Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование общих и профессиональных компетенций во время организации и проведения учебной и производственной практики

17.05.2016 2320 3824
Опарина Ольга Николаевна
Опарина Ольга Николаевна, мастер производственного обучения

Профессиональное училище № 3 г. Волжский

Известно, что перечень общих и профессиональных компетенций для конкретной профессии или специальности отражен в новом ФГОС СПО.

Для освоения этих компетенций в структуру образовательной программы включены модули обучения, направленные на формирование готовности к выполнению набора конкретных трудовых функций и универсальных учебных действий.

Необходимо подчеркнуть, что каждый модуль предусматривает     формирование как профессиональных, так и общих компетенций, включающих в себя определенный уровень готовности к принятию решений, использованию интерпретации информации и т.д.

Освоение совокупности общих и профессиональных компетенций, необходимых для выполнения трудовых функций и социализации студентов становится целью образовательной программы.  Таким образом, в структуре образовательного стандарта профессиональные модули, включающие  обязательный объем знаний, умений и практического опыта, необходимого для выполнения различных видов профессиональной деятельности, заменяют традиционные специальные дисциплины.

Реализация модульных образовательных программ, основанных на компетенциях, требует принципиально иного подхода к организации учебного процесса, основной особенностью которого становится практикоориентированное обучение и самостоятельная работа студентов.

Самостоятельная работа студентов в модульных программах

Особое значение имеет такая организация самостоятельной работы, которая, придавая личностный смысл получаемому образованию, учитывая уровень подготовленности к самостоятельной  работе, стимулировала бы творческие силы и способности студентов, актуализировала внутренние познавательные мотивы учения, способствовала бы развитию навыков самообразования, способности к саморазвитию и самосовершенствованию.

Конкурентоспособный выпускник должен быть самостоятельным, мобильным, иметь творческое мышление, выбирать оптимальные решения в нестандартных ситуациях, разрабатывать новые виды продукции и т.д.

Профессиональная карьера -  это профессиональное становление и развитие личности, основными показателями которой является:

       профессиональная самостоятельность;

       профессиональная мобильность;

       способность работать в коллективе.

Под самостоятельной работой следует понимать любую организованную мастером производственного обучения активную деятельность студентов, направленную на выполнение поставленных целей в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.

Самостоятельная работа как дидактическое явление представляет собой ,  с одной стороны, учебное задание, составленное для достижения определенных целей. С другой стороны – форму проявления соответствующей познавательной деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении студентами задания по учебной практике, которое, в конечном счете, приводит его либо к получению совершенно нового , ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.

Следовательно, самостоятельная работа – это такое средство обучения, которое:

- в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной цели и задаче;

- формирует у студентов необходимый объем и уровень знаний, навыков и умений для решения определенных познавательных задач на каждом этапе его движения от незнания к знанию;

- вырабатывает у студентов психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных и профессиональных задач.

Самостоятельная работа всегда вызывает затруднения у обучающихся, особенно на первом курсе, когда необходимо научить студентов правильно ставить  учебные цели. Студентам необходимо научиться запоминать главное, поэтому их необходимо научить приемам запоминания, повторения, приемам смыслового конструирования, развивать  мышление и функции понимания, осмысливания нового на базе старого. Например: они знают теоретические основы кладки кирпича, а практическому выполнению этих работ их нужно научить.

В виду того, что самостоятельная работа является важнейшей формой учебного процесса, мастеру п/о следует акцентировать ее преимущества по формированию параметров квалификационной характеристики.

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов на современном этапе развития педагогики выступает как важное средство повышения профессионально-познавательной  и творческой активности будущих специалистов. Именно в ней проявляется мотивация студентов , их направленность, самостоятельность, самовоспитание  и другие значимые  характеристики.  В се эти характеристики соответствуют требованиям , которые выдвигают работодатели: умение работать с информацией, умение самостоятельно добывать знания и систематизировать их; профессиональная компетентность; высокая ответственность и организаторские способности.

Учебная практика играет решающую роль в формировании общих и профессиональных компетенций студентов, которая заключается в его специфических особенностях в части целеполагания, содержания, логики, дидактических принципов, организационных форм, методов и средств обучения. Приоритетным для учебной практики является формирование профессиональных умений студентов перед формированием  профессиональных знаний; ведущим методом учебной практики остается упражнение; основным средством учебной практики является производительный труд студентов осуществляется неразрывная связь теории и практики; происходит сочетание обучения  в специально-организованных условиях и в условиях реального производства

Благодаря этим особенностям происходит последовательная реализация целей учебной практики в формировании общих и профессиональных компетенций студентов:

  • профессионализм (отработка правильности и точности трудовых действий, достижение определенной скорости их выполнения, развитие умений и навыков);
  • профессиональной самостоятельности;
  • профессиональной мобильности.

Одновременно с учебной практикой становлению общих и профессиональных компетенций по профессии способствует производственная практика.

По учебному плану производственная практика по профессии «Мастер общестроительных работ» организуется и проводится на 2 и 3 курсах.

Нашими социальными партнерами являются ЗАО «Флагман», МУП «Водоканал», ООО «Каспий-строй», ПТП «Поршень», где студенты выполняют  различные виды работ в составе производственных бригад – выполняют каменную кладку различной сложности при возведении зданий, выполняют различные ремонтные  работы, выполняют монтажные работы при возведении всех типов зданий и сооружений из сборных железобетонных и металлоконструкций , выполняют сварку и монтаж  труб и трубопроводов т.д.     В своей работе- мастер п/о для более качественного освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по профессии «Мастер общестроительных работ» я ориентирую своих студентов на выполнение портфолио,  т.к. считаю, что это одна из самых результативных и востребованных форм систематизации достижений общественной и образовательной деятельности студентов.

В результате составления портфолио происходит:

     - отслеживание персональных достижений студентов в соответствии с поэтапными требованиями реализации учебных планов и программ в соответствии с ФГОС по профессии «Мастер общестроительных работ» (каменщик, электросварщик)

      - оценивание сформированности ОК

      - оценивание сформированности ПК  по ПМ.03 и ПМ.07

      -формирование и совершенствование мотивации у студентов училища к образовательным и профессиональным достижениям.

Работу по выполнению студентами портфолио мы начали в 2011г., на тот момент портфолио представляло документ, состоящий из титульного листа, документов представляющих достижения студента в освоении образовательной программы, грамот, сертификатов, фотографий.

При выполнении портфолио студентами происходит самооценка и систематическое отслеживание результатов своей деятельности , анализируется , оценивается общественная и учебная деятельность, свое развитие как личности, намечаются пути своего развития и планируется дальнейшая трудовая деятельность.

Выполнение студентами портфолио не самоцель, а лишь средство для достижения лучших результатов в освоении образовательных программ, при этом повышается мотивация практически у всех студентов, происходит творческий процесс, позволяющий учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности : учебной, научно-иссследовательской, спортивной, творческой, социальной.

Большинство студентов раскрывается для окружающих совершенно новых сторон, участвуя в различных мероприятиях: декадах общеобразовательных дисциплин, конкурсах профессионального мастерства, конкурсах художественной самодеятельности,  спортивных соревнованиях различного уровня, участвуя в работе различных общественных организаций, военно-патриотического клуба «Громада».

Контингент студентов в моей группе в большинстве своем это ребята из сельской местности, дети из неблагополучных семей, которым раскрыть свои потенциалы в различных видах деятельности не представлялось возможным, с поступлением в наше училище у молодых людей открылись новые перспективы. Участвуя в различных общеобразовательных предметных олимпиадах, конкурсах, декадах многие студенты повысили свой общеобразовательный уровень, подготовились качественно к сдаче ЕГЭ, поступили в ВУЗы и техникумы. Участвуя в конкурсах профессионального мастерства, повысили свой профессиональный уровень, получили высокие разряды по осваиваемым профессиям и сертификаты на трудоустройство от работодателей.  Участвуя в спортивных соревнованиях, получили спортивные разряды по многим видам спорта. Участие в конкурсах художественной самодеятельности послужило трамплином для дальнейшей творческой деятельности для многих студентов. Все эти этапы отражаются студентами в портфолио в виде различных документов: грамот, сертификатов, благодарностей, характеристик, отзывов преподавателей, фотографий и влияют  в итоге на главную цель- выпуск квалифицированного, конкурентоспособного специалиста и воспитание человека с высокими моральными качествами.

Выполнение портфолио возлагается на студента. Я как руководитель группы направляю работу студентов по ведению портфолио, консультирую, помогаю, даю советы, объясняю правила ведения и заполнения портфолио, совместно со студентами отслеживаю динамику индивидуального роста, поддерживаю образовательную, профессиональную и творческую активность и самостоятельность. Мне приходится выступать в роли посредника между студентами, преподавателями, обеспечивать постоянное сотрудничество и взаимодействие, осуществлять контроль за заполнением соответствующих разделов портфолио.

В настоящее время я рекомендую студентам не перегружать портфолио лишними бумагами. Разделы должны быть конкретными, перекликающимися с учебой и практикой. Можно определить следующие блоки для студенческого творческого портфолио:

Личная информация (визитная карточка)

Официальные документы (свидетельства, грамоты, дипломы или их копии и т.д.)

Уровень профессиональных и общеобразовательных знаний (описание исследовательской деятельности, защита курсовых проектов и результаты)

Подтверждение профессиональных навыков студента (отчеты с практики)

Социально-значимая деятельность студента (участие в конкурсах, спортивных мероприятиях  и т.д.)

Выполняя портфолио, студент накапливает и сохраняет документальное подтверждение собственных достижений в процессе обучения в училище, что способствует мотивации к образовательным достижениям, приобретению опыта в деловой конкуренции; обоснованной реализации самообразования для развития профессиональных компетентностей; выработке умения объективно оценивать уровень своих профессиональных компетентностей; повышение конкурентоспособности будущего специалиста.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*