Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Реализация программы по социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Я всё смогу» в ГБПОУ «Профессиональное училище№3

13.05.2016 75 92
Подковырина Ольга Александровна
Подковырина Ольга Александровна, педагог-психолог

Профессиональное училище № 3 г. Волжский

Социализация человека с ограниченными возможностями здоровья  протекает сложно, нестандартно, с затруднениями. Врождённый и приобретённый дефект замедляет, затрудняет, приостанавливает или не допускает вхождение человека в общество, усвоение норм и правил, присущих социуму. Следствием этого является сужение личного социального пространства человека с ОВЗ, и формируется личность, на знающая окружающего мира, их взаимоотношений, правил поведения, традиций и ритуалов, для замкнутых, «оранжерейных» условий существования.

Одной из важных задач современного образования является организация адаптированной социальной среды, направленной не только на преодоление ограничений здоровья учащихся, но и оказание им помощи в процессе социальной и трудовой адаптации, освоении норм и ценностей общественного бытия, приспособления к реалиям современной жизни.

Результатом социальной адаптации обучающегося является социальная адаптированность. Признаками социальной адаптивности к обществу являются:

- степень овладения знаниями, умениями, установками необходимыми для реализации социальных ролей, характерных для общества в различных сферах жизнедеятельности; наличие и уровень общей коммуникативной толерантности;

- наличие и сформированность реалистичных жизненных ценностей и представлений о социально-приемлемых путях и способах и достижения;

- необходимый на данном возрастном этапе уровень профессионального образования.

Как показала практика работы,  только при  комплексном подходе и совместной работе всего педагогического коллектива и психолога возможно решение поставленных задач. В связи с этим, весь процесс трудового обучения и воспитания в «ПУ № 3»  направлен на то, чтобы обеспечить социальную адаптацию и интеграцию обучающегося в общество, сделать ее  максимально успешной.

Программа по социализации обучающихся «Я всё смогу» способствует  развитию у обучающихся умения отслеживать своё состояние и поведение, понимать мотивы поступков других людей; анализировать жизненные ситуации и находить наиболее конструктивный выход из них; развивать самоконтроль и демонстрировать уверенное поведение; иметь  внутренние ресурсы для преодоления трудностей.

Развитие этих навыков актуальны не только на данном возрастном этапе, но и необходимы в ходе дальнейшей как социальной, так и трудовой адаптации.

Таким образом, в  реализации принципа неразрывности обучения и воспитания заложены большие коррекционные возможности, способствующие социально - трудовой адаптации и успешной интеграции будущих выпускников «ПУ № 3».

Для определения уровня социальной адаптации использовалась методика К. Роджерса и Р. Даймонда «Диагностика социально-психологической адаптации».  

Методика проводилась в начале и в конце реализации программы. После чего был проведен сравнительный анализ.

Содержание программы «Я всё смогу»

Цель программы: создание условий способствующих адаптации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  в обществе.

Задачи: Развить у обучающихся способность к социальльной адаптации, умения, навыки необходимые  для общения и взаимодействия с другими людьми.

Ожидаемые результаты. Сформировано адекватное и  позитивное отношение к себе и окружающим;

  1. Развиты навыки конструктивного общения;
  2. Развито понимание ответственного отношения к своей жизни.
  3. Тематический план занятий.

Тема занятия

Цель занятия

Содержание занятия

Продолжи-тельность

занятия, мин.

1.Диагностика.

 Определить уровень социально-психологической адаптации учащихся.

Проведение первичной диагностики по методике «Диагностика социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда».

 

60

2.«Знакомство»

1. Познакомить и познакомиться с участниками группы;

2.Создать доверительную обстановку;

3. Ознакомить и заинтересовать темами групповых занятий.

Упражнения на знакомство: «Снежный ком», «Ураган», «Горячий стул».

Ознакомление с темами занятий.

Шеринг: Что нового сегодня вы узнали друг о друге?

 

60

3.«Мы с тобой одной крови»

 

 Создать условия для группового сплочения.

 Упражнения на разогрев: «Поздороваемся как ….»

Упражнения на сплочение: «Синяя лента», «Карниз», «Постройтесь по …», «Свеча».

Шеринг: Какие качества другого вы смогли сегодня отметить?

 

60

4.«Я – ценность! А другие?»

Способствовать пониманию  ценности себя и ценности других людей.

Приветствие.

 Игра-разминка  «Грецкий орех»

  Сказка «Земляной, водяной, воздушный, солнечный»

Обсуждение сказки.

Упражнение «Я учусь у тебя …»

Шеринг: Что нового для себя вы сегодня почерпнули из занятия?

 

60

5.«Давай дружить!»

Способствовать развитию  навыка конструктивного общения

 Приветствие.

Вводное упражнение «Брехучий телефончик»

Упражнение  «Ярлыки»

Обсуждение упражнений.

Сказка «Металлическое нашествие»

Обсуждение сказки.

Шеринг: Что нового для себя вы сегодня почерпнули из занятия?

 

60

6.«Миру – да! Конфликту – нет!»

Создать условия для развития навыка конструктивного выхода из конфликта.

Приветствие.

Вводное упражнение «Слепой и поводырь»

Обсуждение упражнения.

Сказка «Точка зрения»

Обсуждение сказки.

Упражнение «Что такое хорошо, а что такое плохо?»

Шеринг: Что ценного для себя вы сегодня возьмёте из занятия?

60

7.«Любовь-морковь?»

(приложение 1)

 

Приветствие.

Упражнение на разогрев: «Принцесса, рыцарь, дракон»

Групповая дискуссия на тему любви.

Выводы.

Упражнение на завершение: «Овации»

60

8.«Уверен на все 100!»

Развить навыки уверенного поведения.

Приветствие.

Вводное упражнение  «Критика и поддержка»

Теория: «Уверенное, неуверенное, самоуверенное поведение»

Сказка «Преодоление трудностей»

Обсуждение сказки.

Шеринг: Что ценного для себя вы сегодня возьмёте из занятия?

60

9.«Я- хозяин своей жизни»

1. Создать условия для осознания смысла ответственности.

2.Способствовать формированию ответственного отношения к своей жизни.

 Приветствие.

Вводное упражнение  «Паровозик  доверия»

Обсуждение упражнения.

Групповая дискуссия «Жил был у бабушки серенький козлик»

Обсуждение.

Шеринг: Что ценного для себя вы сегодня возьмёте из занятия?

60

10.Повторная диагностика.

 Определить уровень социально-психологической адаптации учащихся после курса занятий.

Проведение повторной диагностики по методике «Диагностика социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда».

 

60

4. Показатели первичной, повторной диагностик и последующий сравнительный  анализ:


Шкалы

Первичные показатели

Повторные показатели

Изменения

1

Адаптивность

46%

58 %

+ 12%

2

Приятие себя

80%

86 %

+ 6%

3

Приятие других

41%

62%

+ 21%

4

Эмоциональный комфорт

54%

67%

+ 13 %

5

Внутренний контроль

44%

61%

+ 17 %

6

Доминирование

27%

37%

+ 10 %

7

Эскапизм (уход от проблем)

84 %

64%

- 20 %

По результатам первичной диагностики учащихся отмечается:

- Принятие себя при выраженном непринятии других.

- Повышенный уровень эмоционального дискомфорта;

- Выраженная социальная дезадаптивность;

- Выраженная ведомость, неумение отстаивать свои позиции;

- Выраженное нежелание брать на себя ответственность.

После проведения курса занятий мною отмечено: умение анализировать ситуации и видеть конечные цели, более внимательное отношение друг к другу; понимание чувств и действий других людей, знают способы разрешения конфликтов.

В ходе обсуждения проведена субъективная оценка преподавателями изменений с учащимися: улучшились взаимоотношения между учащимися; снизилось количество  агрессивности проявлений, оказывают поддержку друг другу,  появилось понимание ответственности за свою жизнь.

Сложности, возникшие в ходе реализации программы:

-Группы проводятся не по желанию самих обучающихся, что приводит к снижению посещаемости.

- Различие форм и уровней отклонений в здоровье обучающихся.  На обучение  поступают обучающиеся, как с поведенческими проблемами, так и с различными формами интеллектуальных и физических нарушений, что вызывает сложности реализации программы. Некоторые обучающиеся требуют индивидуального подхода в работе.

- Занятия проводились двумя потоками – I группа с сентября, II -  c февраля, что привело к тому, что II группа прошла ситуацию знакомства самостоятельно, и  не во всех случаях успешно, не сплочена, разделена на враждебно настроенные подгруппы.

В ходе анализа проведённой работы возникла необходимость внести некоторые изменения в программу:

  1. Начало работы с начала учебного года с двумя группами одновременно.
  2. Внести некоторые изменения в тематический план занятий:

- увеличить количество занятий на сплочение, так как процесс адаптации к новому коллективу у обучающихся с ОВЗ проходит более медленно;

       – занятия на знакомство с чувствами и адекватным выражением их. Не все обучающиеся знакомы с названием чувств и их проявлением, что приводит к нарушению взаимопонимания.

       - занятие на работу с перспективой и ответственным отношением к жизни. Данная тема требует более длительной проработки с обучающимися с ОВЗ.

Занятие «Любовь-морковь?» (приложение 1) вызвало заинтересованность обучающихся и прошло наиболее успешно.

Эта тема была взята на основании прошлогоднего опыта - за помощью на индивидуальное консультирование обучающиеся с ОВЗ чаще всего обращались по вопросам любви, и очень часто – безответной.

Именно тема любви является для них наиболее актуальной и наиболее травмирующей. На первом этапе трудность для них составляет выбор  и знакомство с противоположным полом. Ограниченные возможности здоровья не всегда имеют внешние проявления и этап знакомства может пройти успешно. При дальнейшем развитии отношений ограниченные возможности здоровья проявляются всё больше и больше, что приводит к разрыву отношений. И данная ситуация повторяется из раза в раз, что полностью подрывает уверенность в себе и надежду, что любовные отношения когда-то состоятся.

Данное занятие позволяет заранее подготовиться к ситуации любви, заранее выбрать именно ту пару, которая будет наиболее соответствовать представлениям и особенностям учащегося; научиться знакомиться и поддерживать отношения; правильно реагировать на возможный разрыв отношений.

Приложение 1.

Занятие № 7

Тема: «Любовь-морковь?»

Цель: способствовать развитию психологической готовности к влюблённости.

План занятия:

1.Упражнение на приветствие: «Подари улыбку»

Участники кивком головы приветствуют соседа слева, потом соседа справа и дарят улыбку.

2.Упражнение на разогрев: «Принцесса, рыцарь, дракон»

Упражнение проводится по аналогии «Камень, ножницы, бумага». Принцесса влюбляет в себя принца, дракон съедает принцессу, рыцарь рубит голову дракону. Группа делится на две группы, которые стоят в шеренгу друг напротив друга. Группы выбираю героя и по команде ведущего действуют:

- Принцесса держится «за юбочку», маленькими шажками со словами «Ля-ля-ля» двигается вперед. Рыцарь со звуком «вшик» рубит рукой воздух. Дракон страшно рычит. Ведущий ведёт счет.  

3.Групповая дискуссия на тему любви.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что такое любовь? По каким проявлениям в теле мы можем узнать, что влюблены? Как мы ведём себя, когда влюблены?
  2. Где найти первую любовь? (на плакат)

3.Какие способы успешного  знакомства вы знаете?

  1. Как проявлять любовь? (на плакат)
  2. Что делать, если любовь безответна?
  3. Может ли дружба перерасти в любовь?
  4. Какие наши действия могут разрушить любовь? (на плакат)
  5. Какой парень (девушка) будет являться для тебя идеалом? Психологический портрет парня (девушки) индивидуально на бумаге:

- внешность;

- качества;

- увлечения;

- допустимы ли вредные привычки?

Обсуждение портрета в группе.

4.Выводы: Что нового из данного занятия вы возьмёте для себя?

5.Упражнение на завершение: «Овации».

Каждый участник по очередь становится в центр круга и закрывает глаза. Остальные овациями охлопывают его с ног до головы.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*