Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Значение детско-юношеского туризма в воспитании подростков

04.05.2016 126 162
Гутова Наталья Ивановна
Гутова Наталья Ивановна, преподаватель

Краснодарский технический колледж

Краснодарский край – регион с развитой туристической сферой.

Он обладает богатыми как природными, так и антропогенными рекреационными ресурсами. Всё это привлекает туристов не только из различных регионов нашей страны, но и со всего мира. Сложная геология и мягкий климат, многовековая история края, насыщенная событиями, многонациональный уклад местного народа способствуют развитию исследовательской и научной деятельности на Кубани.

В последние годы приобретает всё большее значение развитие детско-юношеского туризма. Это связано с возросшей необходимостью в современных экономических условиях направлять развитие детей и молодежи в нужное русло, ведь подростки ныне всё больше скатывается в бездуховную техногенно-криминальную среду современных городов.

В настоящее время в городской среде происходит процесс отчуждения человека от общения, который усиливается персональными компьютерами, современными средствами коммуникаций. Ускоренный ритм жизни в городе сочетается с отчетливо выраженной малоподвижностью (гиподинамией). Самой отрицательной стороной городской жизни является низкое качество природной среды (воды, воздуха, растительного покрова), насыщение ее физическими, химическими и биологическими загрязнителями. Все эти факторы формируют негативные, абиологические тенденции в образе жизни и здоровье горожан, вызывают «болезни цивилизации».

Детско-юношеский туризм является одной из самых эффективных оздоравливающих технологий, что имеет огромное значение в воспитании детей сегодня. Он так же способен обучить и подготовить молодое поколение к условиям выживания в городской и природной среде.

Многолетние регулярные занятия туризмом оказывают заметное влияние на улучшение физической подготовленности школьников. В туристических походах получают непосредственное применение изученные на уроках физкультуры двигательные действия (преодоление препятствий, водных преград, лазание, ходьба и др), по-новому звучат приобретенные на уроках географии, биологии, астрономии знания.

Участие в туристических походах способствует развитию у детей таких качеств, как личная инициатива и взаимная выручка, настойчивость, сила воли и высокая дисциплинированность.

Преодоление трудностей в походе воспитывает у них чувство коллективизма, учит становится выше личных симпатий и антипатий, быть чуткими друг к другу. Поход поможет глубже понять и изучить натуру каждого ребенка установить доверительные отношения между педагогами и учениками, удовлетворить потребности в новизне, приключениях романтике.

Туризм расширяет кругозор, обогащает духовную жизнь, является прекрасным средством познания красоты природы. Он помогает при выборе профессии, оказывает положительное влияние на организм школьника.

Пешие походы и путешествия способствуют улучшению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышению сопротивляемости организма к заболеваниям, укреплению мускулатуры. Пребывание на свежем воздухе, воздействие солнца и дозированных физических нагрузок, разнообразие впечатлений во время путешествий нормализуют деятельность центральной нервной системы, восстанавливает работоспособность.

В связи с вышесказанным детско-юношеский туризм является одним из самых перспективных направлений в развитии подростков.

В последнее время все больше проводится самодеятельных детско-юношеских походов и путешествий, увеличивается число их участников. Цели походов самые разнообразные. Примечательно то, что ребята совмещают активный отдых с историко-краеведческой направленностью.

Студенты Краснодарского технического колледжа - активные участники туристических походов по Краснодарскому краю. Так описывает свой многодневный поход будущий эколог Темир Елизавета.

«Каждый год, наша школа организует походы в различные уголки Кубани. В 2014 году, мы отправились в окрестности станицы Баракаевской, что в Мостовском районе Краснодарского края. Несмотря на то, что местность эта изобилует достопримечательностями, она пока малопосещаема туристами.

В нашей команде находилось 10 человек - 9 учеников и 1 учитель. До отправной точки маршрута пришлось добираться 7 часов. В лагере нас встретил проводник, который познакомил всех с правилами безопасности в пути, а так же с маршрутом, в котором указывалось, что в течении 5 дней мы должны будем пройти около 40 км. В состав нашего снаряжения входили: 3 двухместные палатки, рюкзаки, индивидуальные  спальные мешки, 1 котелок, дождевики, аптечка, продукты питания, 1 топор, веревка, карта.

На следующий день мы отправились в путь. Так как мы прокладывали новый маршрут, то пришлось помечать деревья синей и белой краской.

В первый день мы прошли 6 км, после чего у нас был привал в лесу, недалеко от водопада, расположенного на реке Губс. Губский водопад очень живописный. Русло реки здесь перегородил огромный гипсовый валун. За много лет вода пробила в нем небольшое отверстие, через которое мощным потоком падает с высоты 7 метров.

На следующий день мы направились в сторону пещеры Зубащенко. Маршрут был выбран произвольно, и поэтому мы заблудились. Наша группа прошла 10 км в другом направлении, после чего мы были вынуждены вернуться на первоначальный привал, где в итоге проводник понял свою ошибку, и мы продолжили свой путь в правильном направлении. Во время нашего пути начался сильный дождь, в это время мы поднимались вверх по склону, пожалуй, это было самое трудное из этого дня. Вес рюкзака каждого составлял около 4-5 кг, и это только у девочек, ведь у мальчиков были котелки, палатки и прочее снаряжение. После того как мы прошли 8 км, добрались до места.  Расставив палатки, отдохнув и пообедав, мы направились в пещеру.

Большой, расположенный довольно высоко, вход в пещеру почти незаметен с дороги. Сама пещера очень красива. Через 100 метров от входа мы попали в зал, от которого идет узкий лаз, выводящий на поверхность, по которому втекает ручей. Мы не стали по нему двигаться, оставив эту затею для спелеологов. В пещере заблудиться невозможно, т.к. по дну пещеры натянута капроновая нить. Общая протяжённость пещеры около 120 м. Так же в пещере обитают занесенные в Красную книгу Кубани летучи мыши. Проводник посоветовал нам их не трогать, т.к. это может потревожить зверьков и привести к исчезновению колонии.

На третий день, мы двигались сначала вниз по склону около 7 км, а затем в гору через заросли крапивы. Мокрая трава и крутой склон вызвали затруднения в передвижении: крапива сильно жгла руки, а склон был настолько крут, что пришлось в буквальном смысле слова ползти по нему.

Наш следующий привал был недалеко от хребта Шахан. По хребту проходит хорошо накатанная грунтовая дорога, поэтому «джип-сафаринг» - популярное в этих местах мероприятие. На горе имеется достопримечательность - памятник, посвященный событиям гражданской войны прошлого века. Мы прошли по гористой местности 5 км. По пути любовались замечательными пейзажами.

В этот день мы двигались строго по маршруту, но что-то пошло не так, в результате, мы сбились с маршрута. Пришлось возвращаться к последней метке и устраивать привал.

Последний день путешествия мы запомним на долго. Подъем был в 5 утра, и мы должны были вернуться по своим меткам обратно в лагерь. Позавтракав, отправились в путь. Пройдя весь долгий и очень утомительный путь, мы, наконец, вернулись в лагерь. Пройденные за все дни километры вылились в число 92!  На утро за нами приехал автобус, и все вернулись в свои станицы.»

Свой двухдневный туристический поход в окрестности станицы Шапсугская студентка Мандригеля Валерия описывает так.

«Первый день нашего прибытия в горы, начался с разбития лагеря. Это живописнейшее место находилось в лесу, над речкой. Мы развели костер. День был солнечный. Мы перекусили и отправились в дорогу. Наш путь составил 11 километров! В ходе всего маршрута мы пересекли 18 речек. Они были холодные, но мысль о том, что цель совсем близка, придавала нам уверенность в себе! Мы направлялись к памятному мемориалу поискового отряда «Краснодарский рубеж». На пути мы наблюдали замечательные пейзажи. У мемориала мы почтили память погибших героев в Великой Отечественной войне. На обратном пути мы собирали горные цветы, и пели песни. Смеялись и рассказывали интересные истории. Радость жизни переполняла нас! Мы были внутренне благодарны тем, кто подарил нам эти мгновения ценою своей жизни.

На второй день, выспавшись, мы купались в речке, ели шашлыки, играли в мяч и другие игры, отдыхали. А вечером, мы собрали вещи и отправились домой.»

Юные исследователи, с научными и познавательными целями отправляются в маршруты к самым неизведанным уголкам Кубани, преодолевая трудности, и получая эстетическое удовольствие от того, что их окружает. Что бы любить свой край, нужно его знать! Что бы заботиться о природе, нужно быть её хозяином! Ведь кому, как не молодым поколениям учиться думать о судьбе своей земли?! Поэтому детско-юношеские туристические походы развивая, прививают глубочайшую любовь и привязанность к своей малой Родине, формируют активную гражданскую позицию у молодёжи.  А любовь к своему краю обязательно перерастёт в огромную любовь к своей стране!

Список литературы.

  1. Активный туризм на юге Кубани: информационный сайт.
  2. Лойко, О.Т. Туризм и гостиничное хозяйство: учеб. пособие / О.Т. Лойко.- Томск: Изд-во ТПУ, 2007. – 152 с.
  3. Балабин, М. А. Туристская секция коллектива физкультуры/ М.А. Балабин - М.: Профиздат, 1988
  4. Борилкевич, В. Е. Физическая работоспособность в экстремальных условиях мышечной деятельности/ В.Е. Борилкевич - Спб.: ЛГУ, 1992.
  5. Истомин, П.И. Туристическая деятельность школьников: вопросы теории и методики/ П.И. Истомин – 1987
  6. Изотова, Н. Станица Баракаевская, Мостовской район, Краснодарский край / Н. Изотова. - статья
  7. Коков, Дж. Н. Адыгская (черкесская) топонимия/Дж.Н. Коков. - Нальчик. - 1974. – 296 с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*