Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Социализация студентов в соответствии с потребностями личности, общества и государства

05.05.2016 634 883
Онуфриева Атава Семеновна
Онуфриева Атава Семеновна, преподаватель-тьютор

Якутский медицинский колледж

Якутский медицинский колледж – старейшее образовательное учреждение медицинского профиля в регионе Восточной Сибири и Дальнего Востока. В сентябре 2016года исполнится 110-летие со дня основания. Колледж имеет богатую историю и традиции.

На основе федерального государственного профессионального стандарта разработаны образовательные стандарты, включающие в себя характеристику подготовки по направлению профессиональной деятельности базового и повышенного уровней.

Сегодня колледж является инновационным учебным заведением, достигшим  результатов, как Победитель Всероссийского конкурса «100 лучших предприятий и организаций России-2014», в номинации «Лучшее образовательное учреждение СПО», «Лучший медицинский колледж 2014 года», «Лучший колледж по трудоустройству и занятости выпускников», награждены дипломами Победителей Всероссийского конкурса средних профессиональных медицинских и фармацевтических учреждений РФ, лауреатом Национального конкурса «Лучшие колледжи РФ-2014».

Процесс формирования социальных компетенций основывается на следующих принципах:

  • Природосообразности, культуросообразности
  • Системности, конкретности
  • Открытости и гуманистической направленности
  • Педагогизацииокружающей среды
  • Педагогического оптимизма, сотрудничества, коллективизма
  • Трудового воспитания, самоуправления
  • Единства общеобразовательной и профессиональной подготовки.

В колледже созданы педагогические условия, способствующие успешному формированию социальных и профессиональных компетенций обучающихся. Выстраивается план социально-педагогической работы и тьюторского сопровождения формирования компетенций. Определены дифференцированные формы работы всех структур учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных, психологических особенностей, субъектного опыта, интересов, потребностей.

Все подразделения, начиная с кураторства групп, ведут корректирующую и предупреждающую работу в целях совершенствования процессов обучения и воспитания, подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности – это одна из основных задач профессионального образования. Воспитательная деятельность имеет аспекты:

  • Направления ВР
  • Процессы по СМП
  • ВР по годам обучения
  • Критерии значения
  • Волонтерское движение «Милосердие»
  • Тьюторское сопровождение.

Согласно социальному заказу на данном этапе развития, учитывая возможности обучающихся, их желания, способствующие всестороннему развитию. Созданы и много лет функционируют 13 спортивных секций, кружки вокала, ансамбля, танцевальные кружки, аэробика и другие. Студенты посещают спортивные комплексы «Дохсун», «ЭллэйБоотур», «Туймаада». Многие студенты являются призерами и победителями республиканских, всероссийских соревнований.

Исходя из основных направлений ВР, наше образовательное пространство структурировано для реализации потребностей и интересов конкретного обучающегося. У нас традиционно установлено партнерство с детскими социальными учреждениями (Детский тубдиспансер, детский дом «Берегиня», дом инвалидов и престарелых). Студенты оказывают не только практическую помощь и организацию мероприятий, конкурсов, праздников, проводят беседы, консультации о профилактике заболеваний, о сохранении здоровья, для детей – о здоровом поведении, о гигиене и т.д. Также студенты оказывают помощь на дому ветеранам «Строительного округа», осуществляют сестринский уход. Сотрудничаем с РБ№2 и Педиатрическим Центром НЦМ (уход за пациентами, организация досуга детей).

Результат: охват не только образовательного пространства, но и интеграция потенциала обучающихся в интересах образования, воспитания и развития личности.

Таким образом, социально-ориентированным образовательным проектом в нашем колледже является волонтерский проект «Милосердие», который совершенствуется и выполняет миссию в социуме для реализации аспектов учебных предметов: «Здоровый человек», «Здоровый ребенок», «Гериатрия», «Этика и деонтология медицинского работника», «Технология сестринского ухода за пациентами».

Воспитание: целенаправленный процесс, направленный на развитие личности, и диагностическое взаимодействие, введение в культурную среду.

Цель тьюторского сопровождения: построение образовательного пространства как пространства проявления познавательных инициатив и интересов студентов.

Задачи тьютора:

- научить подопечного планировать собственную деятельность, осуществлять её анализ,

- самостоятельно ставить вопросы собственного развития,

- намечать перспективы роста, проводить воспитание через разные способы работы,

- учить осмысливать успехи и неудачи.

Формы работы тьютора – индивидуальная работа, консультации, тренинги.

Содержание работы тьютора: диагностика, проектирование предстоящей работы, реализация образовательного поиска и демонстрация результатов, анализ и самоанализ пройденного пути, достигнутых результатов.

Алгоритм работы: рефлексия, проблематизация, целепологание, планирование, прогнозирование, действие, рефлексия.

Педагогическое тестирование – одно из направлений работы тьютора. Были проведены анонимные тестирования по выявлению познавательных интересов обучающихся с целью внедрения индивидуальных маршрутов образования (ИОМ), где 52% считают, что это невозможно, остальные – нет необходимости. Видимо это связано со спецификой учебного заведения. Те обучающиеся, которые согласны с внедрением ИОМ, считают, что это – шаг к саморазвитию, возможность достичь цели, увеличение знаний, повышение работоспособности, улучшение успеваемости. Можно было бы позволить некоторой категории обучающихся дать возможность свободы выбора, т.к. в настоящее время специалисты не только должны владеть профессиональными знаниями, умениями, навыками, но и наличие таких качеств как мобильность, гибкость, коммуникабельность, самостоятельность, способность делать выбор, нести ответственность. Это была бы академическая свобода.

Тестирование выявления «продуктов свободного времени», «хобби – занятие». С целью привлечения к внеаудиторной деятельности.

Интервьюирование – во время встреч, индивидуальной и предупреждающей работы. Именные анкеты проводим для обучающихся «групп риска», они бывают открытыми, затем прослеживается развитие студента совместно с заведующими отделениями.

Методы групповой дифференциации: анализируем оценку здорового поведения обучающихся, их отношение к жизни, интересы, контроль за здоровьем, выявление причин, вызывающих стресс, наличие вредных привычек, информация о сохранении здоровья.

Мы в своей деятельности должны перевести социальную ситуацию развития в педагогическую. Среди несовершеннолетних обучающихся (90 в 2015-16 был проведен опрос «Что Вас беспокоит на данном этапе жизни? Из-за чего переживаете?»).

Результаты:

  1. 68% - учеба, зачеты, СРС;
  2. 59% - нехватка времени;
  3. Недосыпание, сонное состояние – 50%;
  4. Очень беспокоят отметки в зачетке – 72%;
  5. Боязнь предстоящих экзаменов – 44%;
  6. Нехватка денег – 41%;
  7. Не ту профессию выбрали – 2,1%;
  8. Лишний вес и рост – 5,1%;
  9. Проблемы с девушками, расставание (юноши);
  10. Считают, что его (ее) не понимают;
  11. Не устраивает группа, в которой учится (1 студент);
  12. Преподаватели задают непонятные вопросы (некоторые студенты).

Несовершеннолетние обучающиеся имеют склонность к переживаниям, драматизируют ситуацию. Чтобы создать новые образы по отношению к эмоциям обучающихся, мы создаем социокультурную среду через все аспекты воспитательной работы, расширяем социальную среду (музеи, театры, библиотеки города, участие в городских, республиканских мероприятиях), кураторы, воспитатели создают комфортную, безопасную среду. Проживающим у родственников, знакомых, родители отправляют доверенность, нотариально заверенную. 40 несовершеннолетних проживают  в общежитии.

Тьюторское сопровождение студентов с низкой мотивацией в учебной деятельности производится по рекомендации кураторов. (2011-12уч.г. – 68 обучающихся, 2012-13уч.г. –42 обучающихся, 2013-14уч.г. – 29 обучающихся, 2-15-16уч.г. – 16 обучающихся).

Имеется тенденция к убыванию, т.к. кураторы, заведующие отделениями, тьютор – все совместно, планово занимаемся предупреждающей работой со студентами с заниженной мотивацией, языковым барьером, коммуникационными проблемами.   

Начиная с 2012 учебного года, выборочно 3 группы I курсы планировали свою учебную и жизненные планы на все года обучения.  В 2016 году, по окончании, будут подведены итоги, на сколько целеполагание было реальным, выполнены ли планы за 3 года обучения, какие результаты.

Привлечение студентов в научно-кружковую работу  проводится через массовую технологию (кураторы, старосты, социальный педагог, тьютор) по работе с обучающимися в целях личностного развития, по результатам тестирования психолога. Дальнейшее развитие сопровождается методистами, тьютором, ЦПК. Для студентов, пропустивших занятия по разным причинам, в колледже давно введен единый день отработок, консультаций, индивидуальной работы с преподавателями. Такая работа фиксируется, контролируется, имеет отчетность и учет. При форс-мажорных обстоятельствах все анализируется, ставятся в известность родители, опекуны  обучающихся, в случае с несовершеннолетними – органы опеки и попечительства, инспекция по делам несовершеннолетних г. Якутска.

Контроль тьютором осуществляется в рамках СМК: занятий, условий проживания в общежитии, проведения кураторских часов, участие и помощь в организации внеаудиторных мероприятий, акций.

Мы хотели бы видеть в своих студентах новое поколение людей:

  • Способных к решению сложных проблем;
  • Умеющих критически анализировать обстоятельства, взвешивать альтернативные мнения и принимать продуманные решения на основе анализа соответствующей информации;
  • Умеющих управлять своим поведением и выстраивать отношения с окружающими на основе уважения и сотрудничества;
  • Способных нести ответственность за сделанный выбор.

Педагогический коллектив работает над обеспечением физического, психологического комфорта при проведении всех видов занятий, созданием благоприятного психологического климата во время обучения в колледже. Поэтому студенты добиваются значительных достижений в учебе (успеваемость 100%, качество знаний по ИГА 85%), спорте, творческой самодеятельности, научно-исследовательской работе, интеллектуальных марафонах, олимпиадах, и становятся компетентными специалистами, востребованными на рынке труда.

          Литература

  1. Уварова Н.М., Максимченко Т.В. Контекст деятельности тьютора: зачем колледжу нужен тьютор. URL:http:// thututor.ru/prof_obr/articles.htm.
  2. Тьюторское сопровождение как современная образовательная деятельность технология в педагогической деятельности. URL:http:// thututor.ru/prof_obr/articles.htm.
  3. Методист, научно-методический журнал №4 2015г. // www.metobraz.ru
  4. Пастухова И.П. Тьютор как организатор процесса обучения в системе дополнительного профессионального образования // СПО. 2010. №12.
  5. Чередилина М. Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы // Учительская газета. №26 от 26 июня 2012г.
  6. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 года // Справочная правовая система КонсультантПлюс.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*