Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности профессионального обучения лиц с нарушениями интеллекта

06.05.2016 3707 6550
Рязанкина Алла Владимировна
Рязанкина Алла Владимировна, заведующая учебной частью

Профессиональное училище № 3 г. Волжский

В современной России очевидна тенденция к развитию процессов реформирования системы специального образования, к изменению системы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).  Долгое время считалось, что оптимальным вариантом социализации таких детей является помещение их в учреждения интернатного типа, где созданы особые условия для занятий, работают врачи, специальные педагоги. Но из-за обособленности специальных (коррекционных)  образовательных учреждений происходит оторванность воспитанников от семьи, широких социальных контактов, невостребованность в обществе и низкая конкурентноспособность на рынке труда.

Сегодня меняется отношение общества и государства к людям с особыми нуждами, все больше признаются их права на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование. Поэтому все чаще мы наблюдаем положительную динамику в интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в общую образовательную среду.

Наше училище – одно из немногих профессиональных образовательных организаций Волгоградской области, которое имеет опыт интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. С 2004 года мы ведем профессиональное обучение детей с ментальными нарушениями по профессиям "Штукатур", "Маляр", "Портной". В разные годы количество таких обучающихся варьировалось от 6% до 8% от общего количества студентов. Поступая к нам из специальных (коррекционных) школ VIII вида,  обучающиеся с нарушениями интеллектуального развития испытывают затруднения и проблемы в межличностном взаимодействии, в профессиональной деятельности, в устройстве личной жизни. И именно обучение в училище, обучение в среде нормально развивающихся людей предоставляет возможность молодым людям с нарушенным интеллектом не только получить профессию, но и пройти адаптацию к жизни и труду.

Достижение цели – создание для них безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке связано с особенностями  организации учебно-воспитательного процесса, а именно, решением следующих задач:

  • адаптация учебных программ и методов обучения;
  • внедрение современных образовательных, в том числе коррекционных технологий;
  • методическая поддержка;
  • разработка адаптированных учебных материалов и пособий;
  • психолого-педагогическая диагностика;
  • контроль состояния здоровья обучающихся;
  • социальное сопровождение;
  • обеспечение педагогическими кадрами, ознакомленных с психолого-физиологическими особенностями обучающихся с ОВЗ.

При организации и реализации интегрированного обучения и воспитания лиц с ОВЗ мы столкнулись с определенными трудностями. Рассмотрим проблемы, которые возникают у участников образовательного процесса.

  1. Формирование основной программы профессионального обучения.

Обязательный минимум содержания любой образовательной программы  устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых в соответствии с государственными образовательными стандартами невозможно в силу особенностей их физических и (или) психических недостатков, устанавливаются специальные государственные образовательные стандарты. Но специальные государственные образовательные стандарты профессионального образования не устанавливаются (ст.21 Федерального закона "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья").  При этом следует иметь в виду, что требования к уровню профессиональной подготовки выпускника по профессии должны оставаться неизменными, так как присваиваемая в результате обучения квалификация определяет единые требования по профессии вне зависимости от психофизических особенностей обучающихся.

 Поэтому, формирование основной программы профессионального обучения по профессиям "Штукатур", "Маляр", "Портной"  мы осуществляем на основе анализа следующих нормативных документов:

- Федерального закона "Об образовании" №273- ФЗ  РФ;

- Федерального закона "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья";

-  Действующих образовательных стандартов по профессиям СПО "Мастер отделочных строительных работ" и "Портной";

- Профессиональных стандартов "Штукатур", "Маляр строительный", "Портной";

- Приказа министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. № 292 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения";

- Разъяснений по формированию примерных программ профессиональных модулей НПО и СПО на основе ФГОС НПО и ФГОС СПО, утвержденных 28 сентября 2009 г. директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования и науки РФ И.М. Реморенко; 

- Комплектов учебной документации для профессиональной подготовки рабочих по профессиям "Штукатур", "Маляр строительный", "Портной" из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья (допущенных министерством образования российской федерации в качестве примерной учебно-программной документации для профессиональной подготовки рабочих, 2004 г.);

- Методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования, утвержденных Директором Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России.

В результате, образовательная программа  разработана и утверждена ГБПОУ "ПУ № 3" самостоятельно в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития.

Образовательная программа профессионального обучения представляет собой учебно-методический комплекс, составленный в соответствии с частью 9 статьи 2 и статьей 73 Федерального закона от 29.12.2012. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и содержащий:

- календарный учебный график;

- учебные планы;

- рабочие программы учебных дисциплин;

- программы учебной и производственной практик;

- контрольно-оценочные средства;

- методические рекомендации;

- материально-техническую оснащенность учебного процесса.

Обучение подразделяется на два вида: обязательное обучение и факультативные предметы. В обязательное обучение входят общепрофессиональный и профессиональный учебные циклы. А также разделы: учебная практика, производственная практика и итоговая аттестация. При разработке образовательной программы для лиц с ОВЗ большое значение имеет определение объемов времени на теоретическое и практическое обучение. Необходимо учитывать темпы усвоения ими теоретического материала, уменьшение объема кратковременной памяти, интенсивности внимания, и как следствие, необходимость создания условий большей практической направленности учебного процесса. Из приведенной ниже таблицы видно, что объем практической подготовки обучающегося составляет 70% от общего объема времени.

Циклы, учебные дисциплины

 

Всего часов  за курс

А. Обязательная подготовка

1170

ОП.00 Общепрофессиональный цикл

224

ОП.01 Основы материаловедения

49

ОП.02  Основы элктротехники

17

ОП.03  Основы строительного черчения

17

ОП.04  Безопасность жизнедеятельности

32

ОП.05  Экономика отрасли и производства

15

ОП.06  Основы правоведения

32

ОП.07  Охрана труда

30

ОП.08  Адаптивная физкультура

32

П.00 Профессиональный цикл

946

П.01 Технология  штукатурных  работ

160

УП.00   Учебная практика

576

ПП.00  Производственная  практика

210

Консультации

80

Экзамены

6

      Итого по группе А

1250

При формировании содержания учебных дисциплин преподаватели училища учитывают соотношение количества дидактических единиц дисциплины и объема времени, отводимого на ее освоение. Используют специально разработанную для данного контингента (адаптированную) учебно-методическую документацию.

Наряду с обязательными дисциплинами в рабочий учебный план  включен факультатив по информатике в объеме 32 часов. Информатика имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин: наличием специальных технических средств; каждый обучающийся имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой - доступ к общим ресурсам; ответы у доски не практикуются, зато приветствуются ответы с места (особые условия для развития коммуникативных УУД); на занятиях по информатике значительно активнее формируется самостоятельная деятельность обучающихся, создание собственного, личностно-значимого продукта. В процессе изучения курса «Информатика» эффективно развивается целый ряд универсальных учебных действий: познавательные УУД (умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности); коммуникативные УУД (умение работать в группе, искать и находить компромиссы, строить общение с представителями других взглядов); регулятивные УУД (осознавать смысл своей деятельности, умение принимать решение, брать ответственность на себя); личностные УУД (осознание ответственности за общее дело, нравственно-этическое оценивание).

Нормативный срок освоения программы 1 год  при очной форме подготовки без получения среднего общего образования на базе коррекционного образования (для выпускников школ VIII вида). Максимальный объем аудиторной нагрузки – 30 академических часов в неделю. Профессиональная подготовка завершается сдачей квалификационного экзамена. При успешной сдаче экзамена обучающимся выдается свидетельство установленного образца и присваивается 2(в отдельных случаях - 3) разряд по  осваиваемой  профессии.

Выпускник, освоивший программу профессионального обучения, должен обладать профессиональными знаниями, умениями и навыками соответствующего уровня квалификации, уметь самостоятельно выполнять работы, предусмотренные квалификационной характеристикой, техническими условиями и нормами, установленными на производстве в сфере выполнения работ соответствующего вида профессиональной деятельности. Однако мы должны понимать, что интеллектуальная недостаточность наших обучающихся обуславливает ряд важнейших препятствий в их профессиональном становлении. Это снижение возможностей в овладении новыми понятиями, трудности в установлении причинно-следственных связей, зависимостей, обобщении, переносе полученных знаний в новые условия, проблема адаптации.

Преодоление этих препятствий осуществляется за счет широкого использования наглядности и практической деятельности, структурной простоты учебного материала, пооперационного характера обучения, дифференцированной помощи обучающимся, взаимосвязи обучения и воспитания, создание адекватной среды жизнедеятельности.

Вместе с тем хотелось бы отметить недостаточность этих мероприятий. Многолетний опыт работы с детьми с ОВЗ и сравнительный анализ различных образовательных программ, которые мы применяли для их обучения, позволяют сделать выводы о необходимости увеличения срока обучения до двух лет и о необходимости введения адаптационно-реабилитационного курса. Необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в образовательном учреждении. Кроме того необходимо разработать специальные учебные курсы для педагогов и других обучающихся, направленных на развитие их взаимодействия с детьми с ОВЗ.

  1. Социально-психологическое и медицинское сопровождение.

Реализация особенностей адаптированной профессиональной образовательной программы и обеспечение специальных условий для овладения лицами с ограниченными возможностями здоровья профессией осуществляется за счет вводимого в адаптированную программу компонента социального, психологического и медицинского сопровождения. Объем времени на данный компонент формируется за счет увеличения общего срока обучения и определяется с учетом психофизических особенностей обучающихся и перечня реабилитационных мероприятий.

В этой связи хотелось бы отметить, что  если проблему организационно-педагогического и социального сопровождения нам удается решать комплексно, то осуществление непрерывного медицинского и психологического сопровождения вызывает затруднение.

Своеобразие  протекания психических процессов у подростков с нарушениями интеллектуального развития имеет место на протяжении всего периода обучения, отражаясь на его результатах.  Сохраняются также на протяжении всего периода обучения и социально-психологические проблемы. Поэтому потребности студентов с нарушениями интеллектуального развития в постоянном психологическом сопровождении весьма значительны и присутствие штатного специального психолога, на мой взгляд, в училище является определяющим фактором успешности обучения  молодых людей  с нарушениями интеллектуального развития.

 Отсутствие не только штатного психолога, но и медицинского работника, имеющего специальную подготовку, соответствующую специфике данного контингента не позволяет в полной мере обеспечить удовлетворение потребностей лиц с ОВЗ в получении профессионального образования, восстановлению социального статуса и социальной адаптации.  

Анализ профессионального обучения лиц с ментальными нарушениями показывает, что его конечные результаты можно улучшить, если внести изменения и дополнения в организацию учебного процесса, которые  определяются:

- готовностью органов управления в сфере образования разрешить противоречия между потребностями лиц с ОВЗ в специальных условиях профессионального обучения и сокращением сроков обучения;

- наличием специалистов, способных обеспечить социальное, психолого-педагогическое и медицинское сопровождение обучающихся;

- решением задач, направленных на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей лиц с ОВЗ;

- наличием специальных учебных курсов для педагогов и обучающихся, направленных на изменения уровня толерантности здоровых студентов к детям с ОВЗ.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*