Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование профессиональных компетенций в практике преподавания акушерства и гинекологии

17.05.2016 1062 1849
Данилов Владимир Дмитриевич
Данилов Владимир Дмитриевич, преподаватель

Самарский медицинский колледж им. Н.Ляпиной

В настоящее время перед профессиональными образовательными  организациями СПО поставлена задача обновления содержания образования и повышения качества подготовки специалистов с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов, рынка труда, быстрой смены технологий.  В связи с этим в последние годы профессиональная подготовка среднего медицинского персонала  в  ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной» (далее - колледж) претерпела значительные изменения. Реформированию подверглись как содержательный, так и процессуальный аспекты системы под­готовки среднего медицинского персонала.

Проводится  интенсивная  работа в педагогическом, методическом и организационном направлениях.

Рабочие программы по акушерству и гинекологии ежегодно корректируются, отражая изменения в современных подходах к уходу за пациентками, проведении профилактических мероприятий, паллиативной помощи, обучении пациенток и членов их семей. Реализация программ предполагает широкое применение активных методов обучения, таких как: деловые игры, разбор ситуаций из профессиональной деятельности, дискуссии по проблемным вопросам, кейс-стади. Разнообразие приёмов и методов обучения обеспечивает познавательную активность обучающихся, повышает мотивацию к обучению, создаёт оптимальные условия для взаимообучения, самообучения. Преподаватели не предлагают готовые знания, а создают условия для развития внутреннего стремления обучающихся найти ответы на интересующие их вопросы, включают их в самостоятельный активный поиск нестандартных решений проблемных задач.

Компетентностный подход в преподавании предполагает ориентацию учебного процесса на приобретение обучающимся компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности. Необходимо  сформировать у будущих специалистов на базе теоретических знаний практические умения, которые позволили бы оказать своевременно и в полном объёме необходимую  пациенткам акушерско-гинекологическую помощь.

В содержательном и организационном плане процесс подготовки специалистов акушерского дела осуществляется по следующим направлениям:

  • организация учебного процесса (теоретических, практических занятий);
  • организация исследовательской работы ;
  • организация самостоятельной работы ;
  • организация коммуникативной деятельности.

Современный учебный процесс обеспечивает необходимый результат, если он осуществляется активно: «Познал путем поиска вместе с преподавателем и товарищами - осмыслил - запомнил - способен оформить свою мысль словами - умею применить полученные знания в жизни».

Не знания, и не отдельные умения обеспечивают  развивающий эффект, а их воплощение в реальное поведение.

Теоретические знания студентам предоставляются в форме лекций с использованием мультимедийных технологий. На лекциях излагаются основные вопросы акушерства и гинекологии с учётом современных достижений медицинской науки. При этом используются материалы врачебных конференций, проводимых с участием ведущих отечественных и зарубежных учёных. При составлении лекционного материала учитывается проблемный подход с учётом требований ФГОС. Используя разнообразные виды лекций: лекцию-беседу, лекцию-дискуссию, лекцию с применением техники обратной связи, лекцию вдвоем,  лекцию пресс-конференцию, разрабатывая  к ним мультимедийное электронное сопровождение, преподаватели колледжа повышают наглядность лекций, их качество. Лучшему усвоению лекций  способствуют  задания для самостоятельной внеаудиторной работы по структурированию изложенного  материала,  составлению таблиц, кроссвордов.

На практических занятиях студенты учатся:  обосновывать решение о выборе методов работы и самостоятельно  её планировать, давать  сравнение различных методов, четко представлять  пределы возможностей и назначения каждого метода при оказании помощи женщине в родах, при осложненном течении беременности и в послеродовом периоде.  Такие профессионально значимые характеристики специалиста как: самостоятельное осуществление ближнего  и дальнего  внутрисистемнного и межсистемного  переноса  знаний и умений в новую ситуацию, умение видеть новую проблему в традиционной ситуации,  учёт альтернативных  решений  проблемы,  умение комбинировать и преобразовывать ранее известные способы деятельности при решении новой проблемы  могут быть сформированы только в процессе моделирования квазиреальной деятельности студента. Создание функциональных зон (приёмное отделение, родовый зал, смотровой кабинет женской консультации),  моделирующих профессиональную деятельность на базе учебного кабинета  способствуют отработке диагностических приёмов и тактики оказания акушерско-гинекологической помощи, выполнению основных видов деятельности, формирующих  такие элементы профессиональных компетенций как: лечение гинекологических больных, проведение профилактических бесед по контрацепции, здоровому образу жизни. Занятия выстраиваются  в виде тренинга на фантомах, ролевых игр, работы в  динамических, статических  парах. Поиск проблем, при которых необходимо осуществление переноса знаний, комбинаций, преобразование способов деятельности студентов во время профессионального  обучения подготовит их к будущим трудностям  в выбранной    профессии.

Важным условием является организация самостоятельной работы студентов.  Тематика самостоятельной работы отражает вид и содержание деятельности обучающегося, имеет вариативный и дифференцированный  характер, учитывает специфику специальности, содержание модуля.

Проходя производственную практику на рабочих местах в лечебно-профилактических учреждениях, обучающиеся  применяют на практике полученные знания и умения. Для формирования определённых навыков обучающимся выдаются задания, включающие в себя курацию пациентов, написание истории болезни или  родов, проведение санитарно-просветительной работы. В портфолио  студента  входит дневник производственной практики с выполненным заданием, характеристика и отзыв на студента непосредственного руководителя практики, благодарности и отзывы пациентов.

В настоящее время государственная итоговая аттестация выпускников проводится в виде защиты выпускной квалификационной работы (ВКР). ВКР является не только заключительной формой контроля, обеспечивающей  наиболее глубокую и системную проверку подготовки студентов к профессиональной деятельности, но и средством формирования информационной  культуры специалиста, поскольку в процессе подготовки ВКР  студент приобретает  и совершенствует навыки поиска, отбора информации, анализа полученных результатов, опыта представления своих данных, навык научного изложения материала и иллюстрирование его с помощью современных технических средств.     

Дальнейшее  содержательное  и  организационное  совершенствование  процесса подготовки  специалиста  акушерского дела - главное условие успешного профессионально- личностного  становления будущего специалиста. 

Список использованных источников:

  1. Борытко Н.М. Система профессионального воспитания в вузе. М.: Панорама,2005
  2. Бургин М.С. Кузнецов В. И. Введение в современную точную методологию науки: структуры систем знания: пособие для студентов вузов. – М.: АО «Аспект Пресс», 1994.
  3. Сериков В.В. Общая педагогика. Волгоград: Учитель, 2004. 



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*