Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПеред системой здравоохранения в настоящее время стоят задачи, направленные на улучшение качества медицинской помощи населению страны и приоритетным является подготовка высококвалифицированных медицинских работников именно среднего звена. Тезис "кадры решают все" не потерял и не потеряет никогда своей актуальности. Чтобы адаптироваться к современным рыночным условиям образовательным учреждениям необходимо усилить практикоориентированную направленность подготовки конкурентоспособных медицинских специалистов.
Требования Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования третьего поколения к профессиональной компетентности выпускников и реальные условия системы практического здравоохранения диктуют необходимость изменений в методологии среднего медицинского образования. Выпускник медицинского техникума должен владеть, кроме знаний и умений, еще и практическим опытом.
Медицинское образование в настоящее время невозможно представить без применения симуляционных технологий. Разумеется, подготовка квалифицированного фельдшера невозможна без контакта и общения с реальными пациентами, но все чаще безопасность пациента и его благополучие представляют фундаментальную этическую проблему. Колледжи и техникумы должны создать безопасную и надежную образовательную среду для обучения клиническим умениям. Одним из способов достижения этой задачи является симуляционное обучение. Обучение клиническим умениям с использованием манекенов и тренажеров под наблюдением преподавателя предоставляет возможность студентам делать ошибки в безопасной среде, что улучшает освоение ими клинических умений. Доказано, что симуляционное обучение, предшествующее и дополняющее клиническое обучение, позволяет студентам достичь более высокого уровня клинической компетентности.
Что же такое симуляционное обучение? Симуляция — это имитация, моделирование, реалистичное воспроизведение процесса. Симуляция в медицинском образовании — современная технология обучения и оценки практических навыков, умений и знаний, основанная на реалистичном моделировании, имитации клинической ситуации или отдельно взятой физиологической системы, для чего могут использоваться биологические, механические, электронные и виртуальные (компьютерные) модели. С помощью симуляционных методик могут быть отработаны и проконтролированы практические навыки и умения медицинской сестры, фельдшера или врача. Напомним, что навык - это доведенная многократными повторениями до автоматизма способность выполнять определенное действие, а умение - это отработанный субъектом способ выполнения сложных действий, обеспечиваемый совокупностью знаний и навыков. Симуляционное обучение предоставляет возможность каждому обучающемуся осуществить (и не один раз) профессиональную деятельность или ее элемент в соответствии с профессиональными стандартами и/или порядками (правилами) оказания медицинской помощи в условиях, максимально приближенных к реальной производственной среде. МакГаги, один из пионеров симуляционного обучения в медицине, описывает симуляцию, как «человека, устройство или набор условий, которые позволяют аутентично воссоздать актуальную проблему. Студент или обучаемый должен отреагировать на возникшую ситуацию таким образом, как он это сделал бы в реальной жизни». Дэвид Габа, еще один активный создатель современного симуляционного обучения, сотрудник Стэнфордского университета, предложил еще более подробное определение этого термина, согласно которому симуляция - это «техника (а не технология), которая позволяет заместить или обогатить практический опыт обучаемого с помощью искусственно созданной ситуации, которая отражает и воспроизводит проблемы, имеющие место в реальном мире, в полностью интерактивной манере».
Давайте сравним традиционное классическое обучение у постели больного и симуляционное обучение. Преимуществами первого являются следующие: опыт взаимодействия с разными пациентами; возможность наблюдать действия профессионалов; развитие клинического мышления; подготовка к самостоятельной деятельности. Но оно также имеет и свои недостатки: не у всех студентов есть возможность самостоятельно выполнить действие; в процессе обучения велика вероятность ошибки; нарушение права пациента на качественное оказание помощи; не всегда существует возможность педагогического контроля степени достижения компетентности (выполнения действий с его обоснованием).
Как уменьшить недостатки и создать условия для формирования и оценки компетентности студентов? Наряду с обязательным обучением у постели больного необходимо шире использовать возможности симуляционного обучения, которое: ни в коей мере не заменяет, а только дополняет подготовку к реальной клинической практике и обеспечивает безопасную для пациентов возможность; обучения молодых врачей, фельдшеров и медицинских сестер отдельным навыкам; регулярной тренировки для опытных специалистов в редких клинических ситуациях; отработки взаимодействия команды профессионалов; усвоения правил эффективного общения.
Для оценки компетентности студентов второго и третьего курсов по овладению практическими навыками согласно рабочей программы МДК 02.01. Лечение пациентов терапевтического профиля была разработана анкета, которая состояла из 6 частей:
- первая включала оценку навыков по общему уходу за пациентом: закапывание лекарств в глаза, уши и нос, правильное использование ингалятора, проведение инъекций: внутрикожной, подкожной, внутримышечной и внутривенной, освоение техники сердечно-легочной реанимации,
- вторая: оценка времени освоения практических навыков в стационаре,
- третья: оценка эффективности пребывания в стационаре и отработка практических навыков на фантомах и муляжах,
- четвертая: оценка умений по отработки каждого навыка до автоматизма,
- пятая: мнение студентов об эффективности использования манекенов, фантомов и муляжей,
- шестая часть анкеты включала предложения по улучшению учебного процесса.
Было проанкетировано 72 студента второго и третьего курсов специальности Лечебное дело, проходивших обучение на базе Канской межрайонной больницы в терапевтических отделениях с целью изучения удовлетворенности студентов и уверенности в своих силах. Участники исследования были поделены на две подгруппы. Первая подгруппа студентов обучалась на манекенах, фантомах и муляжах, другая подгруппа под руководством преподавателей обучалась на пациентах, друг на друге, или применялся лекционный формат обучения. Студенты, обучающиеся на фантомах овладели навыками закапывания лекарственных средств в глаза и в нос 54,1%, уверенно 52,1% студентов могут выполнять инъекции: внутримышечные, внутривенные, внутрикожные и подкожные, а уверенность в своих силах по выполнению сердечно-легочной реанимации оценили – 15,8%. При этом показали более высокую удовлетворенность и уверенность.
В проведенном исследовании уверенность студентов и качество приобретенных навыков и умений напрямую зависели от количество времени проведенных в стационаре – 60% случаев обучающиеся находились в КМБ более 10 дней. Не уверенность в достижении необходимого уровня компетенций отметили 21,2% студентов.
Участники исследования, которые отрабатывали практические навыки в терапевтических и хирургических отделениях стационара только 36,5% случаев овладели навыками закапывания лекарственных средств в глаза, нос, только 12,3% студентов овладели техникой выполнения внутримышечных инъекций. При этом были выявлены следующие недостатки: страх студентов перед пациентами, недостаток коммуникативных навыков в общении с пациентами, недовольство пациентов, недостаток времени для отработки каждого навыка, ограничение допуска студентов в процедурные кабинеты, психологическая боязнь выполнения процедуры, высокий риск для здоровья пациента.
Большинство студентов (84,2%), участвовавших в данном исследовании оценили опыт использования фантомов и муляжей как полезный. По мнению студентов, использование фантомов, муляжей и манекенов в учебном процессе имеет больший эффект, чем просто лекционный формат обучения.
Завершающим этапом данного исследования были ответы студентов и преподавателей на вопрос, сможет ли обучение на фантомах, муляжах и манекенах быть применено в реальной практике. При этом в 100% случаев преподаватели ответили, что полученные навыки окажутся полезными во время реальной практики, но с этим были согласны менее половины участвующих в исследовании студентов.
Из проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Симуляционные технологии в медицине являются новым для нашего образования форматом обучения с активным практическим акцентом, эффективно формирующим опыт практической деятельности будущих средних медицинских работников через погружение в реальность практического здравоохранения.
Список литературы
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.