Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Социокультурное взаимодействие Вятского колледжа культуры

12.05.2016 785 1370
Чернядьева Елена Николаевна
Чернядьева Елена Николаевна, преподаватель, методист

Вятский колледж культуры

«Личность … не развивается сама из себя, но приобретает свое содержание в общении с миром ценностей, в живом социальном опыте…» - считал Василий Зеньковский.

 

В современном образовании личность все чаще сталкивается с особыми сложностями в процессе своей социализации. Обезличивание образовательного процесса, акцентирование внимания на новых образовательных стандартах, глобальная компьютеризация – все это приводит к ослаблению внимания на развитие социально активной личности [2].  Социокультурный подход к образованию основан на интеграции трёх позиций:

1) состояние и динамика социокультурных процессов в сфере образования;

2) законы, принципы, технологии учения и социокультурной деятельности;

3) взаимодействие сферы образования с другими сферами общественной жизни, процессы, которые складываются в ходе такого взаимодействия, влияние образования на целостное, гармоничное развитие социального субъекта, на его готовность включиться в те виды деятельности, которые составляют его целостное общественное бытие [3].

Мировым сообществом признана жизненная важность свободного обмена идеями и знаниями для интеллектуального прогресса и международного взаимопонимания обществ. В ХХ в., как и в начале ХХI в., эти обмены осуществлялись прежде всего посредством книг, публикаций и материалов, относящихся к образованию, науке и культуре в целом [1]. В настоящее время существуют разнообразные формы социокультурного взаимодействия образовательной организации с различными референтнами группами.

C целью определения форм социокультурного взаимодействие в процессе преподавания в Вятском колледже культуры в феврале 2016 года был проведен опрос преподавателей колледжа.

Данные опроса показали, что с общеобразовательными организациями наилучший контакт удалось выстроить кафедре общих образовательных и профессиональных дисциплин. Студенты разрабатывают на уроках внеклассные мероприятия, пишут сценарии и проводят их на школьниках определенного возраста. Кроме этого, апробация экспериментальной части курсовой работы студентов по педагогике часто проходит на детях школьного возраста: анкетирование и опрос самих школьников, их родителей, проведение тренингов, внеклассных мероприятий, разработка воспитательных программ и т.д.

В форме концертных выступлений сотрудничают с образовательными организациями и выпускающие кафедры: игра на музыкальных инструментах, вокальные номера, постановка театрализованных представлений и спектаклей.

Чаще всего с ВУЗами взаимодействие проходит в рамках экскурсий и посещения бесплатных мероприятий в рамках фестивалей наук ВУЗов города. Студенты с удовольствием посещают игровые тренинги, деловые игры, кинопоказы, мастер-классы различной направленности: экология, психология, информатика, право, иностранный язык, культурология, литература, русский язык, бухгалтерский учет, вятские обряды и праздники и т.д.

Достаточно часто в последнее время наши студенты участвуют в конкурсах, проводимых ВятГГУ: конкурс исследовательских работ, конкурс рисунок разной направленности, конкурс музыкальных аранжировок, различные предметные олимпиады. Победы в данных конкурсах приносят студентам не только дипломы, но и дополнительные баллы при поступлении в данный ВУЗ (участие – 3 балла, призер – 4 балла, победитель – 5 баллов).

Уровень взаимодействия «колледж-ВУЗ» прослеживается и в прошлом учебном году, когда студенты ВятГГУ проходили практику на базе нашего учебного заведения. В рамках практики студенты посетили серию уроков преподавателей по выбранной специальности, наблюдая за методами и формами работы наших ведущих преподавателей. Затем организовывали и проводили свои учебные занятия с нашими студентами. Взаимодействуя с классными руководителями и активом учебных групп, студенты ВятГГУ проводили и внеклассные мероприятия для наших студентов. Особо удачным показалось общеколледжное мероприятие «Форд Боярд».

Кроме этого, студенты принимают участие и в студенческих конференциях, проводимых СПбГУП; посещают ежегодное мероприятие «Студенческая весна».

Взаимодействие колледжа с абитуриентами широко представлено в последние годы, над чем работают все кафедры колледжа. Ежегодно студенты нашего колледжа открывают своим ярким выступлением специализированную выставку «Образование 21 века». На протяжении работы выставки стенд нашего колледжа остается самым востребованным, так как студенты умело вовлекают проходящих мимо школьников в игровые программы, мастер-классы, флешмобы и т.д. Пользуется популярностью и проект «Открытая школа», в рамках которого проводятся мастер-классы как преподавателями, так и студентами. На данный момент успешно прошли открытые школы хореографического и театрального творчества. Концертная деятельность в виде презентации творческих коллективов колледжа также делает хорошую рекламу нашего учебного заведения. В этом году появилась еще одна форма работы с абитуриентами – «стань студентов на 1 день». Уже в конце февраля колледж ожидает гостей: школьники совместно со студентами будут посещать занятия выбранной специальности в течение всего дня.

Наиболее активное сотрудничество колледжа идет с нашими потенциальными работодателями. Кафедра библиотековедения использует самые разнообразные формы взаимодействия с библиотеками: обзорные экскурсии, беседы со специалистами, посещение мастер-классов, практическая работа с использованием фонда библиотеки, совместное проведение мероприятий, участие в конкурсах, разработка совместного продукта (памятки, путеводителя, электронной выставки, презентации).

Помимо перечисленных форм взаимодействия, другие кафедры используют привлечение работодателей в качестве членов жюри внутриколледжных конкурсов («Лучший по профессии», «Молодой оратор», «Я – балетмейстер!»), проведение открытых уроков и мастер-классов в рамках курсов повышения квалификации для руководителей творческих коллективов, педагогов, музыкальных работников.

На уровне «колледж - организации дополнительного образования» преподаватели хореографического творчества активно ведут сотрудничество. Это проявляется в анализе репертуара коллективов, концертных и конкурсных выступлений, образовательных программ.

Взаимодействие на уровне «колледж-родитель» прослеживается при посещении родителями открытых уроков (чаще всего проводятся по хореографическому творчеству), концертных выступлений, спектаклей, программы мероприятия «Ночь искусств».

Помимо перечисленных социальных институтов, колледж сотрудничает и с другими референтными группами. Используемые преподавателями формы взаимодействия очень разнообразные:

- оформление фотовыставок в Областной научной библиотеке имени А.И.Герцена, Вятском художественном музее имени Васнецовых, галереи Прогресса, музее-усадьбе художника Н.Н. Хохрякова;

 - посещение спектаклей в Драматическом театре, концертных программ в Вятской филармонии, кинопоказов в Областной научной библиотеке имени А.И.Герцена и кинотеатре «Смена»;

- экскурсии по музеям, посещение выставок города Кирова;

- участие в проведении городских и областных мероприятий (совместно с управлением по делам молодежи города Кирова, министерством культуры Кировской области);

- выступление с концертными номерами, спектаклями, театрализованными представлениями на различных площадках города и области;

- участие в вебинаре.

Хочется отдельно отметить организацию разноплановых бесплатных мастер-классов в стенах колледжа преподавателями фотовидеотворчества. Только в этом учебном году для студентов было организовано 5 мастер-классов:

- «Принципы чистого цвета в фотошопе» и «Первоначальная обработка в raw формате» с кировским фотографом Ильей Быковым (причем инициатором встречи стал студент 3 курса);

- «Монтаж фильма», «Запись и монтаж звука» с представителем Роскино;

- «Преимущества разных моделей фотоаппаратов линейки Nikon» с представителем данной компании.

Одной из новых форм взаимодействия в этом году было и участие студентов хореографического творчества в прямой он-лайн трансляции с народным артистом России – Николаем Цискаридзе, организованной при Президентской библиотекой им. Б.Н.Ельцина. У присутствующих была возможность задать интересующие их вопросы в области творческих планов, а также в вопросах преподавания, чем наши студенты и преподаватели с радостью воспользовались.

Не смотря на широкий спектр представленных форм взаимодействия на различных уровнях, преподаватели отмечают, что с некоторыми социальными институтами сотрудничество становится сложнее или вовсе отсутствует. Многим преподавателям творческих специальностей не удается выйти на уровень взаимодействия «колледж-ВУЗ» в связи с отсутствием ВУЗов некоторых специальностей в городе Кирове. А выезд за пределы города и посещение мастер-классов в профильных ВУЗах несет немалые финансовые затраты. Преподаватели кафедры социально-культурной деятельности отмечает, что не хватает сотрудничества с бизнес-сообществами для реализации студенческих бизнес-проектов, органами управления культуры. Преподаватели фотовидеотворчества отмечают, что становится сложнее общение с телестудиями, детскими фотовидеостудиями ввиду ограниченности таковых в городе и сложного экономического положения. Преподаватели этнохудожественного творчества отмечают сложности в общении с самодеятельными коллективами. Преподавателям кафедры библиотековедения становится сложнее взаимодействовать с информационными фондами, что связано с реорганизацией деятельности фондов. Преподаватели общих образовательных и профессиональных дисциплин выделяют финансовые сложности студентов при посещении привозных выставок, экскурсий на иностранном языке, лингвистических и спортивных центров.

Названые сложности обязывают нас находиться в систематическом поиске новых форм взаимодействия и трансформации, существующих социальнокультурных связей, в том числе за счет использования информационных технологий, применяя виртуальные экскурсии, записи спектаклей и концертных выступлений и различные вебинары.

Список литературы

  1. Селиверстова Н.А. Концепция социолкультурного взаимодействия посредством книги [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/professor.ru/Seliverstova/.
  2. Социализация личности в образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2012/12/25/sotsializatsiya-lichnosti-v-obrazovanii.
  3. Хохлова В.В. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dslib.net/soc-struktura/sociokulturnoe-vzaimodejstvie-subektov-obrazovatelnogo-prostranstva-v.html



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*