Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Подготовка студентов к конкурсам и олимпиадам по инженерной графике

04.05.2016 138 192
Хохолкина Галина Васильевна
Хохолкина Галина Васильевна, преподаватель

Новосибирский автотранспортный колледж

Новый образовательный стандарт ФГОС СПО направлен не только на формирование знаний и умений, но и на личностное развитие студентов — умение и желание учиться, воспитание чувства ответственности. В ФГОС СПО подчеркнута необходимость в использовании активных методов обучения, в которых студенты должны принимать участие. Одной из форм формирования общих и профессиональных компетенций будущего специалиста является подготовка и участие в региональных конкурсах и олимпиадах по инженерной графике. Профессиональные компетенции предполагают наличие у будущего специалиста креативности и мышления.  Организация и проведение конкурсов  и  олимпиад направлены на развитие у студентов интереса к научной деятельности, развитие профессиональных навыков. Олимпиады позволяют накапливать опыт в проектной и конструкторской деятельностях, позволяют эффективно решать нестандартные задачи. Сегодня студент должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4  Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

На протяжении последних 20 лет студенты Новосибирского автотранспортного колледжа под моим руководством принимают участие в региональном конкурсе по инженерной графике, проходящем в Новосибирском государственном архитектурно-строительном университете. 17 лет наши студенты занимали призовые места в этом конкурсе. В данной статье я поделюсь опытом подготовки студентов к олимпиаде.

С начала учебного года начинается отбор студентов для участия в олимпиаде, до студентов доводится информация о возможности участия в олимпиадах, порядке подготовки к ней, поощрениях и за победу, и за участие. На первом занятии ребята отвечают на вопросы входного теста, очень часто выясняется, что некоторые не могут построить третий вид простой модели и таких большинство. Отмечаю студентов, отлично справившихся с входным тестом, наблюдаю за их успехами.  Первые работы касаются оформления: линии, шрифт, сопряжение.     

Их выполняют все. При переходе к проекционному черчению начинаю усложнять задания для этих студентов.

В середине первого семестра проводим олимпиаду среди студентов, в которой могут участвовать все желающие студенты второго курса — это первый этап. После проверки составляем рейтинг участников для второго этапа. В результате выявляем несколько человек, с которыми начинаем индивидуально работать.

 Наиболее ответственным этапом я считаю разработку заданий для подготовки студентов к олимпиадам.  Они выполняют задания по начертательной геометрии:

- пересечение треугольников;

- сечение геометрических тел наклонной плоскостью;

- пересечение геометрических тел;

- комплексные чертежи моделей с вырезом.

Из учебной литературы  использую «Сборник заданий по инженерной графике» Миронова Р.С., «Индивидуальные задания по курсу черчения» Боголюбова С.К., выбираю задания повышенной сложности. Чертежи выполняются студентами и во время занятий и дома.

Большое внимание уделяется комплексным чертежам моделей, изометрии с вырезом четверти. Долгое время на региональном конкурсе в качестве задания был именно такой чертеж.

Перед конкурсом, который всегда проходит в апреле, мы с коллегой проводим отборочную олимпиаду, выбираем по два лучших студента каждый. В разработке олимпиадных заданий для внутренней олимпиады в колледже учитываю уровень заданий в региональном конкурсе. Местная олимпиада проводится с использованием заданий, выполнение которых требует нестандартных оригинальных подходов к выполнению работы, обобщению фактов на основе своих личных знаний, умений и компетенции.

В течение последних лет задания для конкурса изменились-включено деталирование сборочного чертежа. Задание на региональном конкурсе отличается повышенной сложностью: нет дифференцирования заданий для студентов СПО и студентов высших заведений. Все студенты получают задания одного уровня сложности (повтор, уточнить). Трудность подготовки студентов по этой теме заключалась в том, что эта тема завершает изучение инженерной графики. Некоторые студенты в апреле еще не изучают данную тему. Поэтому, с начала второго семестра, начинаю индивидуально готовить студентов к деталированию.

Если все студенты за семестр выполняют деталирование одной сборочной единицы, то отдельные студенты  успевают сделать пять — шесть. Они нарабатывают солидное портфолио.

Студент может принимать участие в конкурсе и на втором, и на третьем, и на четвертом курсах. И, если он не получил призового места, учась на втором курсе, то обязательно получит на четвертом курсе, так как остается заинтересованным в достижении успеха.

Со студентами, многократными участниками конкурсов, у нас складываются дружеские отношения. Некоторые из них приходят почти каждый год, добровольно помогают готовить других студентов по компьютерной графике. Сами студенты начинают обучать и помогать в подготовке других ребят, т.е. используется элемент технологии сотрудничества.

У нас закрепилась традиция: после окончания конкурса собираем всех участников за чашкой чая, анализируем допущенные ошибки.

Для ребят важна мотивация. Мотивом участия в олимпиаде является стремление победить, доказать свою состоятельность в интеллектуальной сфере. Много лет за победу в конкурсе администрация нашего колледжа поощряла участников, независимо от результата, материально.

Спонсором регионального конкурса является «Образовательная программа Аскон», которая предоставляет призы для победителей конкурса: клавиатуры, мышки, сувенирную продукцию с их логотипом.

Студентов старших курсов я привлекаю к участию в конкурсах и олимпиадах только по их желанию, если они, не обучаясь инженерной графике на третьем и четвертом курсах, согласны готовиться и выполнять дома чертежи в свободное от занятий время. Разработана серия авторских домашних индивидуальных заданий.

Подготовка к олимпиадам занимает много времени и требует высокой квалификации преподавателей, а подготовка студентов требует больших усилий. 

Для участия в конкурсах и олимпиадах я выбираю только увлеченных студентов, которым интересен процесс черчения, у которых присутствует честолюбие и интерес. Талантливых ребят много, но не все готовы к сотрудничеству и дополнительной работе, поэтому такие ребята не могут достичь высоких результатов.

При отборе студентов необходимо обращать внимание на скорость выполнения задания, так как выполнения студентами олимпиадных заданий осуществляется за ограниченное время. Есть очень талантливые студенты, обладающие хорошими знаниями и отличной графикой, но из-за их кропотливости и медлительности задания не выполняются полностью. Талантливых студентов отличает целеустремленность, способность к длительной концентрации внимания, умение управлять своей деятельностью в определенной области. 

Результатом проделанной работы являются достижения моих студентов — призовые места в конкурсах и олимпиадах. Полученные знания и навыки позволяют этим студентам проявлять больше активности и самостоятельности на рынке труда по окончанию колледжа.

Работа с одаренной молодежью является самой приятной, от нее я получаю большое удовлетворение, это сложный, никогда не прекращающий процесс. Также, участвуя в подготовке и проверке сделанных чертежей, я повышаю свое профессиональное мастерство и квалификацию.

Проведение конкурсов и олимпиад является не только способом выявления талантливых студентов, но и незаменимым средством обмена опытом методической работы преподавателей разных колледжей.

 

Автор статьи  Хохолкина Г.В. (слева на фотографии) со своим студентом-призёром XXII регионального конкурса по начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графике (апрель 2016г.).

Литература:

1.Сергеева Т.Ф., Пронина Н.А., Сечкарёва Е.В. «Система работы с одарёнными детьми», Ростов на Дону, Феникс,2011г.

2.Попов А.И. «Методологические основы и практические аспекты организации олимпиадного движения по учебным дисциплинам в вузе», Тамбов, издательство ГОУ ВПО ТГТУ




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*