Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через воспитательную деятельность в условиях профессиональной подготовки в учреждениях СПО

13.05.2016 75 93
Ларина Марина Анатольевна
Ларина Марина Анатольевна, зам. директора по УВР

Профессиональное училище № 3 г. Волжский

Право  на  образование -  одно  из  фундаментальных  прав  любого  человека. Конституция РФ гарантирует, а Федеральный закон  "Об образовании в РФ" подтверждает обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования. На современном этапе развития нашего общества одним из приоритетных направлений государственной  социальной политики является проведение комплекса мер по социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья  в общество. Это возможно благодаря получению данной категорией населения профессионального образования, что является важнейшим условием их социальной интеграции, способствует  развитию  личности, повышению ее социального статуса и, самое главное, социальной защищенности.

На протяжении более 12 лет, с 2004 года,  наше образовательное учреждение осуществляет профессиональную подготовку лиц с ограниченными возможностями здоровья. Подростки с ментальными нарушениями  получают профессиональную подготовку по доступным для них профессиям: штукатура, маляра, и ранее – портного.  В условиях училища реализуется наиболее  эффективная  для данной категории обучающихся, модель частичной интеграции,  когда они  обучаются в  специальных  группах для детей с ограниченными возможностями здоровья, но  при  этом являются частью целого ученического коллектива и  принимают активное участие во внеурочной  воспитательной деятельности училища,  в едином потоке со своими сверстниками, не имеющими таких ограничений.  Включение  лиц  с  ограниченными возможностями здоровья    в  учебно-профессиональную  среду фактически выступает как этап приобретение ими опыта социальной адаптации  и интеграции.

В процессе профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья  возникают определенные противоречия. Процесс социализации не является быстротечным,  он достаточно сложный и длительный по времени, а ограниченность во времени периода профессиональной подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья   (10 месяцев) затрудняет в силу психофизиологических и возрастных особенностей полноценную социализацию данного контингента,  его подготовленность  к трудовым отношениям. Выпускнику, чтобы быть готовым  к  вступлению  в  самостоятельную  жизнь,  необходимо не только   иметь  определенный багаж профессиональных знаний, но и уметь адаптироваться на рабочем месте, правильно строить    свои  отношения  с  людьми,  иметь  соответствующую  возможностям жизненную  перспективу,  быть  готовым  к  гибким  самостоятельным, нетрадиционным  решениям. Эти личностные качества, достаточно важные в жизненном становлении, сложно сформировать за относительно короткий промежуток времени.  К тому же, для обучающихся  данной социальной группы  сам факт поступления в училище и начало  профессионального  обучения  «знаменуют  собой  первый  в  их жизни  действительный шаг  в  направлении  социальной  интеграции»,  ибо  предшествующие  образовательные  этапы проходились  ими  в  педагогических  учреждениях специального типа.  Этот шаг сопряжен с ситуацией, характеризующейся как «кризис перехода» из одной образовательной среды  в другую.  Как правило, обучающиеся с ментальными нарушениями испытывают серьезные  трудности в период адаптации  к  изменившимся  условиям обучения, что так же сокращает период их полноценной социализации.

Форма обучения в училище лиц с ограниченными возможностями здоровья  предполагает формирование в училище  атмосферы доброжелательности, признание за ними равного права на обучение, осуществление политики равных со своими здоровыми сверстниками возможностей. Оно  позволяет учащемуся накопить полезный социальный опыт, научиться общаться с окружающими людьми в реальных, обычных условиях, а так же найти свое место в социуме, несмотря на интеллектуальный дефект.

Общей целью воспитания обучающихся в училище, в том числе и лиц с ограниченными возможностями здоровья,  является разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного рабочего, обладающего высокой культурой, социальной активностью, физическим здоровьем, качествами гражданина-патриота.

Основная задача воспитательной деятельности в училище – создание условий для активной жизнедеятельности обучающихся, для их гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей в физическом, интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

В период обучения учащиеся из групп с ограниченными возможностями здоровья  вместе со своими сверстниками из других групп  включены в активную воспитательную деятельность, которая осуществляется по трем направлениям: нравственно-гражданское, общеинтеллектуальное  и  общекультурное  развитие личности.

Нравственно-гражданское развитие личности способствует формированию таких личностных качеств учащихся, как ответственность, гражданственность, патриотизм, готовность к преодолению жизненных испытаний. Воспитательная деятельность данного направления реализуется через следующие общеучилищные мероприятия:

- «Мы -  будущее России», посвященное Дню Знаний;

- «Это наша с тобой биография» ко Дню ПТО;

-«Фестиваль национальных культур», посвященный Дню народного единства;

- «Моя страна, моя Россия» к Дню России;

-  Выпускные мероприятия ("В добрый путь")

- традиционные «Уроки мужества», посвященные Дню Победы под Сталинградом и Победе советского народа в ВОВ.

Обязательными участниками всех мероприятий являются учащиеся групп для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Общеинтеллектуальное направление воспитательной внеурочной деятельности направлено на  формирование у обучающихся интеллектуальных умений, которые  не только проявляются, но и формируются и развиваются в процессе деятельности. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья  являются обязательными участниками предметных декад профессионального цикла, занимаются в специально для них организованных кружках технического творчества «Резьба по дереву» и  «Лепка из соленого теста», что  способствует  профессиональному самоопределению, формированию мотивационной сферы личности, социальных и профессиональных ценностных  ориентаций, познанию радости творческого труда.

Проводимые в училище правовой лекторий в рамках единого классного часа,  Дни профилактики совместно с сотрудниками ОПДН направлены на формирование правовой грамотности учащихся и профилактику девиантного  поведения, в том числе и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

С целью организации  занятости учащихся во внеурочное время, в  училище организована работа спортивных секций «Волейбол», «Баскетбол», «Настольный теннис», проводятся спортивные праздники. Общекультурное  развитие  представляет  собой  процесс  формирования  культурной  компетентности  личности,  развитие  ее творческих  способностей.  Учащиеся  с ограниченными возможностями здоровья  принимают активное участие во всех мероприятиях проводимых в училище,  конкурсах, художественной самодеятельности. Традиционно в рамках  регионального конкурса самодеятельного творчества обучающихся «Я вхожу в мир искусств» в училище проводится конкурс художественной самодеятельности среди учебных групп, где обязательное участие принимают группы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Учащиеся этих групп являются активными  участниками большинства  мероприятий, посвященных празднованию Дня учителя, Нового года, Международного женского дня.

Группы для детей с ограниченными возможностями здоровья  наряду с остальными учебными группами  являются обязательными  участниками конкурса «Лучшая группа года», где находит свое отражение уровень  организации воспитательной работы непосредственно в учебных группах. Это состояние посещаемости учебных занятий, участие учебных групп в общеучилищных, спортивных и городских мероприятиях, общественно-полезных делах.  Необходимо отметить положительную тенденцию, заключающуюся в том, что уровень организации воспитательной работы в группах для детей с  ограниченными возможностями здоровья  достаточно высокий и группы, как правило, по результатам конкурса занимают призовые места.

Воспитательная деятельность, осуществляемая в училище, способствует социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения внеурочных мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность обучающихся с ментальными нарушениями и обучающихся других учебных групп, не имеющих каких-либо нарушений развития. Виды совместной внеурочной деятельности подбираются с учетом возможностей и интересов как обучающихся с нарушениями развития, так и их обычно развивающихся сверстников. В ходе внеурочных мероприятий обеспечиваются условия, благоприятствующие самореализации и успешной совместной деятельности для всех ее участников.

Список литературы:

  1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья / М., 2004.
  2. Ивлиева  И. А.  (Санкт­-Петербург) Общекультурное развитие личности в системе непрерывного профессионального образования (концептуальные основы) // Журнал «Человек и образование» - 2010- №4.-С.163-169
  3. Мадилов С.П. Проблемы учебно-воспитательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья //Профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: Материалы научно-практического семинара. – М.: НИИРПО, Агентство «Социальный проект», 2006. – С. 23-26.
  4. Степанова О.А., Амиридзе С.П., Мадилов С.П., Фомина А.М. Профессиональное образование учащихся с ограниченными возможностями здоровья // Профессиональное образование. – 2005. - № 4. –  С. 5-6.
  5. Флиер А. Я. «Культура мира» и культурная компетентность  личности // Теория и история культуры. – М.: Вестник МГУКИ. – 2004. – №1. – С. 18–33.  



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*