Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование кейс-технологии в образовательном процессе

10.05.2016 691 1 980
Сиротина Валентина Леонидовна, преподаватель

Челябинский педагогический колледж №2

На современном этапе в Российском образовании наметилась тенденция к использованию кейс-технологий не только в бизнес-образовании, но на различных уровнях образовательных ступеней.  Одним из недостатков существующей в нашей стране предметно-урочной системы обучения является неподготовленность выпускников к жизни, неумение применять полученные и получаемые знания на практике. Традиционная система обучения направлена на некий усредненный вариант учащегося, которого не существует на деле. И в то же время современному обществу нужны специалисты, способные работать в коллективе, способные осуществлять поиск решений проблем и умеющие эти решения внедрять в жизнь. Для решения этих задач нужны новые подходы к обучению. 

Любое усвоение знаний строится на усвоении учебных действий, овладев которыми, учащийся  смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению. В связи, с чем одной из эффективных образовательных методик на современном этапе можно считать кейс-технологии. 

Краткую характеристику кейс-технологии мы представили в данном пособии.

В настоящее время поиск возможностей повышения эффективности профессиональной подготовки педагогических кадров осуществляется в инновационных направлениях. В рамках этого поиска становится актуальной задача сближения временных параметров процесса перехода от теории к практике. Теоретические основы подготовки специалиста должны находить свое практическое воплощение в его профессиональной деятельности как можно раньше. Такие потенциальные возможности в образовательном процессе педагогических колледжей  имеются, однако, они не нашли еще своего обоснования и системного использования для актуализации и развития интеллектуального, креативного потенциала студентов, стимулирования их профессиональной мотивации и самостоятельности.

Важная роль в подготовке компетентного педагога  принадлежит современным продуктивным методам профессионального развития. Среди них особое место отводится кейс-методу. Как показывает опыт, включение кейс-метода в процесс профессиональной подготовки педагогов способствует: формированию умения решать типовые задачи по всем видам профессиональной деятельности; гуманизации взаимоотношений между участниками образовательного процесса; становлению субъектной позиции обучающихся; развитию аналитических и оценочных навыков, умений работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы; активизации коммуникативных способностей; развитию гибкости, диалектичности мышления и др.

Реализация потенциала кейс-технологии в педагогическом образовании позволяет решать актуальную проблему интеграции теоретических положений различных научных подходов, щедро представленных в педагогической науке.

Применение кейс-технологии предполагает освоение как реальной, так и виртуальной действительности, что также способствует более масштабному использованию современных достижений информационных технологий.

В основе кейс-технологии лежит применение кейсов в образовательном процессе. Кейс, в переводе с английского, означает случай, инцидент. На протяжении длительного периода исследователи в области профессионального образования использовали понятие «кейс-метод», но в последнее время все шире употребляется термин «кейс-технология», что свидетельствует об усилении заинтересованности специалистов в энергичном внедрении метода в практику профессиональной подготовки.

В психолого-педагогических исследованиях кейс-метод относят к методам активного обучения.

Выработано два принципа, обеспечивающих реализацию данного метода:

1) преподаватель должен руководить процессом обсуждения, в ходе которого отдельные студенты и группа в целом исследуют конкретную ситуацию во всей ее сложности;

2) ключевым условием эффективности руководства дискуссией является умение преподавателя использовать детали, содержащиеся в описании ситуации.

Активное взаимодействие преподавателя и студентов в ходе обсуждения конкретных ситуаций позволяет причислить кейс-метод также к интерактивным методам обучения.

Преподаватель, использующий в своей практике метод конкретных ситуаций, имеет возможность не только эффективно обучать студентов, но и проводить собственную исследовательскую работу. Обсуждение кейса в разных студенческих аудиториях позволяет педагогу по-новому взглянуть на ранее рассматриваемые проблемы, непосредственно увязать его с реальностью, профессиональной практикой.

Кейс-метод может быть применен в любой отрасли профессионального образования, особенно при подготовке специалистов, в деятельности которых велика ответственность за результаты принятого решения, в этой связи важнейшее значение придается процессу принятия решений.

Суть реализации кейс-метода в профессиональной подготовке учителя состоит в анализе на практических занятиях специально разработанных проблемных педагогических ситуаций, путей и способов их разрешения, оценке и прогнозировании последствий принятых решений. Ходом обсуждения обычно руководит преподаватель (при групповой форме работы – лидеры групп), в процессе общей дискуссии студенты выявляют наиболее существенные проблемы, требующие разрешения, анализируют всю имеющуюся у них информацию, отбирают из нее наиболее значимую, на основе имеющихся у них психолого-педагогических знаний предлагают возможные пути решения, оценивают вероятность успеха того или иного варианта. В процессе обсуждения конкретных ситуаций происходит актуализация теоретических знаний студентов, развиваются их практические умения и навыки, они учатся работать с информацией, принимать профессиональные решения. Следует также заметить, что одним из важнейших требований в применении кейс-метода является реальность описываемых в ситуациях событий, поэтому конкретные ситуации разрабатываются на основе подлинных фактов.

В практике применения кейс-метода используются два основных подхода:

  • разработка специальных учебных кейсов для их последующего обсуждения в студенческой аудитории;
  • использование кейса как иллюстративного материала для ознакомления учащихся с возможными профессиональными проблемами и способами их разрешения.

В первом случае конкретные ситуации составляются на основе реальных событий, описываемая в них проблема не решена, студенты должны предложить свои варианты решений и оценить вероятность успеха в каждом случае, учиться прогнозировать ситуацию. Второй подход предполагает не только постановку проблемы, но и указание предпринятых действий по ее разрешению. В этом случае студенты оценивают уже готовые решения, высказывают мнение о дальнейшем возможном развитии ситуации.

Реализация первого и второго подхода может проводиться как в ходе специально организованной дискуссии, так и при проведении ситуационно-моделирующих игр. Организация такого рода игр предполагает составление сценария по исходному материалу кейса, распределение ролей между участниками, проведение самой игры с последующим обсуждением итогов. Обычно ситуационно-моделирующие игры рассчитаны на 60-90 мин, а количество участников варьируются от 15 до 20 студентов. После проведения игры проводится дискуссия, в ходе которой анализируются действия педагогов  по разрешению конфликтных педагогических ситуаций, оценивается их эффективность, рассматриваются возможные альтернативы. Ситуационно-моделирующие игры являются одним из возможных вариантов применения кейс-технологии в педагогическом образовании.

Применение кейс-технологии в педагогическом образовании способствует решение следующих важнейших задач системы профессиональной подготовки:

  • обеспечение конструктивного взаимодействия педагогической теории и практики;
  • стимулирование развития позитивной мотивации, интереса к профессии;
  • развитие умений и навыков социальной коммуникации в профессиональной сфере;
  • формирование у будущих педагогов необходимых профессиональных компетенций;
  • содействие развитию интеллектуальных способностей студентов, их креативности, самостоятельности в принятии решений, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности.

Направления применения кейс-метода в педагогическом образовании:

- использование описаний конкретных проблемных ситуаций, данных студентами-практикантами (кейсов-самоописаний) для анализа и оценки уровня подготовки будущих педагогов к принятию профессиональных решений;

- применение кейса-самоописания как средства выражения студентом актуальных для него проблем, возникших в ходе педагогической практики, проработка этих проблем с ним в целях оказания ему педагогической поддержки;

- использование разработанных студентами кейсов для организации групповой дискуссии, направленной на предупреждение возникновения аналогичных проблем у других практикантов, стимулирование их интеллектуальной активности, развитие педагогического мышления;

- применение специально разработанных педагогических кейсов (учебных кейсов) для обсуждения на практических занятиях с целью развития у будущих учителей способностей к выявлению и идентификации педагогических проблем, принятию профессиональных решений, оценке их эффективности, видению альтернатив, прогнозированию дальнейшего хода развития ситуации, извлечению уроков из предыдущего опыта;

- использование учебного кейса как средства связи теории с практикой, дающего возможность актуализировать психолого-педагогические знания, объяснить на их основе решения и действия воспитателей, учащихся, обосновать собственные предложения по разрешению проблемы;

- разработка на основе кейсов имитационно-моделирующих игр с целью воссоздания в учебной аудитории в наиболее яркой и образной форме конкретных условий, психологической атмосферы процесса принятия решений в данной ситуации, осуществление тренинга по формированию необходимых умений и навыков;

- использование кейсов-самоописаний для проведения исследовательской работы по выявлению основных проблем и трудностей, с которыми сталкиваются начинающие воспитатели; определению наиболее распространенных среди них решений и соответствующих действий; вскрытию упущений и недостатков в организации и содержании профессиональной подготовки будущих педагогов.

Для любых видов деятельности преподавателя (обучающей, воспитательной и коммуникативной) технологическая цепочка действий едина и выглядит следующим образом:

  1. Диагностика (изучение и анализ) педагогической ситуации (обучающей, воспитывающей, ситуации межличностного и группового взаимодействия);
  2. Целеполагание - постановка целей и их конкретизация в системе задач;
  3. Выбор соответствующего содержания, форм и методов, создание условий педагогического взаимодействия;
  4. Организация педагогического взаимодействия (обучающего, воспитывающего, развивающего);
  5. Обратная связь, оценка текущих результатов деятельности и их коррекция;
  6. Итоговая диагностика, анализ и оценка результатов педагогического взаимодействия;
  7. Постановка новых целей и задач, умение строить педагогический процесс предполагает и владение педагогической техникой – способами управления собой и воздействия на других, направленными на организацию педагогического воздействия со студентами.

Кейс-метод может быть применен в любой отрасли профессионального образования, особенно при подготовке специалистов, в деятельности которых особое значение придается принятию решений и велика ответственность за их результаты. К такого рода деятельности относится профессия учителя. Важнейшей задачей высшего педагогического образования является подготовка специалистов, способных принимать профессионально грамотные решения в динамично развивающихся ситуациях педагогической деятельности. От эффективности принятых решений зависит весь успех профессиональной деятельности.

Список литературы

  1. Акулова, О. В. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста / О. В. Акулова, О. Н. Сомкова, О. В. Солнцева, Л. М. Гурович. - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 240 с.
  2. Брушлинский, А. В. Мышление и общение / А. В. Брушлинский, В. А. Поликарпов. – Минск: Университетское, 1990. – 214 с.
  3. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М.: «Просвещение», 1978.
  4. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению. Сост. Л.Ф. Мельчакова – М., 1981.
  5. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. — 112 с.
  6. Давиденко В. Чем "кейс" отличается от чемоданчика?//Обучение за рубежом,№7,2000
  7. Маргвелашвили Е.О месте "кейса" в российской бизнес-школе //Обучение за рубежом,№ 10, 2000
  8. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для студ. вузов / Полат Е.С. ; Бухаркина М.Ю. - 2-е изд., стер. - М: Академия, 2008. - 368 с.
  9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.– М.: Народное образование,1998. – 256 с.
  10. Смолянинова О.Г.Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов
  11. Смолянинова О.Г. Образовательный сайт по кейс методу обучения и методика его использования в учебном процессе КГУ
  12. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,148148/Itemid,118/
  13. http://festival.1september.ru/articles/650277/
  14. http://doy70.ucoz.ru/metodkop/kejs-tekhnologii.doc
  15. http://forum.schoolpress.ru/article/0/1297
  16. http://pedsovet.su/load/47-1-0-42006
  17. http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2013/01/22/keys-tekhnologii-kak-odin-iz-innovatsionnykh-metodov



Назад к списку

Комментарии
С благодарностью за данную раскладку технологии и за перечень литературы по проблеме
Любовь
методист,
ГАПОУ СО "ВМТ"

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*