Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении английскому языку

20.04.2016 1050 1839
Пирогова Евгения Леонидовна
Пирогова Евгения Леонидовна, преподаватель

Губернаторский авиастроительный колледж в г. Комсомольск-на-Амуре (Межрегиональный центр компетенций)

Заметные достижения в области информатики привели к внедрению средств вычислительной техники в развитие сферы жизни человека. На сегодняшний день уже созданы предпосылки для эффективного использования ИКТ и в системе образования.

В связи с этим во многих нормативных документах, принятых правительством Российской Федерации отражены основные направления внедрения средств ИКТ в образовательный процесс. Так, «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», в главе 2 посвященной приоритетам образовательной политики говорится следующее: «Для достижения нового качества образования будет осуществляться информация образования и оптимизация методов обучения»

Сегодня обучение иностранным языкам в техникуме обретает новое звучание в связи с широким использованием информационно-коммуникационных технологий и переходом к открытому информационно-образовательному пространству. Это во многом связано с теми форматами и способами практической деятельности, которая является следствием внедрения современной компьютерной техники и средств обработки, хранения и передачи информации в различные сферы человеческой деятельности с целью повышения эффективности. Учитывая это, процесс обучения иностранному языку не возможно свести лишь к формированию речевой и лингвистической компенсации. На современном этапе данный процесс должен обеспечивать межкультурную коммуникацию и информативную практику деятельности.

Для обучения иностранным языкам применение информационно-коммуникационных технологий имеет особую значимость, поскольку позволяет не только индивидуализировать процесс изучения языка и органично объединить различные формы работы студентов-аудиторные, самостоятельную, дистанционную, но и предоставляет огромные возможности для использования изучаемого языка в учебной и реальной коммуникации. Современные информационно-коммуникационные технологии представляют целый комплекс средств для обучения иностранным языкам: мультимедийные обучающие программы и словари, прикладные и специализированные лингвистические программы, огромное разнообразие ресурсов интернета-учебные и аутентичные материалы на иностранных языках (электронные версии зарубежных газет и журналов, публикации по специальности и т.п.), корпоративные и образовательные веб-сайты, аудио-и видео-ресурсы.

Исследованию информационных технологий в образовании посвящены работы Беспалько В.П., Брановского Ю.С., Гершунского Б.С. и других ученых. Так, например, в работах Гершунского рассматриваются вопросы разработки внедрения в учебный процесс новых информационных технологий. Не менее интересные исследования отечественных и зарубежных ученых в области теории и методики использования ИКТ в обучении иностранному языку: Азимовой Э.Г., Бухаркиной М.Ю., Полат Е.С. в своих научных исследованиях Полат обращает внимание на то, что использование ИКТ способствует формированию критического мышления, развитию умений решать проблемные ситуации, оперативно обмениваться информацией.

Использование мультимедийных продуктов и компьютерных обучающих систем является наиболее распространенным направлением в сфере обучения иностранным языкам с помощью ИКТ. Материал данных учебников «пособий» представлен в виде интерактивных упражнений и часто состоит из теоритического и практического разделов по различным аспектам языка (фонетике, грамматике, лексике). Данная часть программы может использоваться в качестве дополнительной работы на занятии.

В программе может быть также предусмотрена обратная связь при выполнение оперативных операций пользователем, отмечаются успехи обучаемого, при необходимости выдаются сообщения-подсказки. Компьютерные обучающие программы рекомендованы к применению на всех этапах обучения при формировании и совершенствовании грамматических, фонетических и лексических навыков. Обучающая компьютерная программа является тренажером, который организует самостоятельную работу обучаемого, управляет ею и создает условия, при которых учащиеся самостоятельно формируют свои знания, что и особо ценно, ибо знания, полученные в готовом виде, очень часто проходят мимо их сознания и не остаются в памяти.

На сегодняшний день наиболее популярными программами в использовании являются «Профессор Хиггинс», «Английский. Путь к совершенству», «BridgetoEnglish».

Как известно, компьютер обладает возможностью хранения и использования большого количества информации, которая может быть использована в учебной деятельности: различные тексты, упражнения, аудио и мультимедиа информации. В процессе использования данная информация может быть изменена, дополнена, преобразована в новую форму. Устаревший материал можно заменить новым, упражнения и тексты представить в различных вариантах. Возможность представления учебной информации значительно расширяются при использовании компьютера. Однако для реализации всех этих достоинств использования ИКТ необходимо составить и создать собственную компьютерную обучающую программу. Любая программа может быть заданная по определенному сценарию, придуманному преподавателем или составленным в соответствии  с УМК, используемым в работе. Все компоненты компьютерной обучающей программы должны быть, прежде всего, адекватны целям обучения английскому языку.

В создаваемой компьютерной программе необходимо выделить основные компоненты: раздел текстовой информации (для предъявления и редактирования учебного тематического текста, который учитель может изменять и дополнять по своему усмотрению), раздел заданий и упражнений, направленных на изучение изученного материала, грамматических конструкций и лексических единиц, справочный раздел, включающей как справку по работе с программой, так и различные словари и грамматические справочники.

В создаваемой программе желательно придумать раздел проверки знаний учащихся (тестирование и автоматическая обработка результатов), а также раздел статической информации, в котором отображается динамика работы ученика, прочитанные им текста, выполнение задания, уровень сформированности тех или иных заданий, выраженных числовыми показателями.

Таким образом, преподаватель создает программу именно для себя и своих студентов, программу, по которой ему удобно работать, которая помогает достичь поставленных целей и добиться высоких результатов при обучении иностранному языку.

Чаще всего преподаватели прибегают к использованию различных программных средств для создания обучающей программы: редакторы HTML, пакеты программ MacromediaFlash, системы объектного программирования: BorlandDelphi, VisualBasic.

Использование компьютерных технологий в обучении, в частности, иностранным языкам в значительной мере изменила подходы к разработке учебных материалов по этой дисциплине. Интерактивное обучение на основе компьютерных обучающих программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов.

Безусловно, применение новых информационных технологий не только оживляет учебный процесс, но и решает важные задачи активизации познавательной деятельности студентов, способствует росту мотивации, создает условия для индивидуализации обучения и повышению его качества. Кроме этого, подобная деятельность способствует стимуляции самостоятельной работе учащихся, дает им возможность переосмыслить и оценить роль и индивидуальной познавательной активности не только при изучении иностранного языка, но и как условие дальнейшей самореализации.

Литература:

  1. Бовтенко, М.А.  Информационно - коммуникационные технологии в преподавании иностранного языка: создание электронных учебных материалов: Учеб.пособия. – Новосибирск, 2005. – 112с.
  2. Васильев, В. Информационное общество и образование/В. Васильев, М. Сухорукова//
  3. Высшее образование сегодня. – 2004. - №7. – С. 123-129.
  4. Паршукова, Г.Б. Информационно-коммуникационная компетенция преподавания: Учеб.пособие./Г.Б. Паршукова, М.А. Бвтенко. – Новосибирск, 2005. – 148 с.
  5. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров/Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. – М.:ИЦ «Академия», 2001. – 272с.
  6. Цатурова, И.А. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам:
  7. Учеб.-метод. пособие./И.А. Цатурова, А.А. Петухова. – М.: Высшая школа, 2004.-94 с.
  8. О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ от 11 февраля 2002 г. №393 – Глава2.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*