Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Свободное время студента колледжа культуры как часть профессионального развития

08.02.2012 4905 15729
Беккер Елена Ивановна
Беккер Елена Ивановна, преподаватель

Коми республиканский колледж культуры им В.Т.Чисталёва

Под «свободным временем» мы понимаем то время, которое не занято «непреложными, необходимыми занятиями», то есть учёбой, работой, домашним хозяйством, и которое направлено, с одной стороны, на восстановление сил, а с другой – на духовное и физическое самоусовершенствование.


Свободное время - это часть времени, не связанная с работой (учебой), бытовыми потребностями, удовлетворением физиологических потребностей, это время досуга, вмещающее более 500 досуговых занятий. Досуг предполагает свободный выбор занятий, переход от одного занятия к другому, отдых в сочетании с физической и умственной активностью.


Свободное время, его организация, играет важную роль в развитии личности студента и является неотъемлемой частью профессионального воспитания. Досуговая деятельность - это сфера самовоспитания и самоопределения. Студент  в соответствии с собственными установками и предпочтениями выбирает определенный вид деятельности. Развитие навыков и способностей, умственная и физическая активность в свободное время - все это формирует определенные социальные качества и потому влияет на творческий потенциал и нравственную основу не только личности, но и общества. В этом смысле организация свободного времени выступает фактором развития личности, социальных институтов и общества в целом.


Сегодня актуально обратить внимание на вопрос: становится ли время досуга пространством самореализации и самосовершенствования, или это время свободы от родительского контроля и контроля преподавателей?


Человек формируется как личность в разных видах общественной деятельности.Личность нашего студента находится в процессе социализации, под влиянием различных факторов, это, прежде всего, - особенности воспитания и проведения досуга в семье, отношение к чему-либо, приоритеты, установки, ценности в семье; неформальное окружение, компания; колледж, отношение молодого человека к системе ценностей и т.п. С одной стороны, государство и общественные институты влияют непосредственно на личность, формируя ее ценностные ориентации, установки. С другой стороны, этими же институтами создаются определенные возможности для развития личности  в свободное время.


Важным элементом структуры личности является ее направленность, т.е. совокупность потребностей, интересов, взглядов, составляющих основу установок и ценностных ориентаций личности. Направленность личности отражается в выборе определенного вида деятельности в качестве отдыха, т.е. реализуется в определенной структуре свободного времени. А от того, направлена ли досуговая деятельность студента на духовное или физическое развитие или в ней преобладает разрушающий и пассивный отдых, зависит развитие личности.

Развитие личности зависит от многих факторов и составляющих. Одна из них это творческая активность. Сегодня в педагогике стали часто говорить о творческом мышлении, творческом подходе к воспитанию. Это вполне закономерно. Современная жизнь полна чрезвычайными обстоятельствами и нестандартными ситуациями. Для того, чтобы успешно справляться с ними, необходимо не просто обладать определенным набором знаний, нужно уметь правильно выбрать и применить эти знания. Причем, зачастую необходимо создать новую комбинацию из известных слагаемых, чтобы получить новый продукт, новое решение. Это умение создавать новые нестандартные комбинации из известного называют способностью к творчеству.


Творчество имеет два вектора - один направлен вовне, в предметную деятельность, а другой - на самого человека, на самосозидание, на развитие в человеке его сущностных сил и способностей. Когда речь идет о творческой деятельности человека, следует учитывать обе его составляющие. В процессе созидательной, творческой деятельности человек с неизбежностью растет, развивается, всякий раз возвышается до уровня сложности, трудности тех проблем, которые становятся объектом его предметной деятельности. В то же время вторая, не менее важная, компонента человеческого творчества, его творческое саморазвитие может рассматриваться и как самостоятельная задача. Творчество в процессе развития личности очень важно. Отсутствие или даже затухание потребности в творческой деятельности с неизбежностью тормозит развитие личности или даже ведет человека к деградации. И наоборот, расширение круга творческой деятельности, потребностей к развитию собственной личности выводит человека на новые личностно-значимые уровни саморазвития.


Если рассматривать творческую активность широко - как любую деятельность, в процессе которой происходит созидание и улучшение окружающей жизни, то учебная деятельность, ее успешность является одним из наиболее очевидных проявлений творческой активности студента. Если молодой человек принял решение получать образование, учеба становится одной из его важнейших социальных функций. Студенты очной формы обучения  достаточно большую часть своего времени проводят в стенах колледжа: получают знания, общаются со сверстниками и преподавателями, участвуют в различных соревнованиях, научных и досуговых мероприятиях. Однако не все студенты подходят к выполнению своей основной социальной функции одинаково. Одни учатся добросовестно, во время выполняют задания, качественно изучают и прорабатывают материал, сдают экзамены и курсовые работы. Другие хотят получить диплом об образовании, не напрягаясь, не утруждая себя учебой и занятиями.


Все мы прекрасно знаем, что творческая самореализация и развитие личности могут осуществляться не только на лекциях и семинарских занятиях, но и во внеурочное, так называемое, "свободное время".


В рамках деятельностного подхода свободное время рассматривается как время, определяемое свободой выбора деятельности человеком. Структуру досуга составляет совокупность видов деятельности, связанных преимущественно с удовлетворением культурных потребностей восстанавливающего характера (различные виды отдыха и развлечений), и более возвышенная деятельность - совокупность занятий, интенсивно влияющих на процесс разностороннего развития личности. Досуг и более возвышенная (социокультурная,  духовная) деятельность находятся в диалектической взаимосвязи и взаимообусловленности.

Свободное время молодого человека имеет специфические черты, которые отличают его от свободного времени взрослого. Это, прежде всего, трудность в определении границы между свободным и учебным временем в силу неопределенности каждого из них. Характер проведения свободного времени зависит от индивидуальных особенностей личности и от того, организовано ли это время или пущено на самотек.


Все  вышесказанное обусловило  необходимость изучения  некоторых аспектов данной темы среди студенческой аудитории  колледжа культуры.


Целью исследования было определить насыщенность внеучебного времени студентов, их досуговые  потребности  и формы реализации этих потребностей.


Задачи, которые мы поставили перед собой:

  • определить объём свободного времени у студентов; 
  • определить круг их интересов; 

Выборка: гнездовая (по группам), случайная (опрошены те, кто присутствовал на занятиях в день анкетирования).


В анкетировании прияло участие 81 студент колледжа.  Из  них – 69 девушек и 12 - юношей, что, в основном, отражает гендерный состав студентов колледжа. Из числа опрошенных только 5 человек  состоят в браке, включая гражданский, и 5 студентов имеют детей.


11 опрошенных работают постоянно, 38 - время от времени, 32 человека - не работают вовсе. 54 респондента – проживают в общежитии, 15 – с родителями, 9 – снимают жилье, 3 – в собственном жилье.


На вопрос: какой смысл вы вкладываете в понятие «свободное время» были получены разные ответы, из которых выделены наиболее популярные:

Свободное время это

Когда можно заработать деньги

Время поспать

Время свободное от учебы и уроков

Когда можно расслабиться и отдохнуть

Свободное время это когда занимаешься, чем тебе хочется, а не тем, что должен

Занятия  любимым делом

Проведение времени с семьей


Согласно ответам студентов, которые выражали свое отношение к учебному процессу, выяснилось, что 67 студентов стараются не пропускать занятия, 10 посещают больше половины, 1- меньше половины, лишь 2 студента бывают на занятиях редко.


На вопрос: как много у вас свободного времени? были даны следующие ответы:

времени едва хватает на учебу, много надо работать, чтобы денег хватало на проживание – 11 студентам, времени достаточно для учебы и остается немного свободного – 48 студентам, времени хватает на учебу, развлечения, прогулки и т.д., 7 студентов дали свои варианты  ответа:

  • времени хватает только на учебу
  • мы просто не успеваем учиться, много задают
  • времени не хватает на учебу и на свободное время, т.к. занимаюсь воспитанием ребенка

Большинство опрошенных занимаются планированием своего свободного времени, но у 52 студентов планы не всегда реализуются, а у 11 все идет по плану, 17 человек никогда не планируют свое свободное время, все происходит спонтанно.


Анализ ответов студентов на вопрос: как часто вы прибегаете к услугам сети Интернет, позволяет заключить, что все опрошенные пользуются  Интернетом: 65 человек пользуются «сетью» систематически, 13 по мере необходимости и 3 человека – пользуются услугами Интернет очень редко.


Учитывая тот факт, что сегодня библиотека является важнейшим звеном  системы образования и хорошим информационным пространством, только 44 студента пользуются ее услугами 1-2 раза в неделю, 25 – посещают библиотеку 1-2 раза в месяц, 8 – 1-2 раза в полгода и 4 студента не пользуются услугами библиотек вообще.


Исследование также показало, что если бы у студентов было больше свободного времени, то 43 человека использовали бы его для любимых дел и самообразования, 21 – для общения с друзьями, 9 – для беспечного отдыха, 8 студентов выбрали несколько вариантов, из которых чаще всего встречается комбинация – для общения с друзьями и для любимых дел и самообразования.

Что касается отдыха на летних каникулах, то половина (40 человек) проводит дома (на наш взгляд, это не всегда отражает финансовое положение студента, данный факт обусловлен тем, что иногородние студенты стараются провести каникулы дома), 14 – навещает родственников за пределами Республики Коми, и только 10 – совершают путешествия, а 6 человек проводят свободное время в санаториях и  лагерях. 18 студентов дали свои варианты ответов, большинство из которых это – «летом я работаю или подрабатываю».


Вместе с тем, основные формы проведения досуга для студента колледжа культуры – это посещение спектаклей, концертов, художественных выставок, посещение дискотек, баров, ночных клубов.


Наряду с  вышеуказанными данными можно отметить, что студенты специальности «Декоративно–прикладное искусство  и  народные промыслы» предпочитают заниматься в свободное время народными ремеслами, живописью и рисованием, студенты специализаций «Народное хоровое творчество» и «Хореографическое творчество» участвуют в работе коллективов художественной самодеятельности, студенты специализации «Постановка театрализованных представлений и Театральное творчество» больше других знакомятся  с материалами газет и журналов.


Общий вывод: суммируя полученные данные, можно попытаться нарисовать портрет современного студента – будущего специалиста социально-культурной сферы. Студент довольно серьёзно относится к учёбе, регулярно посещает занятия. Однако свободного времени у него немного,  и он его старается планировать. Это связано с необходимостью учиться и работать, причём, не, только для улучшения своего финансового положения. Много времени студент проводит в Интернете  и мало в библиотеке. В  свободное время студенты колледжа культуры стараются осознанно развиваться и совершенствоваться профессионально.

 

Список литературы:

1. Кузнецова В.Н. Социология молодежи [Текст]:  Учебник/ В.Н.Кузнецова. -  М.: Гардарики, 2007. - 335 с.

2. Социально-культурная деятельность учреждений культуры клубного типа [Текст]: Учебник / Под ред. Н.П.Гончаровой. – Москва-Тверь, 2004. – с. 42-59

3. Шеховцова Е.Ю. Культурно-досуговая деятельность учащейся молодежи: уровни, стадии, модели  [Текст] /   Е.Ю.  Шеховцова// Вестн. Тамбов. ун-та. Сер. Гуманитар. науки. – 2007. – № 9. – С. 235-239.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*