Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаЗаметные достижения в области информатики привели к внедрению средств вычислительной техники в развитие сферы жизни человека. На сегодняшний день уже созданы предпосылки для эффективного использования ИКТ и в системе образования.
В связи с этим во многих нормативных документах, принятых правительством Российской Федерации отражены основные направления внедрения средств ИКТ в образовательный процесс. Так, «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», в главе 2 посвященной приоритетам образовательной политики говорится следующее: «Для достижения нового качества образования будет осуществляться информация образования и оптимизация методов обучения»
Сегодня обучение иностранным языкам в техникуме обретает новое звучание в связи с широким использованием информационно-коммуникационных технологий и переходом к открытому информационно-образовательному пространству. Это во многом связано с теми форматами и способами практической деятельности, которая является следствием внедрения современной компьютерной техники и средств обработки, хранения и передачи информации в различные сферы человеческой деятельности с целью повышения эффективности. Учитывая это, процесс обучения иностранному языку не возможно свести лишь к формированию речевой и лингвистической компенсации. На современном этапе данный процесс должен обеспечивать межкультурную коммуникацию и информативную практику деятельности.
Для обучения иностранным языкам применение информационно-коммуникационных технологий имеет особую значимость, поскольку позволяет не только индивидуализировать процесс изучения языка и органично объединить различные формы работы студентов-аудиторные, самостоятельную, дистанционную, но и предоставляет огромные возможности для использования изучаемого языка в учебной и реальной коммуникации. Современные информационно-коммуникационные технологии представляют целый комплекс средств для обучения иностранным языкам: мультимедийные обучающие программы и словари, прикладные и специализированные лингвистические программы, огромное разнообразие ресурсов интернета-учебные и аутентичные материалы на иностранных языках (электронные версии зарубежных газет и журналов, публикации по специальности и т.п.), корпоративные и образовательные веб-сайты, аудио-и видео-ресурсы.
Исследованию информационных технологий в образовании посвящены работы Беспалько В.П., Брановского Ю.С., Гершунского Б.С. и других ученых. Так, например, в работах Гершунского рассматриваются вопросы разработки внедрения в учебный процесс новых информационных технологий. Не менее интересные исследования отечественных и зарубежных ученых в области теории и методики использования ИКТ в обучении иностранному языку: Азимовой Э.Г., Бухаркиной М.Ю., Полат Е.С. в своих научных исследованиях Полат обращает внимание на то, что использование ИКТ способствует формированию критического мышления, развитию умений решать проблемные ситуации, оперативно обмениваться информацией.
Использование мультимедийных продуктов и компьютерных обучающих систем является наиболее распространенным направлением в сфере обучения иностранным языкам с помощью ИКТ. Материал данных учебников «пособий» представлен в виде интерактивных упражнений и часто состоит из теоритического и практического разделов по различным аспектам языка (фонетике, грамматике, лексике). Данная часть программы может использоваться в качестве дополнительной работы на занятии.
В программе может быть также предусмотрена обратная связь при выполнение оперативных операций пользователем, отмечаются успехи обучаемого, при необходимости выдаются сообщения-подсказки. Компьютерные обучающие программы рекомендованы к применению на всех этапах обучения при формировании и совершенствовании грамматических, фонетических и лексических навыков. Обучающая компьютерная программа является тренажером, который организует самостоятельную работу обучаемого, управляет ею и создает условия, при которых учащиеся самостоятельно формируют свои знания, что и особо ценно, ибо знания, полученные в готовом виде, очень часто проходят мимо их сознания и не остаются в памяти.
На сегодняшний день наиболее популярными программами в использовании являются «Профессор Хиггинс», «Английский. Путь к совершенству», «BridgetoEnglish».
Как известно, компьютер обладает возможностью хранения и использования большого количества информации, которая может быть использована в учебной деятельности: различные тексты, упражнения, аудио и мультимедиа информации. В процессе использования данная информация может быть изменена, дополнена, преобразована в новую форму. Устаревший материал можно заменить новым, упражнения и тексты представить в различных вариантах. Возможность представления учебной информации значительно расширяются при использовании компьютера. Однако для реализации всех этих достоинств использования ИКТ необходимо составить и создать собственную компьютерную обучающую программу. Любая программа может быть заданная по определенному сценарию, придуманному преподавателем или составленным в соответствии с УМК, используемым в работе. Все компоненты компьютерной обучающей программы должны быть, прежде всего, адекватны целям обучения английскому языку.
В создаваемой компьютерной программе необходимо выделить основные компоненты: раздел текстовой информации (для предъявления и редактирования учебного тематического текста, который учитель может изменять и дополнять по своему усмотрению), раздел заданий и упражнений, направленных на изучение изученного материала, грамматических конструкций и лексических единиц, справочный раздел, включающей как справку по работе с программой, так и различные словари и грамматические справочники.
В создаваемой программе желательно придумать раздел проверки знаний учащихся (тестирование и автоматическая обработка результатов), а также раздел статической информации, в котором отображается динамика работы ученика, прочитанные им текста, выполнение задания, уровень сформированности тех или иных заданий, выраженных числовыми показателями.
Таким образом, преподаватель создает программу именно для себя и своих студентов, программу, по которой ему удобно работать, которая помогает достичь поставленных целей и добиться высоких результатов при обучении иностранному языку.
Чаще всего преподаватели прибегают к использованию различных программных средств для создания обучающей программы: редакторы HTML, пакеты программ MacromediaFlash, системы объектного программирования: BorlandDelphi, VisualBasic.
Использование компьютерных технологий в обучении, в частности, иностранным языкам в значительной мере изменила подходы к разработке учебных материалов по этой дисциплине. Интерактивное обучение на основе компьютерных обучающих программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов.
Безусловно, применение новых информационных технологий не только оживляет учебный процесс, но и решает важные задачи активизации познавательной деятельности студентов, способствует росту мотивации, создает условия для индивидуализации обучения и повышению его качества. Кроме этого, подобная деятельность способствует стимуляции самостоятельной работе учащихся, дает им возможность переосмыслить и оценить роль и индивидуальной познавательной активности не только при изучении иностранного языка, но и как условие дальнейшей самореализации.
Литература:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.