Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Выпускная квалификационная работа по теме: «Формирование профессиональных компетенций выпускников техникума»

19.05.2016 223 1 319
Терентьев Михаил Николаевич
Терентьев Михаил Николаевич, зам. директора по УР

Кузоватовский технологический техникум

Актуальность исследования. Сегодня во всем мире отмечается повышенный интерес к одной из центральных социальных проблем – поиску путей развития системы образования. Именно образование определяет облик будущего, каким будет человечество третьего тысячелетия, его экономический, интеллектуальный, личностный, культурный, нравственный потенциал.

Переход от индустриального общества и простых технологических операций к постиндустриальному типу экономики требует большого числа людей, которые могут работать с пакетами современных технологий в изменяющихся внешних условиях, заставляющих человека самостоятельно оценивать ситуацию и принимать ответственные решения. Новый тип экономики предъявляет новые требования к выпускникам, среди которых все больший приоритет получают требования системно организованных интеллектуальных,  коммуникативных,  рефлексирующих,  самоорганизующих , моральных начал, позволяющих успешно организовать деятельность в широком социальном, экономическом, культурном контекстах. В докладе ЮНЕСКО говорится, что предпринимателям чаще нужна не квалификация, которая с их точки зрения слишком часто ассоциируется с умением осуществлять те или иные операции материального характера, а компетентность, которая рассматривается как своего рода «коктейль» навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация в строгом смысле этого сло-ва,  социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и любовь к риску. Именно с формированием компетентности будущего специалиста связывают сегодня качество профессионального образования, обеспечивающее конкурентоспособность выпускника на рынке труда.

Целью образования является не только передача студенту совокупности знаний, умений и навыков в определенной сфере, но и развитие кругозора, междисциплинарного чутья, способности к индивидуальным креативным решениям, к самообучению, а также формирование гуманистических ценностей. Все это и составляет специфику компетентностного подхода. Его реализация предполагает перенос акцентов на воспитательную, развивающую функции образования, на становление в процессе обучения личности будущего специалиста, его гармоничное духовное и нравственное развитие, высокую психологическую устойчивость и готовность к полезному труду.

Переход на компетентностно-ориентированное образование является закономерным этапом модернизации системы российского профессионального образования, позволяющим разрешить противоречия между требованиями к его качеству, предъявляемые государством, обществом, работодателем, а также формирующимися рынками труда, и его актуальными образовательными результатами.

Актуальность данной проблемы подтверждается и тем, что именно такой подход заложен сегодня в макете нового стандарта среднего профессионального образования, также ориентированного на достижение выпускниками учреждений среднего профессионального образования (СПО) общих и профессиональных компетенций.

Проблемами развития среднего профессионального образования занимаются Ф.Н. Клюев, Л.М. Кустов, Г.С. Костыко, А.Я. Наин, A.M. Новиков, С.Ю. Салмина и др. Образовательные технологии и методики СПО изучаются В.В. Гузеевым, Э.Ф. Зеером, М.В. Клариным, Г.К. Селевко, К. Фрей, Н.Е. Эргановой и др.

Основные идеи педагогики профессионально-технического образования раскрыты в работах С.Я. Батышева, А.П. Беляевой, Б.С. Гершунского, Н.И. Думченко, М.М. Зиновкиной, К.Н. Катханова, А.А. Кирсанова, И.Д. Клочкова, B.C. Леднева, М.И. Махмутова, Н.Г. Ничкало, И.Т. Сенченко, И.П. Смирнова, Ю.С. Тюнникова, А.Е. Шильниковой и др.

Психолого-педагогические аспекты среднего профессионального образования, в том числе проблемы адаптации учащихся и выпускников к профессии, посвящены труды С.А. Батышева, А.А. Васильева, С.И. Верши-нина, Е.А. Климова, К.К. Платонова, В.В. Синявского, С.Н. Чистяковой, и др.; вопросы профессиональной устойчивости выпускников профтех-образования исследованы Н.М. Скородумовым, Э.С. Чугоновым и др.

Наибольший интерес с точки зрения проблематики нашего исследования представляют работы в области компетентностного подхода. В современной педагогической литературе интенсивно обсуждаются проблемы реализации в системе профессионального образования компетентностного подхода (В.И. Байденко, В.А. Болотов, А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.С. Леднев, Н.Н. Нечаев, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков, В.В. Сериков, Ю.Г. Татур, В.Д. Шадриков, А.В. Хуторской и др.). Обсуждаются понятия «компетенция» и «компетентность», предлагаются самые разные наборы компетенций. Большой вклад в разработку проблем профессиональной компетентности внесли отечественные исследователи Л.П. Алексеева, М.Д. Ильязова, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.А. Петровская, А.А. Скамницкий, М.Г. Тайчинов, К.С. Шаблыгина, и др.

В современной педагогике и психологии профессионального образования наряду с понятиями «компетенция» и «компетентность» используются такие понятия, как ключевые компетенции», «квалификации», «профессиональная компетентность / компетенция». Однако единого подхода, единой системы понятий и категорий, раскрывающих сущность таких целей образования, не существует.

Проблеме формирования ключевых компетенций в системе профессионального образования посвящены исследования А.А. Гетманской (в области среднего профессионального образования) и И.А. Зимней (в области высшего образования).

 Анализ перечисленных выше работ по  компетентностному  подходу,  требований стандарта среднего профессионального образования,  требований работодателя в сопоставлении с изучением практики работы учреждений СПО позволил выявить основные противоречия  между:

- активным процессом внедрения в систему профессионального

образования компетентностного подхода и неразработанностью сущности, содержания и структуры профессиональных компетенций выпускников колледжа в педагогических и психологических исследованиях;

- реально назревшей необходимостью организации компетентностно-ориентированного образовательного процесса в системе СПО и отсутствием разработанных организационных моделей формирования профессиональных компетенций выпускника техникума;

- необходимостью обеспечения эффективности формирования профес-сиональных компетенций будущих специалистов в системе СПО и недоста-точной обоснованностью организационно-педагогических условий данного процесса в техникуме.

Обозначенные противоречия определяют проблему исследования: вы-явление организационно-педагогических условий формирования профессио-нальных компетенций обучающихся в учреждении среднего профессионального образования. Указанная проблема определила выбор темы исследования.

Объект исследования: формирование профессиональных компетен-ций выпускника техникума .

Предмет исследования: организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций выпускников техникума.

Цель исследования: выявить, теоретически и экспериментально обос-новать условия формирования профессиональных компетенций выпускника техникума .

Гипотеза исследования: формирование профессиональных компетен-ций выпускников техникума  в ходе их профессиональной подготовки будет эффективным, если научно обоснованы и реализованы в педагогической сис-теме техникума  следующие организационно-педагогические условия:

- профессиональные компетенции выпускников техникума рассматриваются как потенциальная активность субъекта деятель­ности, готовность и стремление к продуктивной деятельности с полным осознанием ответственности за её результаты;

- структура профессиональных компетенций включает общепрофессио-нальные и специальные компетенции, обеспечивающие соответствующий уровень компетентности;

- организационная модель формирования профессиональных компе-тенций включает в себя  взаимосвязанные компоненты: структурный, дидак-тико-технологический и организационно-управленческий;

- уровни профессиональных компетенций складываются из уровня сформированности общепрофессиональных и специальных компетенций, уровня воспитанности, уровня удовлетворенности студентов своим обучени-ем в техникуме, востребованности  выпускников техникума  на рынке труда;

-  критерии профессиональных компетенций выпускников техникума состоят из следующих компонентов: «готовность», «знание», «умение», «опыт», «отношение»;

-  организационно-педагогические условия формирования профессио-нальных компетенций выпускника включают в себя изменения во всех структурных звеньях педагогической системы отделения техникума.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть сущность профессиональных компетенций выпускников техникума в педагогических и психологических исследованиях.
  2. Определить содержание и структуру профессиональных компетен-ций выпускника техникума.
  3. Разработать и экспериментально апробировать организационную модель формирования профессиональных компетенций выпускника техникума по технологическому профилю.
  4. Определить критерии и уровни профессиональных компетенций выпускника техникума по технологическому профилю.

 

Оригинал работы: Выпускная квалификационная работа по теме: «Формирование профессиональных компетенций выпускников техникума»




Назад к списку

Комментарии
Да Михаил Николаевич, работа А.А. Гетманской находка для СПО! Хорошая статья!
Кузьмин Михаил Андреевич
зам. директора по НМР

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*