Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Как построить «город-сад»? (о некоторых проблемах реализации программы «Доступная среда»)

06.05.2016 823 1388
Гренадерова Светлана Викторовна
Гренадерова Светлана Викторовна, преподаватель, к.п.н.

Аболишина Елена Владимировна
Аболишина Елена Владимировна, преподаватель

Волгоградский технологический колледж

В Российской Федерации в настоящее время насчитывается около 13 млн. инвалидов, что составляет около 8,8 процента населения страны, и более 40 млн. маломобильных граждан – 27,4 процента населения.

В Указе Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии в интересах детей на 2012 – 2017 годы» отмечено, что в российском обществе до сих пор отмечается преобладание социальной исключенности детей-инвалидов из среды естественной социализации – в общении со сверстниками, освоении программ дополнительного, основного и профессионального образования. В связи с этим особую роль в социальной политике России играет реализация Федеральной Государственной целевой программы «Доступная среда». Целью этой программы является повышение уровня и качества жизни людей с ограниченными возможностями за счет обеспечения равного доступа к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.

Программа «Доступная среда» предусматривает создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить детям с ограниченными возможностями полноценную интеграцию в обществе, социальную адаптацию и личностную самореализацию в образовательном учреждении, как общего, так и профессионального образования.

Что же включает в себя понятие «адаптивная среда»? Адаптивная образовательная среда – это, прежде всего, социально-педагогическая система, приспосабливающаяся к условиям изменяющейся внешней среды, которая стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к личности с ее индивидуальными особенностями, с другой – по возможности гибко реагировать на собственные социо-культурные изменения. В контексте программы «Доступная среда» для людей с ограниченными возможностями, адаптивная среда предполагает не только использование социально-психологических и педагогических ресурсов, но и физическую доступность (транспортную, техническую, материальную) учреждений социализации (в том числе образовательных).

Таким образом, мероприятия по формированию доступной среды для людей с ограниченными возможностями должны включать:

  1. Развитие инфраструктуры образовательных учреждений с точки зрения ее доступности.
  2. Реализацию принципов инклюзивного образования в учреждениях общего, дополнительного и профессионального образования и осуществление эффективного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
  3. Повышение квалификации специалистов и педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.
  4. Организацию разъяснительной и просветительской работы с родителями (законными представителями) и педагогами по организации развития и образования детей-инвалидов.

Одним из заявленных результатов реализации программы «Доступная среда» должно стать увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов (до 68,2 процента к 2020 году).

На наш взгляд, достижение именно этого результата представляется наиболее проблематичным. Развитие инфраструктуры образовательных учреждений (как и других социальных объектов) в большинстве случает связано с переоборудованием и реконструкцией архитектурных объектов, требующих значительных финансовых затрат.

В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, и условий для беспрепятственного пользования услугами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в установленной сфере деятельности планы мероприятий («дорожные карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг.

Требования к обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, в т.ч. к образовательным учреждениям, закреплено в действующих нормативных актах. В частности, согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм должны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры: жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям.

Советы по оборудованию зданий и помещений для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха содержатся в Методических рекомендациях, нацеленных на устранение наиболее часто встречающихся барьеров на пути следования инвалидов и других маломобильных групп населения при посещении административных зданий и служебных помещений, установленных письмом Минздравсоцразвития России от 11.04.2012 № 30-7/10/2-3602.

С 1 января 2013 г. вступил в действие СП 59.13330.2012 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» . В этом документе впервые в российском законодательстве используется термин «универсальный дизайн», который закреплен в Конвенции о правах инвалидов. «Универсальный дизайн» – это дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванных сделать их максимально удобными для всех людей без дополнительной адаптации.

В то же время в письме Минрегиона России от 15.08.2011 № 18529-08/ИП-ОГ дано разъяснение, что актуализированные своды правил не отменяют действия предыдущих сводов. Ими необходимо руководствоваться до тех пор, пока не будут официально внесены изменения в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Таким образом, в настоящее время основным документом для проектировщиков и строителей любых зданий общественного назначения, в т.ч. образовательных учреждений, является старый СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденный постановлением Госстроя России от 16.07.2001 № 73.

Как эти цели и требования реализуются на практике в масштабе отдельно взятого образовательного учреждения?

Рассмотрим выполнение данной программы на примере государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Волгоградский технологический колледж».

ГБПОУ «Волгоградский технологический колледж» – одно из крупнейших профессиональных учреждений Волгоградской области с 60-летней историей. Здание главного учебного корпуса было построено в 1962 году. В тоже время были построены общежитие и корпус учебно-производственных мастерских.

Для того чтобы создать безбарьерную среду для людей с нарушением опорно-двигательного аппарата необходима серьезная и дорогостоящая реконструкция здания и подготовка территории образовательного учреждения. Для обучающихся с сенсорными ограничениями (инвалидов по зрению и слуху) внесения значительных корректив в основные параметры элементов среды, зданий и сооружений не требуется. Незрячие и слабовидящие, глухие и слабослышащие дети нуждаются в создании условий, которые должны компенсировать имеющиеся у них ограничения жизнедеятельности.

В рамках реализации программы «Доступная среда» были проведены следующие работы:

- выровнено дорожное покрытие на территории колледжа;

- для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата входы в здания учебных корпусов были оборудованы пандусом с перилами с двух сторон;

- на отдельные конструктивные элементы и мебель нанесена маркировка контрастным желтым цветом (контуры дверных проемов, первая и последняя ступеньки лестниц и т.д.);

- важная визуальная информация в здании и помещениях колледжа теперь выполнена крупным рельефно-контрастным шрифтом (на желтом фоне). Для незрячих обучающихся она дублируется шрифтом Брайля;

- создана версия официального сайта образовательного учреждения для слабовидящих.

Подобные изменения во внешнем виде были внесены во многих учреждениях общего и профессионального образования Волгоградской области.

Обращаясь к требованиям, предъявляемым к организации безбарьерной среды для инвалидов, можно отметить, что необходимо произвести следующие реконструктивные работы:

- для инвалидов по зрению должны быть предусмотрены предупреждающие и направляющие тактильные полосы. Встречающиеся на пути высокие бордюры в местах пересечения тротуара с проезжей частью нужно понизить до одного уровня с дорогой, ступеньки или перепады высот – выровнять либо продублировать пологим пандусом. Ступеньки наружного крыльца лестницы должны иметь высоту 12 м и ширину 0,4 м;

 - ширина рабочего полотна двустворчатой двери должна быть не менее 0,9 м. Один из турникетов на входе необходимо сделать без «вертушки» и шириной не менее 0,9 м для свободного прохода учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, в т.ч. на инвалидных колясках.

В самом здании нужно организовать пути движения, учитывая, что:

  • ширина пути при движении кресла-коляски в одном направлении должна быть не менее 1,5 м, при встречном движении – не менее 1,8 м;
  • ширина прохода в помещение с оборудованием и мебелью должна быть не менее 1,2 м;
  • конструктивные элементы внутри здания и устройства, размещаемые в габаритах путей движения на стенах и других вертикальных поверхностях, должны иметь закругленные края и не должны выступать более чем на 0,1 м на высоте от 0,7 м до 2 м от уровня пола;
  • ковровые покрытия на путях движения необходимо плотно закрепить, особенно на стыках полотен и по границе разнородных покрытий;
  • двери в помещения не должны иметь порогов и перепадов высот; нижнюю часть дверных полотен на высоту не менее 0,3 м от уровня пола необходимо защитить противоударной полосой от повреждения инвалидной коляской;
  • прозрачные двери и ограждения должны быть из ударопрочного материала;
  • лестницы внутри здания должны иметь закругленные, надежно закрепленные поручни, непрерывные по всей длине, а конструкция поручней – исключать возможность травмирования людей. Завершающие части поручня должны быть длиннее лестничного марша или наклонной части пандуса на 0,3 м. Если в колледже больше одного этажа, здание необходимо оборудовать лифтом или подъемником.

Определенные требования предъявляются так же к оборудованию и обустройству туалетов.

Беглый анализ архитектурных особенностей здания, построенного в 60-х годах прошлого века позволяет сделать вывод о том, что приведение здания в соответствие всем предъявляемым требованиям потребует огромных материальных затрат, сопоставимых с постройкой нового здания.

Одним из принципов социального обслуживания инвалидов является адресность и целевое использование выделяемых средств государственного бюджета. Насколько реализация основных требований программы «Доступная среда» соответствует этим принципам?

Обратимся к статистике. За период с 2009 по 2015 год в ГБПОУ «Волгоградский технологический колледж» обучалось в среднем 8 студентов с ограниченными возможностями (таблица 1).

Таблица 1.

Год

Количество обучающихся инвалидов

2009

5

2010

5

2011

4

2012

6

2013

13

2014

16

2015

8

При этом, инвалидов по зрению – 2 человека, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата – 1 человек. Подавляющее большинство студентов с ограниченными возможностями – это дети-инвалиды и инвалиды с детства 2 и 3 групп инвалидности, имеющие диагнозы по общему заболеванию (кардиология, онкология, неврология, эндокринология).

Возникает вопрос – насколько оправдывают себя затраты и преобразования, направленные на создание безбарьерной среды? Сколько инвалидов-колясочников захочет поступить в данное учебное заведение с учетом проведенной реконструкции?

На наш взгляд, проведение кардинальных реконструкций требует предварительных социологических исследований, направленных на выявление мнения и готовности самих инвалидов выйти (выехать) на улицу и посетить то или иное учреждение социальной инфраструктуры. Кроме того, данная ситуация рождает еще множество проблем, решать которые придется наряду и одновременно с перестройкой городов (включая жилые дома):

- отсутствие учебников по дисциплинам профессионального цикла, выполненных шрифтом Брайля;

- отсутствие сурдопереводчиков в учебных заведениях;

- отсутствие лифтов в зданиях старой постройки;

- отсутствие государственных образовательных стандартов для лиц с ограниченными возможностями;

- и т.д.

К сожалению, приходится признавать, что зачастую цели, которые ставит перед своими гражданами наше государство недостижимы на данном этапе развития, в существующих социально-культурных и экономических условиях.

Наиболее целесообразным было бы на наш взгляд, начать создание доступной среды с увеличения доли дистанционных образовательных программ, разработки образовательных стандартов, обучения педагогических работников особенностям работы с инвалидами, создания адаптивных учебников по профессиональным дисциплинам.

Заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов отмечает, что «были и есть категории детей, которые не смогут учиться инклюзивно… Я всегда привожу в пример Краснодарский край. Мне кажется, там в профессиональном образовании очень грамотно подошли к решению проблемы обучения детей с инвалидностью. Представители органов образования совместно с объединениями инвалидов проанализировали, какие у них школы, что за дети рядом живут, у кого какая потребность. По каждой организации составлен паспорт доступности. Ведь есть идеал, к которому нужно стремиться, а есть реальность. Это очень разумный подход».

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» // «Собрание законодательства РФ», 08.12.2014, N 49 (часть VI), ст. 6928
  2. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 27.11.1995, N 48, ст. 4563
  3. Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» // «Собрание законодательства РФ», 04.01.2010, N 1, ст. 5.
  4. Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии в интересах детей на 2012 – 2017 годы» // «Собрание законодательства РФ», 04.06.2012, N 23, ст. 2994
  5. Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы» // «Собрание законодательства РФ», 07.12.2015, N 49, ст. 6987
  6. Письмо Минздравсоцразвития России от 11.04.2012 N 30-7/10/2-3602 «О методических рекомендациях, нацеленных на устранение наиболее часто встречающихся барьеров на пути следования инвалидов и других маломобильных групп населения при посещении административных зданий и служебных помещений» // «Нормирование, стандартизация и сертификация в строительстве», N 5, 2012
  7. СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» (утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605) // М.: Минрегион России, 2011
  8. Письмо Минрегиона России от 15.08.2011 N 18529-08/ИП-ОГ «О разъяснении статуса сводов правил - актуализированных СНиПов» // «Ценообразование и сметное нормирование в строительстве», N 2, 2012
  9. «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (утв. Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 N 73) (Утратил силу с 1 января 2013 года в связи изданием Приказа Минрегиона России от 27.12.2011 N 605. Взамен введен в действие СП 59.13330.2012.)// Госстрой России, ГУП Институт общественных зданий, ГУП ЦПП, 2001
  10. Третьяков П.И., Митин С.Н., Бояринцева Н.Н.Адаптивное управление педагогическими системами. - М., 2003



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*