Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Обеспечение учебно-воспитательного процесса продуктами нового поколения

20.04.2016 156 200
Новгородова Наталья Александровна
Новгородова Наталья Александровна, преподаватель общепрофессиональных дисциплин

Комсомольский-на-Амуре авиационно-технический техникум

Качество образования напрямую связано с качеством деятельности преподавателя, которая сегодня должна удовлетворять многим требованиям.Такая задача обязывает преподавателя владеть современными информационными инструментами реализации программных продуктов, позволяющих производить действия над информационными источниками – создавать новые, менять их, связывать, передавать и т.д.,а, значит, и решатьзадачиэффективного управления процессом обучения студентов.

Инструментом решения этой задачи может быть автоматизированное рабочее место (АРМ), которое можно определить как комплекс технических, программных и методических средств. АРМ в комплексе с интерактивной доской, сетевыми технологиями позволяет ставить и решать целый ряд новых дидактических задач. Примером может служить АРМ преподавателя. Данный программный продукт имеет многоуровневый и лаконичный интерфейс, что позволяет структурировать учебный материал по дисциплинам(«Операционные системы и среды», «Архитектура ЭВМ», «Компьютерные сети» и др.)и типам(практические работы, контроль знаний, презентации, видеоролики, плакаты) и получить быстрый доступ к нужным материалам.

«Автоматизированное рабочее место преподавателя специальных дисциплин» позволяет преподавателю применять одновременно разные по типу и форме дидактические материалы. Например, при использовании интерактивной доски можно организовать вывод изображений, текста, звукоряда, видео, ресурсов интернета одновременно в разных её сегментах.Такой подход позволяет задействовать различныевиды модальности одновременно, тем самым учитывая особенности восприятия каждого студента в учебной группе.

Еще один пример АРМ для председателя ПЦК. С помощью данного АРМ структурировать все необходимые материалы за несколько лет работы и отслеживать планы выполнения работ.

Еще одним продуктом обеспечивающим выполнение ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта) может служить тестирующая оболочка.

В соответствии с требованиями новых ФГОС формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся является одной из важнейших задач образовательного процесса. В этой связи все большее значение приобретает самостоятельная работа обучающихся, которая и является одной из основных форм самообразования.

Эффективная самостоятельная работа способствует формированию и развитию общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Виды внеаудиторных заданий для самостоятельной работы обучающихся можно разделить на четыре части:

1) подготавливающие к восприятию нового материала, изучению новой темы (приобретение новых знаний, овладение умениями самостоятельно приобретать знания осуществляется на основе работы с учебником, выполнения наблюдений и опытов, работ аналитико-вычислительного характера);

2) направленные на закрепление знаний, выработку умений и навыков (закрепление и уточнение знаний достигается с помощью системы упражнений по уточнению признаков понятий, их ограничению, отделению существенных признаков от несущественных);

3) требующие применения полученных знаний на практике (выработка умения применять знания осуществляется с помощью решения задач различного вида, решение задач в общем виде, экспериментальных работ и т.д.);

4) задания творческого характера (формирование умений творческого характера, когда конечная цель достигается при написании сочинений, рефератов, при подготовке докладов, при поиске новых способов решения задач, новых вариантов опыта и т.п.).

В связи с этим разработаны, в том числе и студентами, различные электронно-образовательные ресурсы для осуществления внеаудиторной самостоятельной работы.  Они применяются в основном в двух направлениях самостоятельной работы: как демонстрационный материал для изучения теоретического материала или инструмент для контроля знаний. Данные программы разработаны с помощью различного программного обеспечения: PowerPoint, Flash,HTML, BorlandC++ Builder.

Для изучения дополнительного теоретического материала применяются различные программы в зависимости от целевой направленности самостоятельной работы студентов:

1) программы, разработанные с помощью мультимедиа технологий - для  демонстрации работы электросталеплавильной печи, работы гидроприводов и т.д.;

 

Демонстрационные ролики о работе сталеплавильной печи

2) электронные учебники – по различным предметам для всех специальностей;

Электронное пособие по дисциплине «Технические средства информатизации»

 3) словари – для работы с терминологией по предметам;

 

4) справочники – для поиска и применения справочной информации по маркам стали, по характеристикам двигателей и т.д.

Для контроля знаний применяются программы разного назначения:

1) для индивидуального использования – тестирующие программы по предмету «Английский язык» для всех специальностей, программы для демонстрации и описания опытов по предмету «Химия» для всех специальностей, программы, демонстрирующие строение металлургического оборудования и их работу для специальностей «Обработка металлов давлением» и «Металлургия черных металлов».

Демонстрация опытов по дисциплине «Химия»

2) для групповой формы проведения зачетного занятия - программы для расчетов показателей и характеристик двигателей для специальности 140448

Расчетное пособие для определения параметров двигателя

3) презентации с элементами рефлексии – презентации по различнымспецдисциплинам для специальности «Информационные системы».

Таким образом, самостоятельная работа, как вид учебной деятельности, позволяет формировать потребность к постоянному самообразованию и способность к самостоятельной познавательной деятельности.

Все описанные выше средства обучения являются электронными образовательными ресурсами.

Уже в течении нескольких лет мною постоянно пополняется медиатека электронных образовательных ресурсов для специальности «Информационные системы».

В последние годы создание медиатек стало обычным и необходимым делом. Они существуют наряду с кабинетами информатики, в которых готовят грамотных пользователей.

Медиатека должна создаваться в целях удовлетворения потребностей педагогического коллектива, учащихся, их родителей в оперативном предоставлении педагогической информации, сведений об учащихся, каталогов учебных информационных материалов, баз данных, нормативно-правовых документов, внедрения форм дистанционного обучения и новых информационных технологий (НИТ) в преподавание различных предметов, накопления и тиражирования различных фондов информационных материалов, наиболее полного использования возможностей корпоративных сетей образования всех уровней, глобальных сетей России и всего мира.

Медиатека может быть специализированным подразделением образовательного учреждения (ОУ), реализующего свою комплексную программу развития или программу развития в качестве региональной экспериментальной площадки.

Организация структуры медиатеки должна обеспечивать ее деятельность в следующих взаимосвязанных направлениях:

а) организационное обеспечение проектов и программ:

  • разработка и реализация плана совместных действий всех подразделений образовательного учреждения по решению вопросов информатизации;
  • разработка рекомендаций по внесению изменений в учебные планы ОУ по всем предметам для внедрения и использования НИТ;
  • обеспечение доступа к нормативно-правовым и инструктивно-методическими материалам, выдача рекомендаций по их применению для организации работы существующим структурным подразделениям;

б) методическое обеспечение:

  • анализ текущей ситуации процесса информатизации образовательного учреждения;
  • выработка научно-обоснованных критериев оценки качества программно-методических средств для образовательного учреждения;
  • подготовка методических пособий и рекомендаций по вопросам информатизации ОУ;

в) техническое обеспечение:

  • поиск ресурсов для оснащения экспериментальных (базовых) ОУ аудио-видеотехникой, оргтехникой, персональными компьютерами для включения в телекоммуникационную сеть, налаживания качественного учебного процесса и современного делопроизводства;

г) повышение квалификации сотрудников ОУ:

  • организация и содействие подготовке и переподготовке преподавателей различных дисциплин и сотрудников по вопросам внедрения НИТ, средств медиаобразования, приемов работы в глобальных информационных сетях;
  • подготовка библиотекарей по профессиональному использованию компьютеров;
  • подготовка работников администрации по ведению делопроизводства с использованием компьютеров;

д) программно-методическое обеспечение:

  • содействие в приобретении программно-методического обеспечения для кабинетов информатики (с помощью централизованного закупа и собственных средств базовых ОУ);
  • создание и поддержка в Медиатеке базового образовательного учреждения банка педагогической информации, обеспечение санкционированного доступа к нему преподавателей;

е) информационное обеспечение:

  • участие в работе создаваемых виртуальных профессиональных методических объединений, дистанционных педагогических конференций;
  • осуществление публикаций опыта и разработок преподавателей по проблемам информатизации и медиаобразования в различных педагогических изданиях;
  • организация, в том числе при помощи учащихся, специальных выпусков в учебном заведении электронных газет, информационных листков и помещения их на WEB-сервер образовательной сети и другие сервера.

Получая на уроках знания в области информатики, на протяжении всех лет обучения, учащиеся начинают использовать эти знания применительно к учебному процессу по предметным областям.

Медиатека решает задачу самостоятельной образовательной деятельности, ведения исследовательской деятельности, подготовки к урокам, экзаменам, семинарам; подбора разнообразных материалов для творческой деятельности на уроках и во внеурочной деятельности; для иллюстрирования выступлений по предмету, доклада на семинаре, для создания Web-страничек по различным темам, связанным с учебной (или иной) задачей и пр. Учащиеся самостоятельно выбирают средства, приемы организации деятельности. Они заняты поиском необходимой учебной информации, посещая посредством Web-технологии музеи, выставки, картинные галереи и т.д.

Одновременно учатся работать с "ключами" медиатеки: компьютерными каталогами, банками данных и другими программными средствами, картотеками, библиографическими, справочными и энциклопедическими изданиями; создавать и поддерживать Web-странички, наполняя их новой информацией и приобретая полезный опыт работы с новыми технологиями.

Педагоги в медиатеке получают информацию о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения и их использовании.

Здесь создаются условия и для индивидуальной работы учителя по просмотру, оценке и отбору средств обучения, необходимых для использования непосредственно на уроке или во внеклассное время; для создания средств творческой деятельности самого педагога.

Моя медиатека включает в себя диски по дисциплинам данной специальности.

На каждом диске представлен следующий материал:

  • конспект лекций;
  • презентации к лекциям;
  • лабораторно – практический практикум;
  • текущий и итоговый контроль знаний;
  • электронные учебники;
  • задачники;
  • рабочие тетради;
  • видео ролики.

Кроме этого на диске располагается автоматизированная система поиска и систематизации информации.

При выборе соответствующего раздела, появляется выпадающий список необходимых материалов, которые располагаются на диске.

Работа медиатеки способствует более качественной подготовке студента, владеющего современными информационными технологиями, а также способствует повышению квалификации сотрудников образовательного учреждения.

Поэтому я планирую дальнейшую работу по пополнению медиатеки, и это направление будет связано с созданием интерактивных лабораторных работ, электронных учебников с интерактивным модулем и т.д.

Список литературы:

  • Борисова, Н. В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: учеб.пособие / Н. В. Борисова. М.: Исследовательский центрпроблем качества подготовки специалистов, 2000. 146 с.
  • Кавтарадзе, Д. Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения / Д. Н. Кавтарадзе. М.: Просвещение, 2009. 176 с.
  • Тоискин, В. С., Разработка электронных учебных пособий: практикум / В. С. Тоискин, В. В. Красильников, И. В. Ефимцева. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2010. 144 с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*