Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Теория и практика сохранения здоровья субъекта образовательного процесса

06.02.2012 991 2854
Козлова Ольга Александровна, преподаватель

Ленинск-Кузнецкий горнотехнический техникум

1 февраля 2012 года в городе Ленинске-Кузнецком Кемеровской области состоялась Научно-практическая конференция преподавателей СПО и НПО на тему «Сохранение и укрепление здоровья молодежи». С докладом по заявленной теме выступила Козлова О.А.


Каких бы высот не достигла цивилизация в своём развитии, всё равно оставался и остаётся факт появления у человека болезней, приводящих, в конце концов к смерти.


И так, что же такое здоровье?


Здоровье – это такое физическое и психическое состояние организма человека, находящегося в условиях социального и экологического благополучия, при котором он обладает высокой, длительно сохраняющейся работоспособностью в семье и в обществе, испытывает при этом полное удовлетворение и оценивает это своё состояние как одно из проявлений счастья.


Какие факторы влияют на здоровье человека:

20% - экология;

20% - генетика;

10% - здравоохранение;

50% - образ жизни.


Что входит в понятие «образ жизни»?


Это материальное благополучие, условия жизни, труда, отдыха, быта, жилищные условия, питание, сон, семейное положение, взаимоотношение с друзьями. Совокупность этих факторов составляют «образ жизни».


Для нормального функционирования организма необходимо как минимум шесть условий:

1. Необходимо дышать по возможности чистым воздухом;

2. Правильное питьё воды;

3. Вечно двигаться, если мы хотим долго жить;

4. Необходимо правильно питаться;

5. Иметь цель в жизни, другими словами необходима психологическая устойчивость;

6. Своевременная очистка организма от всех видов шлаков.


В последнее время резко меняется характер труда. Доля физического труда уменьшается, а умственного – возрастает. Работники умственного труда (в том числе и студентов) во время своей трудовой деятельности, как правило, не получают необходимой двигательной, физической нагрузки. Но без должной физической нагрузки человек в обязательном порядке столкнётся с проблемами гипокинезии, гиподинамии, адинамии и т.д. Всё это означает, что объективные (в основном производственные) обстоятельства будут и далее принуждать современного человека (и студентов в том числе) больше, чаще и основательнее обращаться к физической культуре и спорту, овладевать нормами и правилами ЗОЖ.


В 2002 году Госсовет РФ акцентировал внимание на необходимости повышения роли физической культуры и спорта в формировании ЗОЖ среди социальных групп российского общества, в том числе и среди студентов.


Нам представляется, что решение этой проблемы в ВУЗах и СПО должно осуществляться по следующим трём направлениям:

- по линии более обоснованного, более утонченного, более целенаправленного ведения всего учебного процесса по физической культуре среди студенчества. Следовательно, каждое учебное занятие по физической культуре и спорту должно быть направлено на формирование и закрепление студентов норм и правил ЗОЖ;

- по линии самого широкого развертывания массового студенческого самодеятельного физкультурно – спортивного движения;

- по линии более широкого участия студентов в Универсиадах, спартакиадах, Олимпиадах и т.д.


Можно абсолютно точно сказать, что спорт высших достижений и ЗОЖ не только совместимы, но и  неотделимы друг от друга.


Включение студентов в новую систему жизнедеятельности может сопровождаться нервным напряжением, излишней раздражительностью, вялостью, снижением волевой активности, беспокойством и т.д. происходящие явления связаны с трудностями процесса адаптации. Для становления личности специалиста особое значение имеют профессиональная, социально – психологическая и дидактическая адаптация. По окончании процесса профессиональной адаптации студент должен получить целостное представление о той деятельности, к которой он готовится. У него должен сформироваться профессиональный идеал как ориентировочная основа его деятельности.


Существуют определённые требования, предъявляемые работодателями к работникам – специалистам своего производства, по поводу их физического состояния. На это существует ряд объективных причин:

- во-первых, работодатель ждет от работника высоких профессиональных качеств. Но, помимо этого разве нужен ему физически слабый работник, со слабым здоровьем, часто страдающий различными заболеваниями, плохо переносящий различные нагрузки, которыми так полна сегодняшняя жизнь. Конечно, работодателю нужен здоровый, физически подготовленный работник, который не боится трудностей и хорошо справляется с различными нагрузками, так, как имеет хорошую физическую форму;

- во-вторых, в наш век стрессов и нервных потрясений роль физической подготовки так же важна для устойчивости морального и физического состояния, которое позволяло бы, не задумываясь решать различные проблемы;

- в-третьих, работник, обладающий хорошей физической формой и подготовленностью, обладает большой работоспособностью. Об этом свидетельствует возрастающая способность человека выполнять большую работу за определённый промежуток времени. С нарастанием работоспособности улучшается и качество работы, т.к. если человеку не страшны никакие нагрузки, он сделает свою работу с приложением максимальных усилий.


Итак, мы перечислили требования, которые предъявляют работодатели к своим сотрудникам помимо обладания высокими профессиональными качествами, ещё и требования в отношении их физической формы.


Для того, чтобы правильно оценить влияние физической культуры на профессиональную деятельность выпускников – специалистов, необходимо, прежде всего, рассмотреть значение и роль физической культуры в жизни человека вообще, не зависимо от его профессиональной принадлежности, характера и рода будущей работы. Необходимо выявить основу ЗОЖ, физического совершенства, после чего рассмотреть специфические особенности студентов, специализирующихся на определённом виде профессиональной деятельности, имеющей свои условия труда. Для каждой категории  работников предъявляются разные требования к его состоянию, его физической силе и здоровью.


Для изучения влияния физической культуры на жизнь человека и его профессиональную деятельность необходимо учитывать как постоянно существующие факторы, которые не менялись на протяжении многих лет, так и влияние новых времен, которые ставят перед человеком задачу всё больше и больше совершенствоваться и развиваться, в том числе и физически совершенствовать своё физическое состояние и здоровье.


Кроме того, значение и роль физической культуры должна рассматриваться с позиций не только различных возрастных категорий людей, но и с позиций их социальной и профессиональной ориентации. Именно по этому критерию и оценивается значение физической культуры в профессиональной деятельности специалистов угольной промышленности. Хотя немаловажна и оценка физической культуры на протяжении всей жизни человека поэтапно.


Предмет физическая культура, который преподаётся в колледже, кладёт ещё один пласт в общем физическом состоянии человека, его здоровье, физической подготовленности и физическом совершенстве. Однако он имеет большее значение, чем та же физическая культура в школьном возрасте и школе. Так как в СПО физическая культура преподаётся на более высоком уровне и воспринимается более осознанно, с пониманием её значения и роли в жизни человека и общества.


Физкультура и спорт весьма полезны лицам физического труда, так как их работа нередко связана с нагрузкой какой – либо отдельной группы мышц, а не всей мускулатуры в целом. Физическая тренировка укрепляет и развивает скелетную мускулатуру, сердечную мышцу, сосуды, дыхательную систему и многие другие органы, что значительно облегчает работу аппарата кровообращения, благотворно влияет на нервную систему.


Определив огромное значение физической культуры в жизни человека вообще, и в профессиональной деятельности специалиста в частности, ещё раз хотелось бы подчеркнуть некоторые моменты.


Во-первых, необходимость занятий физической культурой и спортом существует на протяжении всей жизни человека, хотя и явный результат их воздействия возможно бывает заметен не сразу, по крайней мере мы не всегда осознаём, что даёт нам физическая культура и спорт. Хотя и порой видим разницу между собственным самочувствием в периоды, когда мы занимаемся физическими упражнениями, и когда игнорируем их. Да когда нам ещё нет двадцати лет, мы почти не ощущаем недостаток сил и жизненной энергии. Однако, когда выйдя из стен колледжа или ВУЗа, мы окунёмся в рабочую жизнь, на нас свалятся все проблемы, вот тогда нам и понадобятся силы и энергия, для того, чтобы нормально жить и активно трудиться на благо себя и общества.


Во-вторых, значимость физической подготовленности человека, обусловлена и проявлением нового времени, хотя хорошая физическая форма ценилась во все времена. Однако на данном этапе развития общества, физическая подготовленность принимает более важное значение. Сейчас, когда страна стране нужна хорошая рабочая сила, которая способна была бы помочь ей возродиться, восстановить и поднять уровень экономики, всё большее значение отдаётся физической форме и здоровью работников.


В-третьих, занятия физической культурой и спортом даёт человеку не только чувство физического совершенства, но и придаёт ему силы и формирует его дух. Поднимает уровень моральных качеств человека, что так необходимо нынешнему обществу. Колоссальное значение принимает физическая культура в жизни человека, когда она воздействует на него с разных сторон, она и формирует его моральные качества, дух и воздействует на его физическое состояние. В здоровом теле – здоровый дух. А значит и новый подход к жизни и работе, новые достижения в жизни и работе. Вот эффект физической культуры в государственном масштабе.


Физическая культура и спорт всегда рассматривались и ценились в нашем обществе достаточно высоко. В настоящее время, когда наша страна переживает серьёзный социально-демографический кризис, когда российский народ вырождается, когда смертность превышает рождаемость, проблемы формирования ЗОЖ россиян становится сверактуальными.


Нам необходим весь тот огромный потенциал физической культуры и спорта «в полной мере использовать на благо процветания России. Это наименее затратные и наиболее эффективные средства форсированного морального и физического оздоровления нации».


Для того, чтобы сознательно перейти к выводу и значимости физической культуры и спорта человек должен понять её роль в своей жизни. И очень хорошо, если он поймёт это не совсем поздно, для того, чтобы начать вести здоровый образ жизни.

Спорт и физическая культура – это не только здоровый образ жизни – это вообще нормальная и здоровая жизнь, которая открывает всё новые и новые возможности для реализации своих сил и талантов. Это путь, на который вступает здравомыслящий человек, для того, чтобы прожитая им жизнь была бы плодотворной, приносила радость ему самому и окружающим.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*