Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Проектирование самостоятельной работы обучающихся

29.04.2016 2214 4326
Гладкова Агата Викторовна
Гладкова Агата Викторовна, преподаватель

Тайгинский институт железнодорожного транспорта - филиал ФГБОУ ВО "Омский государственный университет путей сообщения"

Внедрение ФГОС в образовательных учреждениях требует четкого проектирования системы организации самостоятельной работы (СР) обучающихся.

Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, планируется в учебном плане, распределяется в рабочих программах УД и ПМ с распределением по разделам и темам.

При разработке программы УД  и  ПМ в составе ППССЗ отбор содержания самостоятельной работы происходит при работе с разделами 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  и 3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю. Далее информация о самостоятельной работе распределяется по учебным занятиям в календарно-тематическом плане (КТП) (рисунок 1).

Рисунок 1 – Планирование самостоятельной работы в КТП

Остановлюсь на типичных ошибках, которые допускаются при организации самостоятельной работы.

При планировании самостоятельной работы в рабочих программах определены виды работ. Иногда в планирующей документации используют формулировки видов самостоятельной работы, не связанные с каким-либо образовательным результатом, который можно оценить. Например: «Систематическая проработка конспектов лекций, учебной и специальной литературы», «Подготовка к лабораторным работам, практическим занятиям», «Работа над курсовым проектом».То есть данные виды самостоятельной работы указывают на процессы, а не на результаты. Более целесообразно при планировании самостоятельной работы указывать не виды, а примерную тематику. При этом тематика должна представляться в «заданной» формулировке. Например: «Оформление фрагмента технологической документации процесса механической обработки…по образцу», «Составление сводной таблицы ….», «Графическое изображение структуры текста…..» и т.п.

Важно правильно рассчитать трудоемкость вида самостоятельной работы. Как правило, разработчики программ (преподаватели) руководствуются собственным профессиональным опытом и здравым смыслом. Затраты времени на самостоятельное выполнение конкретного содержания учебного задания определяются эмпирически с учетом наблюдений за выполнением обучающимися аудиторной самостоятельной работы, их опроса о затратах времени на то или иное задание, хронометража собственных затрат на решение той или иной задачи.

Примерные нормы времени на основные виды внеаудиторной работы приведены в таблице 1.

Чтобы самостоятельная работа не проводилась время от времени, необходим график ее выполнения. Тогда обучающиеся будут знать, какой объем работы им предстоит выполнить и в какие сроки. График самостоятельной работы должен быть доступен обучающимся, например, вывешен в аудитории (таблица 2).

На основании рабочей программы разрабатывается содержание, рекомендации по выполнению и требования к оценке заданий для самостоятельной работы.

Таблица 1 – Примерные нормы времени для реализации самостоятельной работы

Вид самостоятельной работы

Норма времени

Составление конспекта лекции

0,2 ч. на 1 лекцию

Подготовка к семинарскому занятию: составление тезисов к выступлению

2-4 ч.

Доработка конспекта лекции с применением учебника, методической литературы, дополнительной литературы

2-4 ч.

Подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы

3-4 ч. на 1 лекцию

Самостоятельное изучение отдельных тем, параграфов

3-6 ч.

Консультация по сложным, непонятным вопросам

0,3 ч. на 1 конс.

Подготовка к зачету

8 ч.

Подготовка к экзамену

20 ч.

Написание реферата

6 ч.

Подготовка доклада к конференции

10 ч.

Подготовка тезисов к публикации

2 ч.

Выполнение курсового проекта (работы): оформление в соответствии с требованиями стандарта предприятия, графической части согласно заданию 

50-80 ч.

Участие в научно-исследовательской работе

2 ч. в неделю при наличии темы

Подготовка наглядных пособий

примерно 2 ч. на пособие

Таблица 2 – График самостоятельной работы студентов

Группа

Кол-во часов

I семестр  (тема учебного занятия)

Колесные пары

Буксовые узлы

и т.д.

         

480

36

ДЗ - 2

ИЗ - 4

           

Примечание: текущая работа с лекционным материалом (ТЛМ); поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников (ДИ – дополнительная информация); самостоятельное изучение материала (СИ); домашнее задание (ДЗ) – решение задач, выполнение упражнений; подготовка к контрольной работе (К), к зачету (З) и т.п.: выполнение индивидуального задания (ИЗ) и др.

Одним из сложных и трудоемких этапов при планировании  и проектировании самостоятельной работы обучающихся является конструирование (разработка) заданий.

Задания для самостоятельной работы должны соответствовать  целям формирования  ОК и ПК, отражать содержание, предусматривать все уровни: ознакомительный, репродуктивный, продуктивный, в т.ч. задания должны быть с применением компьютерных технологий (таблица 3).

Таблица 3 – Конструктор учебно-познавательных заданий

Ознакомительный

Репродуктивный

Продуктивный

Знакомство

Понимание

Применение

Анализ

Синтез

Оценка

1

2

3

4

5

6

Назовите основные части…

Объясните причины того, что…

Изобразите информацию о ….. графически…

Раскройте особенности…

Предложите новый (иной) вариант…

Обоснуйте…

Составьте список понятий, касающихся…

Покажите связи, которые, на ваш взгляд, существуют между… и…

Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает…

Составьте перечень основных свойств…, характеризующих…

Найдите необычный способ, позволяющий…

Оцените значимость для…

Расположите в определенном порядке…

Постройте прогноз развития…

Сравните… и …, а затем обоснуйте…

Постройте классификацию… на основании…

Придумайте игру, которая…

Определите возможные критерии оценки…

Вспомните и напишите…

Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что…

Проведите презентацию…

Сравните точки зрения… и …. на…

Опишите возможный (наиболее вероятный) сценарий развития…

Оцените возможности для…

Прочитайте самостоятельно…

Приведите приме того, что (как, где)…

Рассчитайте на основании данных о…

Выявите принципы, лежащие в основе…

Изложите в форме… свое мнение (понимание)…

Изложите в форме… свое мнение (понимание)…

Так, например, общие компетенции как «Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач» (ОК 4) и «Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» (ОК 5), формируются в условиях работы с заданиями на обработку информации. К ним можно отнести:

- задания на передачу информации (подготовка докладов, сообщений по теме, плакатов, презентаций к учебному материалу, наглядных пособий по теме и т.д.);

- задания на упорядочение информации (выстраивание логических, причинно-следственных связей, хронологическое упорядочение);

- задания на перекодировку информации (составление диаграмм, схем, графиков, таблиц и других форм наглядности к тексту и наоборот);

- задания, связанные с анализом и обобщением информации, полученной из первоисточников или из учебных материалов;

- задания на обобщение и/или оценку материалов дискуссии, обсуждений, состоявшихся на аудиторном занятии;

- задания на решение ситуационных задач.

Как правило, эти требования к заданию на самостоятельную работу не соблюдаются.

Задания должны предполагать разнообразные формы и методы самостоятельной работы для придания ей дифференцированного и вариативного характера, но,как показывает опыт, в основном – это одно задание для всех.

В рамках компетентностной модели образования задания на самостоятельную работу должны носить деятельностный характер. Обучающимся в качестве домашнего задания следует предлагать не просто прочитать и пересказать учебный материал. Целесообразно дать задание переработать и трансформировать его вопределенного рода продукт.

При составлении фонда заданий могут быть использованы различные варианты конструкторов учебно-познавательных заданий для СР. Большую ценность имеют учебно-познавательные задания (таблица 4):

- с недостаточным условием, т.е. когда часть информации необходимо найти в справочной литературе, сети Интернет, путем анкетирования и т.д.;

- с избыточным условием, в которых много ненужной информации и требуется отделить значимую информацию;

- с несколькими вариантами решения, т.е. когда оптимальный вариант выбирается по заданному или самостоятельно сформулированному основанию.

Для качественной и регламентированной самостоятельной работы должны быть разработаны:

- рекомендации по организации самостоятельной работы по конкретной УД/ПМ, включающих информацию о целях, средствах, трудоемкости, сроках выполнения, формах и требованиях контроля самостоятельной работы;

- рекомендации по оформлению (представлению) результатов самостоятельной работы в зависимости от ее вида;

- рекомендации по отбору учебной, научной, нормативной, справочной литературы при выполнении самостоятельной работы по конкретным темам.

Таблица 4  –  Виды деятельности и задания разного уровня сложности для самостоятельной  работы обучающихся

Задание

Уровни сложности

Ознакомительный

Репродуктивный

Продуктивный

1

2

3

4

Познавательная деятельность – работа с источниками информации

I. Работа с источниками, учебными и периодическими изданиями

Реферат

Реферат - конспект

Реферат - обзор

Реферат - доклад

Систематизация

источников

Список литературы

Библиографический список (минимум источников)

Библиографический список (максимум источников)

II. Работа со справочными изданиями

Словари, справочник и энциклопедии

Словарь терминов

Глоссарий

Тезаурус

Справка

Написание справки

Написание справки с обоснованием

Написание справки в соответствии с заявленной формой и полнотой содержания

III. Работа  с интернет-источниками

Поиск и обработка информации

Реферат - обзор

Анализ существующих рефератов в сети на данную тему

Анализ существующих рефератов в сети на данную тему, их оценивание


 

Ознакомление с профессиональными телеконференциями

Ознакомление с профессиональными телеконференциями, анализ обсуждения актуальных проблем

Участие в профессиональных телеконференциях

Организация взаимодействия в сети

Консультации с преподавателем через электронную почту

Консультации с преподавателем и другими обучающимися через отсроченную телеконференцию

Консультации со специалистами

Создание Web-страниц

Размещение выполненных рефератов на сайте

Размещение выполненных рефератов и рецензий на сайте

Публикация курсовых и квалификационных работ обучающихся на сайте

Создание тематическихweb-страниц индивидуально

Создание тематических web-страниц в мини группах

Создание web-страниц для обучающихся

Учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность обучающихся

I. Проведение учебно-исследовательской и научно-исследовательской

деятельности обучающихся

Проблема

Изучение проблемы

Обоснование на примере конкретного исследования способов решения проблемы (задачи)

Сравнительный анализ способов решения проблемы (задачи)

Исследование

Проведение мини-исследования

Проведение исследования

Публичное представление результатов исследования

II. Оформление учебно-исследовательской и научно-исследовательской

деятельности обучающихся

Тезирование

 

Первичные тезисы

Статья

Учебно-исследовательская  и научно-исследовательская  работа

 

Отчет о научно-исследовательской работе, содержащий выходные данные

Отчет о научно-исследовательской работе, содержащий обоснование выполненных расчетов

Работа в научном стиле

Отчет о научно-исследовательской работе

Отчет о научно-исследовательской работе; доклад

Отчет о научно-исследовательской работе; доклад; статья

Проектная деятельность – выполнение индивидуальных и групповых проектов

Проектирование фрагментов задания

 

Выполнение проектных заданий по образцу

Выполнение проектных заданий в соответствии с заданными условиями и формой представления материала

Организация самостоятельной деятельности студентов, направленной

на решение производственных задач

Профессиональные задачи

Анализ современного опыта

Прогнозирование возможных последствий предложенных решений профессиональных задач

Описание и разработка профессиональных задач

Если организация самостоятельной работы будет соответствовать всем требованиям, то это позволит в полной мере обеспечить качественную реализацию образовательных программ. К сожалению, этот резерв повышения качества образования используется не в полной мере.

Список использованной литературы

1. Вавилова, Л.Н. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждении профессионального образования в условиях реализации ФГОС нового поколения  [Текст]: методическое пособие / Авт. –сост: Л.Н. Вавилова, М.А. Гуляева - Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2012. – 180 с. - ISBN 978-5-9572-0093-2

2. Загвязинский, В.И. Теория обучения [Текст]: Современная интерпретация: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2001. – 192 с.

3. Корниенко, С.Г. Самостоятельная работа студентов в педагогическом колледже [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/504061/




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*