.

Олимпиада проходила в несколько этапов: электронное тестирование по ПДД и устройству, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, а также выполнение практических заданий в лабораториях и мастерских предприятия. Профессиональное жюри, которое состояло из работников ООО «Новокузнецкое грузовое автотранспортное предприятие №2»,  отметило хорошую теоретическую  подготовку и высокий уровень практических умений обучающихся.

Олимпиада позволила эффективно заинтересовать студентов в совершенствовании профессионального мастерства; наладить взаимоотношения между коллективами профессиональных образовательных организаций для обмена опытом обучения студентов; повысить роль социального партнерства в обеспечении качества подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.

Результат работы по качественной подготовке специалистов по направлению 23.00.00 Техника и технология наземного транспорта оценивается государственной итоговой аттестацией (ГИА).

ГИА в Новокузнецком строительном техникуме в 2015 году проводилась в форме защиты дипломного проекта. До 2015 года ГИА проводилась в форме междисциплинарного экзамена.

Отметим, что дипломное проектирование проводится в целях определения:

  • соответствия результатов освоения выпускниками программы подготовки спе­циалистов требованиям ФГОС и работодателей;
  • готовности выпускника к профессиональной деятельности и сформированности у выпускника профессиональных компетенций (ПК).

Для организации проведения защиты дипломного проекта в соответствии с нормативными документами было разработано положение «По организации  государственной итоговой аттестации».

Так как дипломные проекты должны быть практикоориентированными, то их тематика  так же должна иметь практическую направленность при  сохранении соответствия содержанию одному или нескольким профессиональным модулям, входящим в образовательную программу.

Основная задача при таком подходе заключается в разработке требований и тем дипломных проектов.

Надо сказать, что был у нас опыт дипломного проектирования на заочном отделении. Но там студенты работали по специальности, и удавалось проводить дипломирование на основе реальных предприятий. Поэтому и на дневной форме обучения появилась идея брать за основу предприятия хотя-бы социальных партнеров.

Большую помощь оказало и то, что мы проводим научно-исследовательскую работу со студентами и работу по техническому творчеству. Несколько работ вылились в дипломные проекты. Также в рамках дипломного проектирования несколько  проектов подразумевали изготовление действующих стендов.

В итоге были выработаны требования к ДП. Разработана структура дипломного проекта. Разработаны требования к объему и содержанию структурных частей ДП.

Также возможно, чтобы на государственную итоговую аттестацию выпускник  представил портфолио индивидуальных достижений, свидетельствующих об оценках его квалификации (сертификаты, дипломы и грамоты по результатам участия в олимпиадах, конкурсах, выставках, характеристики с места прохождения практики или с места работы и т.д.). Поэтому во время доклада обучающийся использовали подготовленный наглядный материал, иллюстрирующий основные положения ДП, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий. Также в русле современных тенденций дипломное проектирование мы решили перевести на компьютерные технологии – выполнение документации с использованием компьютерных программ.

Также  считаем, что студентам   еще на стадии практики по профилю специальности, необходимо анализировать состояние отрасли и предлагать включать   проблемные  (актуальные) вопросы   в  темы для дипломного проектирования.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*