Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Кружок - активная форма внеаудиторной самостоятельной работы студентов

05.05.2016 864 1426
Глухова Наталья Анатольевна
Глухова Наталья Анатольевна, преподаватель

Челябинский медицинский колледж

 «Здоровье — это гармония и баланс
между различными сторонами человеческой природы,

окружающей действительности и образа жизни…»

Гиппократ

Изменения социально-экономического и по­литического характера, происходящие в мире, в том числе в нашей стране, требуют от совре­менного человека быстрой адаптации к новым условиям. В  этих условиях у специалиста среднего звена коим являются фельдшер, медсестра, акушерка, должны проявляться такие качества личности, как мобильность, активность, самостоятельность и успешность. Основы успешности личности как удовлетво­ренности достижением ожидаемого результата в деятельности закладываются в раннем детстве, формируются в школе и развиваются в процес­се получения профессионального образования, т. е. в процессе приобретения опыта.

Одной из активных форм проведение внеаудиторной самостоятельной   работы студентов является кружок. Цель работы кружка - привлечение студентов к исследовательской деятельности, формирование профессиональных компетенций.

Согласно ФГОС СПО III поколения  фельдшер углублённой  подготовки должен владеть профессиональными видами деятельности:  диагностической, лечебной, профилактической и другими. Работа кружка была акцентирована на профилактическую деятельность будущих специалистов, включающую:

  • проведение первичной, вторичной, третичной профилактики заболеваний населения (здоровых, больных, членов их семей и коллективов);
  • санитарно-гигиеническое просвещение населения по сохранению, улучшению и укреплению здоровья;
  • пропаганду здорового образа жизни; разработка конкретных программ по здоровому образу жизни и их осуществление;
  • выявление факторов риска для здоровья пациентов и их устранение.

Работа кружка по профилактическому направлению была призвана способствовать формированию профессиональных и общих компетенций:

ПК 4.2. Проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия на закрепленном участке.

ПК 4.3. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.

ПК 4.6. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения.

ПК 4.7. Организовывать здоровьесберегающую среду.

ПК 4.8. Организовывать и проводить работу Школ здоровья для пациентов и их окружения.

ПК 4.9. Оформлять медицинскую документацию.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать   в   коллективе   и   команде,   эффективно   общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

OK 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Работа кружка «Основы микробиологии, иммунологии» в Челябинском медицинском колледже, осуществляется по разработанному положению о кружковой работе студентов. План, разрабатывается на первом заседании кружка, рассматривается на заседании ЦМК  и утверждается заместителем директора по УВР. При разработке положения о кружковой работе колледж опирается на свод законов об образовании.

Темой исследовательской работы кружка студентами в 2015-16 уч.годах была выбрана профилактика инфекционных заболеваний («10 золотых правил здоровья»).

За основу были взяты ключевые биологические, социальные формы поведения, среди которых, можно выделить следующие формы: культивация положительных эмоций, оптимальная двигательная активность, рациональное питание, ритмичный образ жизни, эффективная организация трудовой деятельности, тренировка иммунитета и закаливание, сексуальная культура, соблюдение гигиенических норм и требований, отказ от пагубных пристрастий.  

На практике реализация перечисленных форм поведения сложна. Одной из главных причин, следует признать отсутствие мотивации положительного отношения к своему здоровью, здоровому образу жизни. Следовательно, формирование здоровья - это проблема каждого человека.

Исходя из этого члены кружка определили основную цель работы: формирование знаний о профилактических мероприятиях, направленных на  снижение вирусных, бактериальных инфекций среди населения.  Пропаганда здорового образа жизни.

На заседании были выдвинуты следующие задачи:

1. Изучить проблему по литературным источникам.

2. Составить анкету, провести анонимное анкетирование студентов ЧМК.

3. Сформулировать  10 золотых правил здоровья.

Для решения поставленных задач были предложены следующие методы:

  1. Анкетирование.
  2. Статистический анализ.

 После изучения темы по литературным источникам, члены кружка составили вопросы к анонимной анкете. Провели анонимное анкетирование среди студентов 1,2,3 курса для выяснения отношений по вопросам здорового образа жизни. Разработали сценарий открытых мероприятий, которые были проведены в колледже и в 18 школе Тракторозаводского района. Мероприятия вызвали большой интерес и получили благодарственный отзыв от администрации школы.

В результате анкетирования были получены следующие итоговые результаты:

  • Здоровый образ жизни – это по мнению 83% респонлентов, мировоззрение человека, которое складывается из знаний человека о здоровье, 13% - систематическое выполнение физических упражнений, 3% - система жизнедеятельности человека, в которой главным является диетическое питание, отказ от курения.

А здоровый образ жизни, по мнению Э.Н.Вайнера и других специалистов – это способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям конкретного человека, условиям жизни, направленным на формирование, сохранение, укрепление здоровья и полноценное выполнение им социально-биологических функций.

 После проведения анкетирования и открытых мероприятий члены кружка пришли к выводу о том, что необходимо проводить санитарно-просветительские мероприятия не только в колледже, но и в школах, лечебно профилактических учреждениях, на производствах.  Для предотвращения развития инфекционных заболеваний – активно пропагандировать здоровый образ жизни.

Особый интерес у студентов колледжа вызвало меропритие кружка на неделе здоровья. Была разработана и представлена работа в центрах: здорового питания, здоровых нервов, здоровой спины, физической культуры и т.д.

Во время работы кружка студентами были выполнены следующие формы внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Работа с источниками информации;

2. Составление и оформление рефератов;

3. Проведение анонимного анкетирования;

4. Проведение бесед по санитарно-просветительской работе среди учащихся школ;

5. Создание макетов бактерий, гельминтов и тд.;

6. Создание мини-коллекции членистоногих;

7. Написание эссе;

8. Сбор справочных материалов по разделу микробиология;

9. Сбор справочных материалов по разделу паразитология;

10. Выпуск санитарного бюллетеня по профилактике туберкулёза.

По итогам кружка студенты выступили на конференции в колледже. А на областной итоговой студенческой конференции научно-исследовательской деятельности кружков среди медицинских колледжей Челябинской области заняли II место. Тематика кружковой работы в последствие может быть продолжена в курсовых и дипломных проектах.

Литература:

  1. БароненкоВ.А. Основы здорового образа жизни:учеб.пособие/
  2. В А.Бароненко.,В.Н.Люберец, Люберец, Л.А.Рапопорт.- Екатеринбург,2003.-2003г
  3. Вайнер Э.Н. Валеология: учебник для вузов/ Э.Н.Вайнер – 8изд. М.Флинта: Наука,2009 -341с.
  4. Калинкина Г.Т. На пути к здоровому образу жизни/Г.Т.Калинкина; Мин-во образования и науки Челябинской обл.,Челябинский. Ин-т развития проф. образования. – Челябинск, 2010г.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 31.02.01 Лечебное дело (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. № 514)



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*