Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Проведение занятий учебной практики с использованием разнообразных форм и методов обучения

13.05.2016 229 295
Соломатин Виктор Александрович
Соломатин Виктор Александрович, мастер производственного обучения

Урюпинский агропромышленный техникум

Целью статьи является совершенствование процесса обучения на занятиях учебной практики по профессии 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы).

Новые социально-экономические условия в России требуют значительного повышения качества профессионального образования работников, в том числе выпускников организаций профессионального образования. Рыночные отношения предъявляют высокие требования не только к качеству выполнения трудовых функций, культуре труда и межличностным коммуникациям современного работника, но и предусматривают его умение инициативно решать профессиональные проблемы.

Реализуемый в профессиональном образовании принцип вариативности дает возможность применения различных вариантов дифференцированной работы студентов, с дополнением, насыщением коллективных форм обучения элементами самостоятельной преобразующей деятельности.

Практическое обучение – компонент педагогического процесса (в организациях профессионального образования), основной целью которого является формирование основ профессионального мастерства студентов в определенной области деятельности, развития профессиональных компетенций. Понятие «профессиональная компетенция» рассматривается как категория, выходящая за рамки профессиональной квалификации. Она включает в себя способность мобильно действовать в определенной ситуации, применяя свой профессиональный опыт самостоятельного решения возникших задач.

Для того, чтобы после получения образования в ГБПОУ «Урюпинский агропромышленный техникум»  из его стен выпускались настоящие специалисты, профессионалы своего дела, на занятиях учебной практики используются разнообразные формы и методы обучения.

Форму практического обучения можно определить как способ, характер взаимодействия мастера производственного обучения и студента между собой и с учебным материалом. Наряду с методами и средствами обучения форма организации практического обучения непосредственно влияет на его продуктивность. Развитие форм обучения – это постепенное их обновление, насыщение элементами самостоятельной познавательной и преобразующей учебной деятельности. Формы практического обучения предусматривают  развитие индивидуальных способностей и творческой активности студента.

Занятия учебной практики в учебных мастерских

Для проведения занятий учебной практики мастером используются учебно-производственные мастерские на базе техникума.

Главной задачей является сформировать у студентов интерес к выбранной профессии. Для этого на первом курсе проводятся разнообразные экскурсии на предприятия города, которые являются нашими социальными партнерами.

Происходит знакомство с местами их дальнейшей профессиональной деятельности. Многие из студентов начинают понимать и представлять свою профессию. Исходя из этого, они ставят перед собой цель получения как можно больше знаний, умений и приобрести практический опыт.

На базе учебно-производственной мастерской техникума студенты первого курса отрабатывают первичные умения по выполнения практических операций, приобретают навыки работ, которые в дальнейшем будут использоваться на производстве.

Для проведения занятия группа делится на две подгруппы с целью улучшения усвоения умений и приобретения практического опыта. В начале занятия учебной практики проводится вводный инструктаж в виде беседы, объяснения, демонстрации приемов. Даются указания по выполнению практических приемов и практических заданий. Во время вводного инструктажа проводится проверка по теоретическому курсу, что позволяет мастеру производственного обучения отследить уровень подготовки студентов по темам. Перед студентами ставится цель занятия, объясняется значимость выполняемой операции и правильного применения инструмента в процессе работы. Новая тема отрабатывается путем показа приемов и способов выполнения работ с их последовательностью и соблюдением техники безопасности. В процессе обучения учитываются индивидуальные особенности студентов. Для полного усвоения приемов операций всеми студентами, показ ведется в определенной последовательности:

  1. Целостный показ в рабочем темпе;
  2. Замедленный показ с объяснением;
  3. Показ отдельных движений;
  4. Повтор целостного показа в рабочем темпе.

При показе следует обратить внимание:

а) как держать инструмент;

б) поза;

в) координация движения с инструментом.

Эффективность показа зависит от:

- осознания студентами практической значимости и важности изучаемых трудовых действий;

- необходимости правильного применения приемов в процессе работы;

- умения мастера заинтересовать студента.

В ходе текущего инструктажа мастер акцентирует внимание всей учебной группы на наиболее эффективных приемах и способах выполнения изучаемой операции, оказывает помощь слабо подготовленным к выполнению задания студентам и т.д. Успех деятельности мастера во многом зависит от умения организовать целенаправленное, дифференцированное наблюдение за работой всей группы и каждого студента. Активизация группы достигается введением элементов соревнования, игровых моментов, поэтапной оценки выполнения отдельных операций, результатов труда в целом к познанию профессии и желания добиться высоких результатов.

На первых этапах у студентов нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы. При этом мастер наглядно показывает приемы выполнения операций и сопровождает четким объяснением. Самостоятельная работа, выполненная студентами после показа приемов работы мастером, носит характер подражания. Она не развивает самостоятельности полностью, но имеет важное значение для формирования более сложных навыков и умений, более высокой формы самостоятельности.

Учитывая требования работодателей, мастером разработана структура организации занятий на основе инновационных форм практического обучения:урок-конкурс, урок-конкуренция.

Это форма обучения, при которой работа выполняется без непосредственного участия мастера, но по его заданию. Студенты работают в группе, но все получают одинаковые индивидуальные задания.

Примером могут служить занятия:

  1. Выполнение резки пластин и труб.
  2. Разметка при помощи линейки, угольника, циркуля по шаблону.
  3. Сборка изделий под механизированную сварку на приспособлениях.

На этих занятиях каждый студент перед собой ставит конкретную задачу: добиться высоких результатов, выполнить задание быстрее и качественнее. Появляется процесс соревнования между  всеми участниками. Студентам  становится интересно выполнять любую работу. Причем они знают, что важным критерием оценки является в первую очередь качество, а затем количество выполненной работы.

По ходу текущего инструктажа  мастер комментирует работу студентов. При этом степень самостоятельности студентов при выполнении задания повышается. В заключительном инструктаже дается объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда в группе. Выявляются студенты-передовики с обязательным словесным их поощрением. Указываются допущенные ошибки и индивидуальные про­счеты в выполнении тех или иных трудовых операциях, пути их устранения.

Такие занятия – конкуренции имеют большое воспитательное воздействие на студентов, способствуя формированию таких качеств будущего рабочего, как ответственность за результаты своего труда, коллективизм, чувство удовлетворения от выполненной работы, эстетическое отношение к труду. Они готовят студентов к самостоятельной работе на базовых предприятиях.

Когда студенты имеют цель – приобрести знания, умения, приобрести практический опыт и прилагают усилия к достижению этой цели, из них получается настоящий специалист. 

Список использованной литературы

1. Кругликов Г.И. Настольная книга мастера профессионального обучения: учеб.пособие/ - М.: Издательский центр «Академия»,2006.

2. Методика воспитательной работы: учеб. Пособие под ред. В. А. Сластенина.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.

3. Новые педагогические и информационные  технологии в системе образования: Учеб. Пособие под ред. Е. С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия»,2003.

4. Кукушкин В.С. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. Пособие.-Ростов н\Д:МарТ, 2002.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*