Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организационно-педагогические условия профессионального обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в Волгоградской области

06.05.2016 323 514
Бахтеева Румия Ханяфиевна
Бахтеева Румия Ханяфиевна, преподаватель информатики

Профессиональное училище № 3 г. Волжский

Лица с ментальными нарушениями в настоящее время – наиболее многочисленная группа среди инвалидов с психическими заболеваниями. Среди них, по данным исследований, легкая умственная отсталость составляет 72–75 %, умеренная – 23–25 %, тяжелая – 5 %. Для лиц с ментальными нарушениями трудовая деятельность – основа их социального приспособления, служит одним из методов коррекции, способствует накоплению социального опыта.

Профессиональное обучение и трудоустройство лиц с умственной отсталостью всегда было сложной задачей для государства. Расширение частного предпринимательства в экономике все более отодвигает их в разряд безработных, пополняющих криминогенную среду.
Профессиональное  обучение рассматриваемой группы лиц осуществляется в учреждениях различных типов и ведомственной подчиненности: профессиональных реабилитационно-образовательных учреждениях, учебных заведениях среднего  профессионального образования, психоневрологических интернатах, детских домах-интернатах и специальных (коррекционных) школах VIII вида. В последнее время появляются альтернативные формы профессионального обучения  и виды реабилитационных учреждений, осуществляющих ее.
Часть общества, состоящая из лиц с ментальными нарушениями многочисленна и постоянно увеличивается. Трудовая деятельность является основой их социализации, а трудоустройство – важной государственной задачей, поэтому разработка организационно-методических основ профессиональной подготовки этой группы лиц становится все более актуальной.

Рассмотрим основные аспекты организации профессионального обучения инвалидов и лиц с ОВЗ.
1. Нормативными документами организации профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья являются:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
  • Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании) от 29 июня 1999 г.
  • Закон Волгоградской области «О квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов» от 30.07.2007 N 1503-ОД, от 13.03.2014 N 32-ОД.
  • "Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г).
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 года № 464 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».
  • Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса. Утверждено Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России 26 декабря 2013 года № 06-2412 вн.
  • Методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования. Утверждено директором Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России 
    20 апреля 2015 года № 06-830 вн.

2.Профессиональное образовательное учреждение должно выстроить систему работы инженерно-педагогических кадров с инвалидами и лицами с ОВЗ, так как систематизация организационно-педагогических условий позволит достичь доступного и качественного профессионального образования и обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

3.В профессиональной образовательной организации должно быть  создано  отдельное структурное подразделение, основной целью деятельности которого является создание специальных условий для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В состав структурного подразделения должны входить методист, педагог-психолог (имеющего специализацию специального психолога), социальный педагог, учитель-дефектолог, преподаватели, мастера производственного обучения, тьюторы,  работающие с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.  При отсутствии специалистов в  профессиональной образовательной организации допускается их привлечение из центров социального обслуживания населения, учреждений дополнительного образования. Задачами подразделения являются профориентационная работа с обучающимися в общеобразовательных организациях, сопровождение инклюзивного (интегрированного) обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их социокультурная реабилитация,  содействия трудоустройству выпускников-инвалидов, развитие безбарьерной среды в образовательной организации.

4.Специалисты, работающие с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, должны пройти курсы повышения квалификации, содержание программы которых включает следующие вопросы: особенности психофизического развития подростков и молодёжи с ограниченными возможностями здоровья, основы специальной психологии и педагогики, технологии профессионального образования и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, технологии психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального образования и обучения.

5.Основным условием доступного и качественного профессионального образования и обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является разработка и реализация адаптированных образовательных программ и адаптированных учебно-методических комплексов.

Адаптированная образовательная программа среднего профессионального образования – программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих или программа подготовки специалистов среднего звена, адаптированная для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Адаптированная образовательная программа разрабатывается с целью обеспечения права инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение среднего профессионального образования.

Разработка и реализация данной программы ориентированы на решение следующих задач:

1)Создание в образовательной организации условий, необходимых для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и профессиональная адаптации. При реализации данной задачи необходимо, кроме обучающихся с интеллектуальными, сенсорными и двигательными нарушениями, уделять внимание обучающимся с инвалидностью по общесоматическим заболеваниям по направлению психологического и социального сопровождения. Создание в образовательной организации условий, необходимых для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, невозможно без удовлетворения их особых образовательных потребностей. Например, к особым образовательным потребностям, являющимся общими для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), относятся:

обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса;

доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;

удлинение сроков получения образования;

систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений;

специальное обучение их «переносу» с учётом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;

использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;

развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося к обучению и социальному взаимодействию со средой;

стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.

2). Повышение уровня доступности среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

3) Повышение качества среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

4) Возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для обучающихся инвалидов или обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

5) Формирование в образовательной организации толерантной социокультурной среды.

Адаптированная образовательная программа среднего профессионального образования содержит комплекс учебно-методической документации, включая учебный план, календарный учебный график, рабочие программы дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей, иных компонентов, определяет объём и содержание образования по профессии/специальности среднего профессионального образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, специальные условия образовательной деятельности.

Адаптированная образовательная программа среднего профессионального образования должна обеспечивать достижение обучающимися-инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья результатов, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования.

Адаптированная образовательная программа разрабатывается и утверждается образовательной организацией самостоятельно на основе соответствующего ФГОС СПО по профессии/специальности, требований профессионального стандарта в соответствии с особыми образовательными потребностями инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

В отношении профессионального обучения лиц с умственной отсталостью считаем, необходимо разработать региональную модель учебного плана профессионального обучения  по рабочим профессиям.

Адаптированная образовательная программа может быть разработана для обучающихся с конкретными видами ограничений здоровья (умственной отсталостью, нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательной системы). Также адаптированная образовательная программа может быть разработана в отношении учебной группы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (например, для группы обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости, группы обучающихся с выраженными интеллектуальными нарушениями, группы обучающихся с множественными нарушениями (при наличии в психолого-педагогическом статусе интеллектуального недоразвития именно это ограничение здоровья является основным), или для лиц с нарушениями слуха можно учитывать степень нарушения слуха и осложненность основного ограничения здоровья выраженными эмоциональными нарушениями. В данном случае при реализации адаптированной образовательной программы должны быть предусмотрены соответствующие психофизическим особенностям развития группы обучающихся способы и приёмы освоения содержания образования).

К разработке и реализации адаптированной образовательной программы привлекаются педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-дефектологи, преподаватели, мастера производственного обучения, тьюторы, специалисты по специальным техническим и программным средствам обучения.

Адаптированная образовательная программа должна быть размещена на сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В структуру адаптированного учебного плана адаптированной образовательной программы включен адаптационный учебный цикл, состоящий из адаптационных дисциплин. Перечень дисциплин адаптационного учебного цикла определяется образовательной организацией самостоятельно, исходя из особенностей контингента обучающихся. Например, для обучающихся с умственной отсталостью, в соответствии с преемственностью государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и модели профессионального обучения, адаптационный учебный цикл может включать следующие адаптационные дисциплины: Коммуникативный практикум, Психокоррекционные занятия, Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний, Развитие навыков трудоустройства.

Все учебные циклы и разделы реализуются для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в объёмах, установленных соответствующим ФГОС СПО по профессии/специальности.

Нормативный срок освоения программ определяется в соответствии с ФГОС СПО по соответствующей профессии/специальности. Срок освоения адаптированной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО при необходимости увеличивается не более чем на шесть месяцев, по специальностям СПО – не более чем на десять месяцев. Основания для увеличения срока освоения адаптированной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям и специальностям СПО должны быть закреплены локальным нормативным актом образовательной организации. Основанием для увеличения сроков обучения обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть недостаточный уровень речевого, познавательного развития, сформированности учебных навыков, социальной компетентности, нарушения в развитии эмоциональной сферы, низкий уровень работоспособности, высокий уровень истощаемости центральной нервной системы. По возможности рекомендуется устанавливать для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья пятидневную учебную неделю.

6.Образовательной организации рекомендуется самостоятельно устанавливать порядок и формы освоения раздела/дисциплины «Физическая культура» для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, что закрепляется локальным нормативным актом образовательной организации. Преподаватели раздела/дисциплины «Физическая культура» должны иметь соответствующую подготовку для проведения занятий с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Группы для занятий физической культурой рекомендуется формировать в зависимости от видов нарушений здоровья.

7.Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются образовательной организацией самостоятельно с учётом ограничений здоровья обучающихся.     

8. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья форма проведения практики устанавливается образовательной организацией с учётом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. При определении мест прохождения учебной и производственной практик обучающимся инвалидам образовательная организация должна учитывать рекомендации медико-социальной экспертизы относительно условий и видов труда.

9.По окончании обучения выпускники инвалиды и выпускники с ограниченными возможностями здоровья должны освоить те же области и объекты профессиональной деятельности, что и остальные выпускники, и быть готовыми к выполнению всех обозначенных в ФГОС СПО видов деятельности.

10. Необходимо ведение специализированного учёта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов на этапах их поступления в профессиональную образовательную организацию, обучения, трудоустройства.

11. В период производственного обучения и производственной практики необходимо обеспечить обучающимся с ОВЗ занятость, рациональное трудоустройство, обеспечивающее достижение материальной независимости, самообеспечения и интеграции в общество. Мастерам производственного обучения совместно с обучающимся вырабатывает маршрут вхождения обучающегося в профессиональный социум, алгоритм знакомства с предприятием, взаимодействие со специалистами отдела кадров, наставником

(бригадиром) на объекте. В дальнейшем сопровождение мастером производственного обучения происходит не только непосредственно, но и опосредованно, через наставника на предприятии с тем, чтобы не ограничивать, а развивать самостоятельность обучающихся.

В период производственной практики наряду с внутренней оценкой (мастера производственного обучения), самооценкой обучающегося, производится внешняя оценка со стороны представителей работодателя.

На первом адаптационном этапе – это оценка степени готовности к трудовой деятельности в условиях производства, оценка уровня освоения общих

компетенций. На втором этапе – оценка уровня освоения профессиональных

компетенций. На третьем этапе – оценка уровня включенности обучающихся в

трудовой процесс в рамках выполнения программы производственной практики. Постоянный контакт педагогических работников с наставниками на местах позволяет вовремя увидеть проблему и совместно найти пути ее решения.

В настоящее время в Волгоградском регионе насчитывается 78 профессиональных образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования и только 11 из них обучают инвалидов и лиц с ОВЗ с ментальными нарушениями в специально созданных на базе образовательных учреждений группах (таблица 1). Кроме того в ряде профессиональных образовательных учреждений реализуется инклюзивное образование,  студенты -  инвалиды с сохраненным интеллектом  обучаются в обычных группах (таблица 2)

Таблица 1 «Профессиональные образовательные учреждения  Волгоградской области, обучающие ОВЗ с ментальными нарушениями».

Наименование государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения, место расположения

Профессии

Сроки обучения

Кол-во обучающихся

«ПУ№3» г.Волжский

Маляр, штукатур

10 мес

29

«ПУ№6»  г.Волгоград

Маляр

10 мес

15

«ПУ№ 54»  г.Волгоград

Плиточник -облицовочник, штукатур

10 мес

27

«ПУ№40»  р.п.Даниловка

Маляр, швея

10 мес

30

«ПУ№58»  г.Дубовка

Швея, маляр

10 мес

30

«ПУ№49»

Новониколаевский р-он

Слесарь по ремонту с/х машин

10 мес

30

«Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов»  г.Волгоград

Швея, штукатур, плотник

10 мес

45

«Волгоградский строительный техникум»  г.Волгоград

Штукатур

10 мес

15

«Котовский  промышленно-экономический техникум» г.Котово

Каменщик

10 мес

15

«Палласовский сельскохозяйственный техникум»  г.Палласовка

Штукатур (с 2016 маляр)

10 мес

15

«Фроловский промышленно-экономический техникум»  г.Фролово

Портной, штукатур

10 мес

30

Таблица 2. «Профессиональные образовательные учреждения,  реализующие инклюзивное образование   студентов -  инвалидов с сохраненным  интеллектом»

Наименование государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения

Кол-во студентов-инвалидов

«ПУ №18»

14

"ПУ № 40"

3

«ПУ№49»

2

 «ПУ №54»

2

 «Еланский аграрный колледж»

3

«Арчединский лесной колледж»

3

"Волгоградский технологический колледж"

4

«Урюпинский агропромышленный техникум»

3

«Себряковский технологический техникум»

3

«Волгоградский энергетический колледж»

4

«Волгоградский социально-педагогический колледж»

5

«Волгоградский медико-экологический техникум»

3

"Михайловский профессионально-педагогический колледж имени В.В.Арнаутова"

3

«Дубовский педагогический колледж»

2

«Волгоградский строительный техникум»

19

 «Волгоградский колледж ресторанного сервиса и торговли»

12

Камышинский политехнический колледж

4

«Серафимовичский техникум механизации сельского хозяйства»

1

 «Волжский машиностроительный техникум»

4

 «Волгоградский колледж управления и новых технологий»

5

 «Волгоградский индустриальный техникум»

1

 «Новоаннинский сельскохозяйственный техникум»

8

 «Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов»

48




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*