Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Развитие рефлексивной способности у студентов

06.05.2016 291 405
Макурова Екатерина Григорьевна
Макурова Екатерина Григорьевна, преподаватель

Павлова Ольга Владимировна
Павлова Ольга Владимировна, преподаватель Кыштымского филиала

Миасский медицинский колледж

Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Также это понятие трактуется как размышление о своём состоянии, самоанализ. Педагогика дня сегодняшнего понимает рефлексию как самоанализ деятельности и её результатов.

Цели рефлексии — вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности: ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты и т.п. Без понимания способов своего учения, механизмов познания учащиеся не смогут присвоить тех знаний, которые они добыли.

Рефлексия помогает студентам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Если физические органы чувств для человека являются источником его внешнего опыта,  рефлексия — это источник внутреннего опыта, способ самопознания и необходимый инструмент мышления.

Без рефлексии нет учения

Человек, повторяющий деятельность, заданную в образце сто раз, вполне может ничему не научиться. Тот, кто повторяет — не учится. Освоение происходит только тогда, когда в дело включается направляемая рефлексия, за счет которой и выделяются сами схемы деятельности — способы решения практических задач или рассуждения. Усвоение выступает как прямой продукт такого рефлексивного процесса.

Методика организации рефлексии обучающегося может включать в себя следующие этапы:

  1. Остановка предметной (дорефлексивной) деятельности. Выполняемая по учебному предмету деятельность — математическая, интеллектуальная, художественная или иная — должна быть завершена или прекращена. Если решалась задача и возникла непреодолимая трудность, то решение приостанавливается и все внимание обращается к «разбору предыдущего материала».
  2. Восстановление последовательности выполненных действий. Устно или письменно описывается все, что сделано, в том числе и то, что не окажется важным студенту на первый взгляд.
  3. Изучение составленной последовательности действий с точки зрения ее эффективности, продуктивности, соответствия поставленным задачам и т.п. Параметры для анализа рефлексивного материала выбираются из предложенных преподавателем или определяются обучающимся на основе своих целей.
  4. Выявление и формулирование результатов рефлексии. Выделяют несколько видов таких результатов, к которым относятся:
    • предметная продукция деятельности — идеи, предположения, закономерности, ответы на вопросы и т.п.;
    • способы, которые использовались или создавались (изобретались) в ходе деятельности;
    • гипотезы по отношению к будущей деятельности, например: по качеству и количеству то-то возрастет так-то.
  5. Проверка гипотез на практике в последующей предметной деятельности.

 В начале урока традиционно может проводиться рефлексия эмоционального состояния и настроения, место этого вида рефлексии обусловлено установлением необходимого эмоционального контакта с группой. Часто этот вид рефлексии используется и в конце занятия для закрепления его благоприятного исхода. Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств – карточки с изображением, видеоматериал, презентации, иллюстрации, фотографии, аудиозапись.

Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс.

Студенты с её помощью осмысливают свой образ работы с учебным материалом (приемы, манипуляции, упражнения). То есть они сами участвуют в повышении эффективности учебного процесса. Часто используется такая рефлексия на этапе актуализации знаний, умений, навыков. В конце урока также весьма продуктивен этот вид рефлексии, он позволяет оценить активность студентов на всех этапах урока.

Ещё один вид – рефлексия содержания учебного материала. Она помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. В этом случае используются самые разные приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми на анализе субъективного опыта (доклады, рефераты, сообщения, творческие работы, НИРС).

Рефлексия в конце урока или классика жанра

Преподавателю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние студента в финале учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для него стал урок. Студенты должны оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу. Они могут по цепочке высказаться о значимых для них ценностях урока:

Я узнал...
Я научился...
Я понял, что могу...
Мне понравилось...
Для меня стало новым...
Меня удивило...
У меня получилось...
Я приобрёл...
Мне захотелось...
Меня воодушевило...

Проблема, с которой приходится сталкиваться при введении элементов рефлексии в традиционный учебный процесс, состоит в том, что студенты обычно не обнаруживают причин своих результатов или проблем, затрудняются сказать, что именно происходит в ходе их деятельности.

В качестве опоры для рефлексивной деятельности студентов можно предложить следующие ориентировочные вопросы (для самостоятельной работы или обсуждения с преподавателем):

  • Каковы ваши главные результаты, что вы поняли, чему научились?
  • Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?
  • Как вы выполняли задания, какими способами? Что вы чувствовали при этом?
  • С какими трудностями вы столкнулись и как вы их преодолевали?
  • Каковы замечания и предложения на будущее (себе, преподавателю)?

Рефлексивное формирование у студентов – медиков Кыштымского филиала

Осуществляя деятельность, личность всегда стремиться сформулировать свое отношение к ней, занять определенную позицию.

Формирование и развитие рефлексии у студентов будет способствовать их выходу на рефлексивную позицию по отношению к обучению самоконтролю, а также обеспечит развитие личности или коллектива.

Формирования рефлексивной способности у студентов Кыштымского филиала «Миасского медицинского колледжа» позволяет оценить качество урока, интерес подачи материала, активность студентов и т.п.

В конце изучения дисциплины  «Валеология» для оценки качества занятий, как теоретических, так и практических, студентам предлагаю ответить на вопросы анкеты:

Уважаемые студенты!

После изучения учебного материала и овладения практическими навыками  по дисциплине: «Валеология», ответьте на вопросы:

  1. Каковы ваши главные результаты?
  2. Что вы поняли?
  3. Чему научились?
  4. Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?
  5. С какими трудностями вы столкнулись и как вы их преодолевали?
  6. Каковы замечания и предложения на будущее (себе, преподавателю)?
  7. Мне понравилось...
    После анкетирования студенты второго курса дают следующие ответы.

Вот некоторые из них:

  1. Каковы ваши главные результаты?

Ответ –  «Я знаю, какие проблемы возникают у людей  от малоподвижности. Научилась ценить свое здоровье».

  1. Что вы поняли?

Ответ - «Я понял, что могу больше двигаться во благо своему здоровью и получать удовольствие от занятий физическими упражнениями».

  1. Чему научились?

Ответ – «Научились составлять рациональное меню на неделю, разрабатывать комплекс упражнений для мышц туловища, проводить антропометрические  исследования, проводить соматометрические пробы и др.

  1. Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?

Ответ -  «Задания на составление меню. Задумываешься о режиме питания, о качестве продукта и полезности еды». «Изучение  комплекса дыхательной гимнастики. Понимаешь пользу дыхания для организма. Дыхательная гимнастика необходима для профилактики заболеваний органов дыхания». «Оформление и защита презентаций на тему: «Системы оздоровления и очищения организма».Узнаешь много интересной и полезной информации по ЗОЖ. Учишься работать в паре». «Оформление бюллетеней и памяток на тему: «Здоровый образ жизни». Понимаешь значимость работы, так как выступаешь пропагандистом ЗОЖ».

  1. С какими трудностями вы столкнулись и как вы их преодолевали?

Ответ – «Трудностей не было, все понравилось», - это часто встречающийся ответ студентов. Однако есть и следующее: «Мне не понравилось работать в паре, потому что наши мнения не совпадали,  и это вызывало конфликт».

  1. Каковы замечания и предложения на будущее (себе, преподавателю)?

Ответ – «Следить  за своим здоровьем. Читать больше медицинской литературы. Пропагандировать ЗОЖ».

7. Мне понравилось…

Ответ – «Самое большое удовольствие заниматься в кабинете ЛФК.  Это было интересно!»

Как преподаватель, хочу отметить, что практические занятия, которые проходят  творчески, с разными уровнями заданий позволяют  студентам раскрыться, показать свои таланты, знания, отстаивать свою точку зрения и вносить предложения.

Именно творческий компонент должен присутствовать в каждом виде деятельности студентов, в том числе в самоконтроле учебного труда.

Важность рефлексивных процессов проявляется в деятельности обучающихся.

Список литературы

  1. Абрамянбекова, В.В. Психология развивающейся личности / В.В. Абрамянбекова. – М.: Просвещение, 1987.
  2. Давыдов В.В., Зак А.З. Уровень планирования как условие рефлексии-Новосибирск, 1987.
  3. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогическое взаимодействие.- Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педуниверситета, 1997.
  4. Карпов, А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности / А. В. Карпов. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2004.
  5. Розин В.М. Рефлексия в структуре сознания личности //Проблемы рефлексии. Сб. ст. АН СССР, Сибирское отделение: наука, 1987.
    Рукавишникова Елена Евгеньевна. Формирование профессиональной рефлексии у студентов медицинского колледжа : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 : Ставрополь, 2000.
  6. Стеганцева Т. А., Аликин И. А., Толмачев А. А. Методы организации и проведения психолого-педагогического исследования: Пособие для студентов и аспирантов.- Красноярск: РИО КГПУ, 2001.
  7. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2003.
  8. Уваров А. Ю. Кооперация в обучении: групповая работа: Учебно-методическое пособие.- М.: МИРОС, 2001.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*