Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаАктуальность.
Обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья является важнейшим элементом комплексной реабилитации, которая обеспечивает полную самостоятельность и экономическую независимость граждан с ОВЗ.
Весьма актуальным является то, что в ГБПОУ «ВПТКР» организованно обучение людей с ограниченными возможностями здоровья по таким профессиям как «Портной» и «Мастер столярно – плотничных и паркетных работ».
Профессиональное образование людей с ОВЗ в ГБПОУ «ВПТКР» осуществляется в соответствии с федеральными государственными стандартами и на основе примерных образовательных программ.
Развитие личности и познавательной деятельности студентов с нарушением слуха отличаются от развития слышащих студентов и имеют свои психологические особенности, которые учитываются при обучении и социальной интеграции в общество.
Студенты с нарушением слуха иречи – это особый контингент обучающихся, у которых затруднено осмысление и запоминание материала, суждения отличаются упрощенностью и излишней конкретностью. Исторические представления создаются на основе ярких впечатляющих образах событий прошлого. В связи с этим студенты с нарушением слуха и речи сталкиваются со значительными трудностями в овладении историческими знаниями.
Образность - необходимая предпосылка прочности исторических знаний, поэтому много внимания уделяется образному изложению и его приемам. Образно – воспитательная эффективность определяются сочетанием художественного слова, ярких зрительных впечатлений и действий. Разнообразие методов и приемов в обучении истории – это средство решения образовательно - воспитательных задач. Важную роль в формировании исторических понятий играет использование средств наглядности.
Наглядные пособия – карты, схемы, фотокопии, картины более эффективны, чем многословные описания. Для обучения студентов с нарушением слуха и речи сам урок должен стать наглядным.
Применение визуальных средств обучения влияет на эмоциональную окраску уроков. Эмоциональная активизация – это необходимое условие продуктивной интеллектуальной деятельности.
Работа с картой локализует событие территориально. Целесообразно использовать исторические, географические и современные политические карты параллельно. Интерес к карте, умение читать ее, навыки работы с ней наряду с газетой, книгой, телевидением, Интернетом помогают ориентироваться в сложном меняющемся мире. Студентам с нарушением слуха и речи с интересом и подолгу могут изучать настенные карты, они подолгу на переменах стоят у карт и показывают преподавателю и товарищам те города и страны, где они были, или о них читали, или знают информацию об этих местах из Интернета. (Заполнение контурных карт способствует запоминанию историко – географических терминов. Картосхемы и схемы дают возможность наглядно объяснять какое – либо историческое событие).
Важными средствами, помогающими добиваться сознательного усвоения исторического материала, служат технические средства обучения. Они повышают степень наглядности, организуют и направляют восприятие студентов с ОВЗ, мышление которых носит конкретный характер ( на уроках применяются видеоматериалы по темам “Первые русские князья”, “Ледовое побоище”, “Великая Отечественная война”, DVD-фильмы “Князь Владимир”, “Княжна Тараканова”, “Власть царская”, “Александр Суворов”. На уроки с применением экранных пособий отбираются наиболее содержательные, яркие, эмоциональные кадры. При отборе фильмов и кадров, учитываются возрастные особенности студентов, их знания, словарный запас и уровень развития, а так же - познавательные, воспитательные и эстетические возможности отобранных экранных пособий и их соответствие теме урока.
Применение технических средств обучения создает условия для сохранения оптимальной работоспособности студентов, уменьшает утомление, активизирует внимание и умственную деятельность.
Студентам с ОВЗ интересны диафильмы, кинофильмы, видеофильмы, старые картины, подборки иллюстраций, аппликации. Применение визуальных средств в обучении влияет на положительную эмоциональную окраску уроков.
Эмоциональная активизация – это необходимое условие продуктивной интеллектуальной деятельности. Высшая нервная деятельность детей, особенно глухих, в значительной степени опирается на непосредственные ощущения и представления, полученные от предметов, картин, рисунков, конкретных явлений окружающего мира. Применение технических средств обучения создаёт условия для сохранения оптимальной работоспособности студентов, уменьшает утомление, активизирует внимание и умственную деятельность. Многие студенты с ОВЗ интересуются историей, географией, политикой, у них всегда много вопросов, интересующие вопросы - от древней истории до современных проблем.
Студенты работают с учебным материалом в разнообразной форме. Закрепляют материал, разгадывая кроссворды. Сильные учащиеся, разгадав предложенный кроссворд, составляют свои кроссворды. Студенты исправляют тексты с ошибками; определяют по фото или картинам что это? кто это.
Одно из главных средств и условий развития интеллекта– игра. Познание мира в дидактических играх облекается в иные формы, не похожие на обычное обучение. Во время учебных происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах.
Использование блочного изложения материала - что повышает качество знаний студентов.
Разумно сочетая методы и приёмы, необходимо учитывать знания и умения студентов, их психологические особенности. Интересный урок, вовлекает всех студентов в учебный процесс. Каждый студент не только учится сам, сильные помогают слабым, даже слабые студенты, стремятся показать свои знания.
В процессе обучения истории важно привлекать и систематизировать знания, получаемые школьниками из различных источников внеурочной информации (телевидение, кино, видеофильмы, DVD-фильмы, интернет, журналы, газеты). Студенты с нарушением слуха и речи охотно обсуждают современные события, связывая их с прошлым.
Связь истории с современностью активизирует мышление студентов, приучает их логически мыслить, способствует выработке у них навыка самостоятельно приобретать знания, развивает кругозор, повышает интерес к истории.
Краеведение способствует духовному обогащению личности студента.
Таким образом, главные особенности преподавания истории у студентов с нарушением слуха и речи – это наглядность и занимательный характер обучения.
Метод проектов
Модернизация образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности студентов, формирование у них умений исследовательской деятельности.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов и всегда предполагает решение какой-то проблемы.
Таблица 1 «Этапы работы над учебным проектом или учебно - исследовательской работой».
№ п/п |
Этапы проектной деятельности |
Содержание этапа |
Деятельность студентов |
Формируемые компетенции |
1 |
Подготови- Тельный. |
Мотивация, постановка проблемы, выбор темы, определение цели и задач. |
Целеполагание, выбор вида и способа достижения оставленной темы. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения. |
2 |
Планирование работы. |
Отбор источников информации и выбор способов презентации проекта. |
Планирование деятельности, определение сроков, выбор форм презентации. |
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
3 |
Поисково-информационная деятельность. |
Работа с источниками информации, поиск, отбор, анализ и обобщение полученных сведений. |
Поиск, отбор и изучение в научной литературе и сети Internet. Проведение исследования. |
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения задач. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться. |
4 |
Результаты и вывод. |
Анализ полученных результатов с позиции выдвигаемых гипотез. Формулирование выводов. |
Анализ и синтез информации формирование выводов. Оформление результатов, подготовка к защите. |
ОК 2., ОК 3., ОК 5., ОК 6 |
5 |
Защита проекта. |
Открытый отчет участников проекта о проделанной работе. |
Демонстрация результатов проделанной работы каждым участником проекта. |
ОК 3., ОК 6 |
6 |
Оценка процесса и результатов работы. |
Анализ и обобщение результатов работы в целом. |
Самооценка реализации поставленных целей. |
ОК 3., ОК 6 |
Метод проектов:
У студентов с нарушением слуха и речи, в процессе обучения формируются целый ряд личностных особенностей:
- творческая и познавательная активность личности, высокий уровень саморегуляции (сюда включаются навыки организации межличностных контактов);
- набор интеллектуально-личностных характеристик, которые свидетельствуют об эрудиции, культуре личности, критичности ума и др., которые определяют способность адекватно воспринимать и оценивать участников совместной деятельности;
- навыки общения, потребность в нем;
- адекватная самооценка и уровень притязаний.
Студенты с нарушением слуха и речи неоднократно принимали участие в региональных конференциях по истории и праву, где наравне с другими студентами представляли свои информационные проекты и учебно - исследовательские работы, где показали высокую степень адаптации и социализации в предлагаемых новых для них условиях, а так же занятые ими места доказывают развитие познавательной самостоятельности студентов, формирование у них умений исследовательской деятельности.
Таким образом, изучение истории способствует социализация студентов с ограниченными возможностями. Способствует приобретению и усвоению определённых ценностей и общепринятых нормы поведения необходимые для жизни в обществе.
Литература
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.