Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Подготовка студентов к творчеству в профессиональной деятельности в процессе обучения гуманитарным дисциплинам

08.02.2012 497 2409
Фролова Екатерина Николаевна, методист факультета СПО, преподаватель русского языка и литературы, истории мировой культуры

Тайгинский институт железнодорожного транспорта - филиал ФГБОУ ВО "Омский государственный университет путей сообщения"

Цель разработанной мною концепции вытекает из первого принципа государственной политики в области образования, гуманистического его характера, приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития личности. Задача современного образования – воспитать высоконравственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Не случайно Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования в разделе «Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы» в первую очередь нацеливает обучающихся на овладение общими компетенциями.


Выпускник ТИЖТа (филиала ОмГУПСа) должен не только свободно оперировать определенной суммой знаний и умений, но и быть ориентированным на творческие решения производственных, организационных и этических проблем. Подготовка студентов к творчеству в профессиональной деятельности начинается с выявления их способностей, формирования благоприятной среды для развития их креативности, с применения в учебной деятельности форм и методов, стимулирующих творческую активность каждого. Широкие возможности для этого дают гуманитарные дисциплины, преподавателем которых я являюсь.


Данное направление в работе считаю актуальным для нашего учебного заведения, так как успех любого дела обуславливается не только квалификацией специалистов, но и их способностью творчески решать сложные научно-исследовательские, опытно-конструкторские и организационные задачи. По моему мнению, система подготовки будущих железнодорожников не в полной мере соответствует потребностям общества в творческой самостоятельности специалистов, преобладает репродуктивный стиль обучения, инновационные процессы в образовании еще только набирают силу.


Проанализировав научную литературу, посвященную интересующей меня теме (работы В.Ф. Шаталова, С.Н. Лысенковой, Л.В. Занкова, Е.Н. Ильина, Ш.А. Амонашвили  и др.), я наметила для себя пути решения проблемы, основную стратегию, которой и следую в своей преподавательской деятельности, используя разнообразные технологии, методы, формы работы.


Начальным этапом этой работы считаю выявление творческих способностей студентов.


Каждый студент имеет определенный творческий потенциал, его необходимо заметить, выявить, чтобы впоследствии постараться развить. Очень помогает выявлению способностей, в том числе и творческих, личностно-ориентированный подход к обучению. При таком подходе студент не просто принимает готовый образец или инструкцию преподавателя, а сам активно участвует в каждом шаге обучения, в значительной степени пользуется свободой выбора. Так, проводя обобщающие уроки по истории мировой культуры, литературе, основам этики и эстетики, а зачастую и по русскому языку, я предлагаю обучающимся самим выбрать тип, вид и форму своей итоговой работы – реферат или рисунок, стихотворение или очерк, слайдовая презентация или макет, исследовательская работа или выступление с докладом.


Постоянно использую на своих уроках проблемные творческие задания, поощряю нетрадиционные, разнообразные способы их выполнения. Такие задания позволяют полнее выявить способности обучающихся, которые я стараюсь развивать, опираясь на разноуровневый, дифференцированный и индивидуальный способы организации учебной деятельности.


В основе такого подхода лежит возможность оценивать и совершенствовать творческие способности студента, какими бы они ни были «от природы». А в Тайгинском институте железнодорожного транспорта всегда учились очень способные, талантливые люди! К примеру, писатель, лауреат Государственной премии и премии Ленинского комсомола Владимир Чивилихин; академик Академии транспорта России Анатолий Бурков - автор научных трудов; профессор ОмГУПСа Шафигула Исмаилов - также автор монографий и передовых методик; руководители высокого ранга в железнодорожной отрасли. Всех этих людей отличает не только профессионализм, но и творческий подход к своему делу. Так что нынешним студентам есть на кого равняться! Меня всегда радует, если удается разглядеть в ком-то «изюминку», выявить незаурядные способности, даже таланты. А какие замечательные творческие работы выполняют студенты на моих занятиях!


Чтобы у них появилось желание заниматься творчеством, необходимо сформировать благоприятную среду, и это я считаю вторым этапом своей работы в выбранном направлении.


Формирование благоприятной среды для развития творческих способностей студентов складывается из соответствующего оформления кабинета (тематические стенды, выставки творческих работ обучающихся и т.д.), из создания благоприятной, эмоционально насыщенной атмосферы на занятиях. В этом мне очень помогает аудио- и видеоподдержка лекций, использование дискуссионных форм, работа в группах с применением дифференцированного подхода к распределению заданий.


Очень важно также создавать индивидуальные ситуации успеха с учетом способностей каждого студента и содействовать их самореализации – здесь большую поддержку мне оказывает знание возрастной психологии.

Гуманитарные дисциплины всегда предполагают создание ситуаций диалога на занятиях, позволяющих каждому студенту проявить инициативу, самостоятельность в выражении мыслей, суждений. А это создает благоприятную обстановку для естественного самовыражения, для занятий творчеством.


Развитие творческой активности студентов – третий, основной этап моей работы.


Подготовка студентов к творчеству в будущей профессиональной деятельности включает в себя воспитание творческого мышления, развитие разнообразных творческих способностей, повышение всего творческого потенциала. И всему этому может способствовать изучение гуманитарных дисциплин.


Очень полезны навыки исследовательской работы, которые студенты получают на занятиях истории мировой культуры и литературы. Самостоятельный поиск информации, ее анализ, обобщение полученных результатов формируют творческое мышление студентов, так необходимое в их дальнейшей профессиональной, а возможно, и научной деятельности.


Исследовательской работой со студентами я занимаюсь не только на уроках. В прошлом году, к примеру, студент Олег Бернацкий выполнил под моим руководством реферативно-исследовательскую работу «Моя железнодорожная династия» для общероссийского конкурса.


Развитию творческих способностей обучающихся помогают такие формы занятий, как бинарные уроки (например, проведенный совместно с преподавателем Макшановой Г.М. урок «Патриотизм советского народа в годы Великой Отечественной войны»), интегрированные уроки (литература + русский язык, литература + ИМК и т.д.), уроки-концерты (например, урок литературы по творчеству Ф. Тютчева и А. Фета).


Активизируют творческие способности студентов нетрадиционные формы опроса на уроках: разнообразные викторины, игры, ребусы, а также использование занимательного дидактического материала.


С той же целью использую на занятиях опорные конспекты, опросные листы, стараюсь в начале урока ставить перед студентами проблемный вопрос, к ответу на который они приходят самостоятельно в процессе изучения темы, а это, безусловно, работа творческая! В конце урока стремлюсь ввести элементы рефлексии, помогающие студентам оценить себя, свою деятельность, подсказать мне, над чем еще нужно поработать.


Есть возможности развивать творческие способности студентов и внеурочно: привлекать их к участию в конкурсах чтецов, сочинений и других литературных работ, рисунков, слайдовых презентаций, к работе в кружке «Юный журналист», участию в создании газет «Студент life» и «Студенческий вестник», выпуске пресс-релизов на официальном сайте ТИЖТа.


Все это помогает оценить результативность моей работы: показателем творческой активности студентов может являться то, насколько охотно они участвуют в подобной деятельности, а также достигнутые ими результаты. Например, студент Василий Токарев занял 2 место в городском конкурсе юных литераторов, посвященном юбилею Победы, а студент Павел Карасев – также почетное 2 место в конкурсе чтецов, проходившем среди студентов ТИЖТа.

Но и без таких ярких результатов заметно, что ребята, проявляющие творческую активность на занятиях гуманитарными дисциплинами, стремятся узнать больше дополнительной информации путем самостоятельной работы. Студенты становятся более открытыми для общения и обучения, у них появляется осознанная мотивация к успехам в учебе, они овладевают основными общими  компетенциями, стремятся полнее выразить себя, показать свои таланты, свободнее говорят, лучше разбираются в литературе и произведениях искусства, осознают себя патриотами родины, но при этом с пониманием и уважением относятся к другим народам и их культурам.


У многих исчезают мешавшие им прежде комплексы. Заметно также, что в процессе  совместной творческой работы они приобретают некоторую долю самостоятельности и ответственности за себя и других, а это значит, что и в жизни, и в предстоящей профессиональной деятельности студенты будут занимать активную позицию. Можно надеяться, что полученный на занятиях гуманитарными дисциплинами опыт поможет выпускникам Тайгинского института железнодорожного транспорта в дальнейшем полнее раскрыть свой творчески потенциал, легко находить выход из любой сложившейся ситуации, быть успешными на рынке труда и в жизни.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*