Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Дифференцированный и индивидуализированный подход в обучении студентов с ОВЗ

17.05.2016 125 161
Суходолова Людмила Станиславовна
Суходолова Людмила Станиславовна, мастер производственного обучения

Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов

Ведущее место среди отраслей легкой промышленности, изготавливающих товары для населения, по праву принадлежит швейной промышленности.

Главной задачей швейной промышленности является удовлетворение спроса россиян на одежду высокого качества и разнообразного ассортимента, используя предприятия новых структур рыночного типа, где созданы акционерные общества, фирмы, при которых работают салоны приема заказов на индивидуальное изготовление модных изделий.

Перед системой СПО стоит задача подготовки рабочих высокой квалификации, способных трудиться творчески. Добиться этого можно при дифференцированном и индивидуализированном подходе в обучении.          

Индивидуализированный подход в обучении.

При индивидуализированном подходе в обучении ЛИЧНОСТЬ должна быть точкой опоры и отсчета при создании и использовании образовательных технологий, при отборе методов и средств обучения. Чтобы помочь студентам с ограниченными возможностями успешно овладевать профессиональными компетенциями, нужно помнить, что их обучение должно основываться на зрительной и механической памяти, т.к. слуховая у них отсутствует. Большая часть памяти студентов с нарушением слуха основывается на личном практическом опыте. На уроках учебной практики нужно стараться расширять все методы, которые формируют практические навыки. Нужно помочь обучающимся из большого потока информации выбрать главное, выстроить в строгой технологической последовательности, а затем проработать и закрепить эту информацию. Чтобы обучающиеся на уроках практического обучения чувствовали себя комфортно, при работе нужно применять форму  сотрудничества, стараться вызвать познавательный интерес к профессии. Личностно-ориентированный принцип обучения, направленный на фактические способности глухих студентов, помогает формированию доступной среды для обучения. В центре внимания личностностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность. Таким образом, ЦЕЛЬ применения личностно-ориентированных технологий: 1.максимальная реализация возможностей личности 2. Формирование качеств личности: - открытости для восприятия нового опыта;- способности на осознанный и ответственный выбор в разных жизненных ситуациях. Своеобразие парадигмы целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности , ее формирование, ее развитие в соответствии с природными способностями. Содержание образования на учебной и производственной практике представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности квалифицированного рабочего портного. Созданные условия на учебной практике помогают развитию самых ценных форм активности обучающихся – умению самостоятельно трудиться. При поддержке мастера воспитываются коммуникативные способности обучающихся.                    

Дифференцированный подход в обучении.

Дифференцированный подход в обучении позволяет осуществлять реализацию задач общеобразовательного процесса в современном учебном заведении, а в частности создание условий для развития личности обучающихся, обеспечение адаптации к новым социально-экономическим условиям, т.к. предполагает более полный учет индивидуальных особенностей через вариативную организацию учебного процесса. Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым обучающимся.

Сущность дифференцированного подхода заключается:

а) в обеспечении достижений обязательных результатов обучения каждым учеником в соответствии с его реальными учебными возможностями;

б) в обеспечении развития познавательного, ценностного, творческого, коммуникативного и художественного потенциала личности;

в) обеспечении обучения в соответствии с реальными учебными возможностями обучающихся и ориентации на «зону ближайшего развития».

Для того чтобы дифференциация процесса обучения носила положительный характер, необходимо помнить также и то, что мастер должен хорошо знать индивидуальные различия, учебные возможности каждого ученика, уметь «спрогреммировать» этапы учебной деятельности, предвидеть его движение.

На основании анализа психолого-педагогической литературы были выделены следующие группы обучающихся различных уровней. Известный дидакт И.Я. Лернер предложил различать три уровня усвоения знаний.

Первый уровень – первичное освоение, опознание, воспроизведение.

Второй уровень – Применение в знакомой ситуации (по образцу).

Третий уровень – Применение в незнакомой ситуации (творческая).

Другой подход по В.П. Беспалько  получил известность в отечественной педогогике.

Первый уровень -  узнавание объектов, процессов при повторном восприятии информации о них или действий с ним (знания- знакомства).

Второй уровень – воспроизведение, репродуктивное действие – самостоятельное воспроизведение и применение информации для выполнения данного действия.

Третий уровень -  применение, продуктивное действие – поиск и использование субъективно новой информации для самостоятельного выполнения нового действия (знания, умения, навыки).

Четвертый уровень – творчество, творческое действие – самостоятельное конструирование способа деятельности, поиск новой информации (знания – трансформации).

Как различить уровни учебных целей?  Опыт показал, что особые затруднения возникают с разграничениями соседних промежуточных уровней ( например, понимание – применение, применение – анализ и т.д).

Опираясь на таксономию учебных  целей Б. Блума, швейцарский дедакт Р. Хорн предложил способ разграничения уровней учебных заданий. Так, на низшем уровне («знание») ученик вспоминает и воспроизводит ожидаемый «ответ», к его воспроизведению и сводится суть учебной задачи. На более высоких уровнях познавательной деятельности учащийся проявляет все большую самостоятельность в сборе информации для решения, в самом поиске способов решения. Отсюда алгоритм выяснения уровня учебной цели.

Продуктивность проведенного алгоритма – в возможности выделять уровень имеющихся учебных заданий, проверять их полноту с точки зрения уровня познавательной  деятельности учащихся. Алгоритм позволяет обслуживать более полное дидактическое проектирование, проверять все ли запланированные, намеченные заранее уровни представлены в заданиях.

Идея определения учебных целей нашла воплощение в двухмерном способе конкретизации учебных целей Р. Тайлера. Способ конкретизации учебных целей такое описание целей, которое очерчивает:  

А) вид поведения, который надо сформировать у  обучающихся;

Б) предметное содержание или область деятельности, в которой это поведение будет проявляться.

Чтобы сделать обучение полностью воспроизводимым, необходимо выдвинуть критерии достижения каждой цели. Иначе говоря, учебную цель необходимо описать так, чтобы о ее достижении можно было судить однозначно. Такую цель, в описании которой заложены полно и надежно описывающие ее признаки, называют диагностичной.

Технология постановки целей.

Центральная проблема педагогической технологии – процесс целеобразования. Она рассматривается в двух аспектах: диагностика целей образования и объективный контроль усвоения обучающимися учебного материала; развития личности в целом.

Упорядоченная иерархическая классификация целей важна прежде всего для педагога – практика по следующим причинам:

  1. Концентрация усилий на главном. Пользуясь таксономией, учитель не только выделяет и конкретизирует цели, но и упорядочивает их, определяя первоочередные задачи, порядок и перспективы дальнейшей работы.
  2. Ясность и гласность в совместной работе учителя и обучающихся.
  3. Создание эталонов оценки результатов обучения.

Проектирование технологии обучения предполагает проектирование содержания дисциплины, форм организации учебного процесса, выбор методов и средств обучения.

Методы обучения – это система способов деятельности преподавателей и студентов, направленная на овладение знаниями, умениями, навыками и на воспитание и развитие учащихся.

Средства обучения – это специально разработанные материальные или материализованные объекты, предназначенные для повышения эффективности учебного процесса.

Таким образом, технология обучения предполагает организацию, управление и контроль процесса обучения. Причем все стороны этого процесса взаимосвязаны и влияют друг на друга. Если одно звено даст сбой, это сразу же скажется на всех остальных. Для успешного функционирования всей системы нужна тщательная и продуманная отладка всех ее составляющих.

Малочисленность группы ОВЗ (глухих и слабослышащих) позволяет мастеру успешно применять дифференцированный подход в обучении, позволяет изучить индивидуальные возможности каждого обучающегося. Практические и теоретические задания составляются с учетом индивидуализации и дифференциации в обучении, что позволяет обучающимся групп ОВЗ овладеть профессией на высоком уровне и быть востребованными на рынке труда.

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*