Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Роль учебной практики в формировании основ общих и профессиональных компетенций детей с ОВЗ

17.05.2016 115 171
Прусова Наталья Павловна
Прусова Наталья Павловна, мастер производственного обучения

Профессиональное училище № 3 г. Волжский

Одной из наиболее важных задач профессионального обучения является повышение эффективности учебно – воспитательного процесса, его направленность,   на подготовку конкурентоспособных рабочих в современных социально – экономических условиях. 

Современные требования к выпускникам  из числа групп ОВЗ такие же, как и ко всем другим выпускникам училища:

-уметь самостоятельно приобретать знания для решения на практике  проблем в жизни  и  труде;

-уметь работать с информацией, критически мыслить, быть достаточно коммуникабельными и ответственными.

Уровень притязаний на получение  разряда может быть разным, но профессионально могут состоятся   и быть успешными в профессии большинство.

Сегодня в изменяющихся социально-экономических условиях важно активизировать поиск эффективных путей социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так как они составляют особую социальную группу, испытывая значительные трудности в организации своей учебной, коммуникативной деятельности в силу имеющихся особенностей.

В ГБПОУ «Профессиональное училище №3»  профессиональное обучение подростков с ОВЗ осуществляется по рабочим строительным профессиям «Штукатур», «Маляр». Срок обучения 1 год. Присваиваемая квалификация 2-3 разряды.

Целью профессионального образования является   развитие у  обучающихся интереса к своей профессии, приучением их к постоянной работе над повышением своей квалификации. 

Профессиональное обучение обучающихся, из числа выпускников школ VIII вида, имеет свои особенности, связанные с их проблемами в развитии: замедленная реакция на  нестандартные производственные ситуации, не всегда понятная речь, гиперактивность, вспыльчивость или наоборот замкнутость и неумение высказать свои мысли в процессе общения.   Именно эти особенности и психофизические возможности обучающихся   необходимо учитывать в индивидуальном  подходе к каждому обучающемуся во время учебной, производственной практик  и внеаудиторной работе.

Профессиональная  подготовка   обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья   осуществляется по  рабочей учебной программе.

 Содержание рабочей программы  «Штукатур»  включает в себя разделы:

- учебная практика

-производственная практика

Учебная практика направлена на формирование у обучающихся   профессиональных умений и приобретение первоначального практического опыта по профессии штукатур 2-3 разряда.

Учебная практика  проходит в штукатурной мастерской и  призвана обеспечить качественную подготовку  обучающихся    к самостоятельному   выполнению основных профессиональных функций в реальном производственном процессе.

В процессе  учебной  практики у обучающихся закрепляются теоретические знания,  формируются профессиональные компетенции по подготовке поверхностей под оштукатуривание, приготовлению штукатурных растворов по заданному составу, по оштукатуриванию поверхностей простого и улучшенного качества,  появляется более  устойчивый интерес к профессии  «Штукатур». 

При отборе содержания практических работ по учебной практике необходимо руководствоваться  профессиональным стандартом в котором отражаются  квалификационные требования профессии штукатур.

 Организация учебного процесса  в учебной штукатурной  мастерской  базируется   с учётом индивидуальных особенностей   обучаемого контингента.

В процессе трудовой деятельности  некоторые обучающиеся стремятся как можно быстрее выполнить практическое задание, поэтому качество  работ не всегда соответствует требованиям.  Им не хватает сосредоточенности, умения  распределить время  на пооперационное  выполнение  задания, умения проанализировать причины  появления дефектов и низкого качества работ.

Для полноценного формирования  обязательных признаков трудовой деятельности необходимо усиление положительного отношения к труду, создание соответствующей мотивации, заинтересованности в достижении качественных показателей, в стремлении стать хорошим штукатуром.

Качество профессионального обучения обучающихся  обеспечивается за счет:

- использования различных образовательных технологий

 -применения новых строительных технологий и материалов 

- применения    разнообразных методов  и приемов, смены видов деятельности, а также  формы работы - от индивидуальной до коллективной.

Из многолетней практики и опыта работы с данной категорией обучающихся хорошо применяется методика развивающего обучения, которая состоит из своих слагаемых и ряда требований к организации и проведению уроков производственного обучения, а именно:

 -учебная информация не должна быть избыточной, должна подкрепляться примерами из жизни;

 -как можно чаще использовать наглядный материал, плакаты, технологические карты;

-процесс обучение строится от простого к сложному;

-сложные операции делятся на простые с использованием пошаговых технологий; -объем заданий  подбирается индивидуально посильный;

-малейший положительный результат или усилия обучающегося  поощряется;

 -на личном примере с наглядной демонстрацией показывать и доказывать доступность приемов работы;

-создавать условия для    самостоятельного выполнения профессиональных заданий  , решения проблемных, но посильных  заданий;

Целенаправленная  работа при проведении учебной практики в группе обучающихся с  ОВЗ по здоровье сберегающим технологиям стала составной частью и отличительной особенностью учебно-воспитательного  процесса.  Большое значение для решения проблемы перегрузки  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья уделяется проведению физкультминуток. Физкультминутка – это наиболее индивидуализированная форма кратковременной физкультурной паузы, используемой главным образом для локального воздействия на утомленную группу мышц.  

Практика  показывает,  что если предоставить  обучающимся  возможность отдохнуть 3-5 минут,  т.е. переключиться на другой вид деятельности, то признаки утомления отступают. Учитывая индивидуальные особенности   обучающихся, психолого-педагогические и методические  рекомендации,  можно избежать переутомления  обучающихся  и поддерживать  их работоспособность.  

На занятиях  следует обязательно создавать ситуацию успеха для каждого обучающегося, отмечать его собственные достижения, сравнивать их только с предыдущими результатами работы данного учащегося, а не с результатами других.

Формы организации производственной практики  для обучающихся с ОВЗ предусматривают  работу  в составе штукатурных бригад,   под руководством квалифицированного специалиста в частном предприятии или  выполнение ремонтных работ в училище. Все формы обеспечивают  благоприятные условия для выполнения программ  производственной практики. Для контроля качества производственного обучения,   каждому обучающемуся перед выходом на практику выдается дневник производственного обучения и программа практики. Мастер производственного обучения и наставники   уделяют особое внимание   контролю соблюдения обучающимися правил техники безопасности на строительном объекте, на рабочем месте и соблюдению режима работы.  Условия работы на участках должны  соответствовать всем требованиям безопасности, гигиены труда и производственной санитарии.

К каждому обучающемуся необходимо найти свой индивидуальный подход, помочь решить возникающие проблемы, помочь преодолеть трудности, как во время учебного процесса, так и в свободное  от занятий время. С целью более глубокого  развития общих компетенций, обучающихся следует вовлекать во внеурочную деятельность.  Необходимо  создать  благоприятные  условия  для развития свободного и полного раскрытия творческих способностей обучающихся».  Формы организации такой работы могут быть самыми разными:

-кружковая работа

-художественная самодеятельность

-экскурсии в музеи

-посещение выставочных залов, картинной  галереи

-встречи с интересными людьми

-спортивные секции

-выпуск стенгазет

-выполнение совместных проектов и акций

Все достижения в учебной,  профессиональной практической и внеурочной деятельности заносятся в портфолио, которое  обучающиеся представляют на итоговой аттестации.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*