Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование информационно-коммуникационных технологий при изучении сестринского дела в терапии

21.04.2016 111 143
Удалова Александра Николаевна
Удалова Александра Николаевна, методист Кыштымского филиала

Миасский медицинский колледж

Система современного образования ведёт к смене приоритетов в деятельности педагога: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика. Перед нами совсем другое поколение, рожденное в век компьютера, сотовых телефонов. Поэтому у современных студентов другое мышление, другие интересы, следовательно, и формы работы с такими детьми должны быть особенные.

Информационно-коммуникативные технологии становятся необходимым компонентом современного урока и современный преподаватель - это высокопрофессиональный педагог, использующий в своей работе информационные технологии.

Сейчас перед преподавателем открываются широкие возможности применения компьютерных технологий, что является гарантом эффективности учебного процесса.

Уже несколько лет  методической целью моей педагогической работы является повышение познавательной активности  обучающихся через внедрение в процесс обучения информационно-коммуникационных технологий в рамках преподавания сестринского дела в терапии.

Я создаю электронные мультимедийные учебные пособия по сестринскому делу в терапии, которые позволяют осуществлять принцип интерактивности, как на занятиях, так и во внеаудиторное время. Эти пособия могут быть полностью автономными, либо работать только в присутствии Интернета. Они содержат теоретический материал, богатый иллюстрациями, видеофрагментами, флэш-анимацией, аудиовставками, а также включают интерактивные задания, которые так нравятся моим студентам. Это и кроссворды, которые можно заполнять прямо на экране и сразу видеть правильность своих действий, и задания с возможностью «перетаскивать» по экрану различные фигуры и таблички, это аудио- и видеозадачи, и многое другое.

Работа  с электронным мультимедийным  пособием возможна по разным сценариям: от фронтальной работы со всей группой до самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающегося по индивидуальной траектории. Также предполагается  возможность использования электронного мультимедийного пособия в качестве средства контроля усвоения студентами  изучаемого материала. При этом, можно говорить об эволюции системы контроля усвоения за счет использования компьютерных упражнений и тестов с автоматической проверкой ответов, о создании инновационной системы мониторинга результатов учебной деятельности, обеспечивающей возможность осуществлять не только количественный, но и качественный контроль освоения знаний и приобретения навыков по результатам выполнения творческих заданий и проектной деятельности.

Что касается инновационных методических подходов в использовании электронного мультимедийного пособия, то один из них, опробованный мной, связан с методикой «перевёрнутого урока». Суть этой методики состоит в том, что студенты изучают материалы электронного мультимедийного пособия дома. Урочное же время используется для выполнения лабораторных, практических работ или другой учебной деятельности. Какие преимущества это дает? Преподаватель  располагает большим временем, чтобы помочь студентам и объяснить разделы, вызвавшие затруднение. Студенты не испытывают неловкости или смущения, просматривая один и тот же материал по нескольку раз, до понимания. После просмотра видеоматериала обучающиеся записывают возникшие вопросы, и учитель разбирает эти вопросы отдельно.

При внедрении в методику проведения занятий работу с электронным  мультимедийным пособием, происходит индивидуализация  учебного процесса за счет: выбора каждым студентом  в этом  пособии той формы представления информации (текстовой, символьной, визуальной и др.), которая наилучшим образом соответствуют его познавательному стилю; наличия обратной связи и возможности выбора разноуровневых заданий.

Мной было проведено анкетирование среди 34 студентов нашего филиала на предмет их мнения и оценки эффективности использования на занятиях электронных средств обучения.

Из 100% опрошенных считают, что:

  • использование электронных пособий, электронных тестов на занятиях - нужный и мотивирующий компонент - 76%;
  • работа с электронным пособием помогает реализовать творческий потенциал – 62%;
  • содержание электронного пособия углубляет их знания по теме – 71%;
  • информация в электронном пособии, представленная в виде иллюстраций, анимаций, аудио- и видеофайлов, помогает лучше усвоить тему – 92%;
  • задания для самопроверки, носящие интерактивный характер, стимулируют к их выполнению – 71%;
  • лучше усвоили бы тему с помощью обычного учебника – 41%;
  • лучше бы усвоили тему с помощью объяснений преподавателя – 29%;
  • посвятили больше времени изучению темы по электронному учебнику по сравнению с бумажным – 35%;
  • предпочли бы изучить тему, например, пропущенную из-за болезни, по электронному учебнику, чем по обычному – 62%;
  • решение интерактивных тестовых заданий электронного учебника способствует учебному азарту в получении лучшей оценки – 85%.

Таким образом, исходя из вышесказанного, занятия с использованием информационных технологий нравятся студентам, т.к. усвоение учебного материала происходит быстрее и легче. 

Но преподаватель должен помнить, что сами по себе технические средства обучения не подменяют его, как педагога, а лишь оказывают вспомогательную, хотя и очень существенную, роль. 

Другим направлением моей работы по реализации методической цели является успешное проведение мною ежегодной Интернет-Олимпиады по терапии «Игры разума».

Чего позволяет достигнуть эта Олимпиада?

Во-первых, студентам предоставляется хорошая возможность развивать  глубокие теоретические и практические  знания и умения работать с электронными образовательными ресурсами; во-вторых, происходит стимулирование учебной и исследовательской деятельности обучающихся, раскрытие их профессионально-личностных качеств и творческих способностей и создаются условия для поддержки студентов, ориентированных на продолжение академической или профессиональной карьеры. В-третьих, пропагандируются научные знания, и определяется  уровень подготовленности будущих специалистов.

Как я провожу Интернет-Олимпиаду?

В одной из социальных сетей мною была создана тематическая группа по своей дисциплине, в которой выложены правила участия в Интернет-Олимпиаде, задания к ней и критерии оценки.

Олимпиада проводится в 7 этапов, включающих разноуровневые задания. В этом году заданиями были «литературный» конкурс, фотозадачи, электронный тест,  составление иллюстрированного алгоритма манипуляции, создание презентации, разработка плана сестринских вмешательств, «терапевтическое» домино. В каждом этапе разработаны четкие и конкретные критерии оценки и определенное количество баллов. По ходу Олимпиады в группе выкладываются промежуточные результаты.

Каждую неделю начинается новый этап Интернет-Олимпиады и участники получают новые задания.

Свои ответы и решения участники должны присылать на указанный в группе электронный  адрес.

 Состав жюри формируется из числа преподавателей филиала колледжа. Победителями признаются участники, набравшие наибольшее количество баллов, причем при определении победителей, призеров и отличившихся участников Олимпиады предпочтение отдается работам и решениям, в которых проявились оригинальность мышления и творческий подход, эффективные пути и методы решения поставленных задач.

Победители Интернет - Олимпиады «Игры разума» награждаются дипломами и поощряются дополнительными бонусами по дисциплине.

Проведение таких занятий и внеклассных мероприятий требует от педагога специальной подготовительной работы. Процесс обучения  становится интереснее, эмоциональнее, потому что позволяет студентам в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, тем самым глубже погрузиться в изучаемый материал.

В результате использования системы работы с применением информационно-коммуникационных технологий студенты демонстрируют   самостоятельность в поиске информации, более уверенное владение приемами пользования ПК, умение поддерживать связь с современным информационным пространством, в том числе с помощью Интернета, умение работать с электронными носителями информации, способность к самообразованию.

Информационная компетентность – ключевая суперкомпетентность человека XXI века, важнейший инструмент будущей профессиональной деятельности сегодняшнего студента.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*