Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаКачество образования напрямую связано с качеством деятельности преподавателя, которая сегодня должна удовлетворять многим требованиям.Такая задача обязывает преподавателя владеть современными информационными инструментами реализации программных продуктов, позволяющих производить действия над информационными источниками – создавать новые, менять их, связывать, передавать и т.д.,а, значит, и решатьзадачиэффективного управления процессом обучения студентов.
Инструментом решения этой задачи может быть автоматизированное рабочее место (АРМ), которое можно определить как комплекс технических, программных и методических средств. АРМ в комплексе с интерактивной доской, сетевыми технологиями позволяет ставить и решать целый ряд новых дидактических задач. Примером может служить АРМ преподавателя. Данный программный продукт имеет многоуровневый и лаконичный интерфейс, что позволяет структурировать учебный материал по дисциплинам(«Операционные системы и среды», «Архитектура ЭВМ», «Компьютерные сети» и др.)и типам(практические работы, контроль знаний, презентации, видеоролики, плакаты) и получить быстрый доступ к нужным материалам.
«Автоматизированное рабочее место преподавателя специальных дисциплин» позволяет преподавателю применять одновременно разные по типу и форме дидактические материалы. Например, при использовании интерактивной доски можно организовать вывод изображений, текста, звукоряда, видео, ресурсов интернета одновременно в разных её сегментах.Такой подход позволяет задействовать различныевиды модальности одновременно, тем самым учитывая особенности восприятия каждого студента в учебной группе.
Еще один пример АРМ для председателя ПЦК. С помощью данного АРМ структурировать все необходимые материалы за несколько лет работы и отслеживать планы выполнения работ.
Еще одним продуктом обеспечивающим выполнение ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта) может служить тестирующая оболочка.
В соответствии с требованиями новых ФГОС формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся является одной из важнейших задач образовательного процесса. В этой связи все большее значение приобретает самостоятельная работа обучающихся, которая и является одной из основных форм самообразования.
Эффективная самостоятельная работа способствует формированию и развитию общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Виды внеаудиторных заданий для самостоятельной работы обучающихся можно разделить на четыре части:
1) подготавливающие к восприятию нового материала, изучению новой темы (приобретение новых знаний, овладение умениями самостоятельно приобретать знания осуществляется на основе работы с учебником, выполнения наблюдений и опытов, работ аналитико-вычислительного характера);
2) направленные на закрепление знаний, выработку умений и навыков (закрепление и уточнение знаний достигается с помощью системы упражнений по уточнению признаков понятий, их ограничению, отделению существенных признаков от несущественных);
3) требующие применения полученных знаний на практике (выработка умения применять знания осуществляется с помощью решения задач различного вида, решение задач в общем виде, экспериментальных работ и т.д.);
4) задания творческого характера (формирование умений творческого характера, когда конечная цель достигается при написании сочинений, рефератов, при подготовке докладов, при поиске новых способов решения задач, новых вариантов опыта и т.п.).
В связи с этим разработаны, в том числе и студентами, различные электронно-образовательные ресурсы для осуществления внеаудиторной самостоятельной работы. Они применяются в основном в двух направлениях самостоятельной работы: как демонстрационный материал для изучения теоретического материала или инструмент для контроля знаний. Данные программы разработаны с помощью различного программного обеспечения: PowerPoint, Flash,HTML, BorlandC++ Builder.
Для изучения дополнительного теоретического материала применяются различные программы в зависимости от целевой направленности самостоятельной работы студентов:
1) программы, разработанные с помощью мультимедиа технологий - для демонстрации работы электросталеплавильной печи, работы гидроприводов и т.д.;
Демонстрационные ролики о работе сталеплавильной печи
2) электронные учебники – по различным предметам для всех специальностей;
Электронное пособие по дисциплине «Технические средства информатизации»
3) словари – для работы с терминологией по предметам;
4) справочники – для поиска и применения справочной информации по маркам стали, по характеристикам двигателей и т.д.
Для контроля знаний применяются программы разного назначения:
1) для индивидуального использования – тестирующие программы по предмету «Английский язык» для всех специальностей, программы для демонстрации и описания опытов по предмету «Химия» для всех специальностей, программы, демонстрирующие строение металлургического оборудования и их работу для специальностей «Обработка металлов давлением» и «Металлургия черных металлов».
Демонстрация опытов по дисциплине «Химия»
2) для групповой формы проведения зачетного занятия - программы для расчетов показателей и характеристик двигателей для специальности 140448
Расчетное пособие для определения параметров двигателя
3) презентации с элементами рефлексии – презентации по различнымспецдисциплинам для специальности «Информационные системы».
Таким образом, самостоятельная работа, как вид учебной деятельности, позволяет формировать потребность к постоянному самообразованию и способность к самостоятельной познавательной деятельности.
Все описанные выше средства обучения являются электронными образовательными ресурсами.
Уже в течении нескольких лет мною постоянно пополняется медиатека электронных образовательных ресурсов для специальности «Информационные системы».
В последние годы создание медиатек стало обычным и необходимым делом. Они существуют наряду с кабинетами информатики, в которых готовят грамотных пользователей.
Медиатека должна создаваться в целях удовлетворения потребностей педагогического коллектива, учащихся, их родителей в оперативном предоставлении педагогической информации, сведений об учащихся, каталогов учебных информационных материалов, баз данных, нормативно-правовых документов, внедрения форм дистанционного обучения и новых информационных технологий (НИТ) в преподавание различных предметов, накопления и тиражирования различных фондов информационных материалов, наиболее полного использования возможностей корпоративных сетей образования всех уровней, глобальных сетей России и всего мира.
Медиатека может быть специализированным подразделением образовательного учреждения (ОУ), реализующего свою комплексную программу развития или программу развития в качестве региональной экспериментальной площадки.
Организация структуры медиатеки должна обеспечивать ее деятельность в следующих взаимосвязанных направлениях:
а) организационное обеспечение проектов и программ:
б) методическое обеспечение:
в) техническое обеспечение:
г) повышение квалификации сотрудников ОУ:
д) программно-методическое обеспечение:
е) информационное обеспечение:
Получая на уроках знания в области информатики, на протяжении всех лет обучения, учащиеся начинают использовать эти знания применительно к учебному процессу по предметным областям.
Медиатека решает задачу самостоятельной образовательной деятельности, ведения исследовательской деятельности, подготовки к урокам, экзаменам, семинарам; подбора разнообразных материалов для творческой деятельности на уроках и во внеурочной деятельности; для иллюстрирования выступлений по предмету, доклада на семинаре, для создания Web-страничек по различным темам, связанным с учебной (или иной) задачей и пр. Учащиеся самостоятельно выбирают средства, приемы организации деятельности. Они заняты поиском необходимой учебной информации, посещая посредством Web-технологии музеи, выставки, картинные галереи и т.д.
Одновременно учатся работать с "ключами" медиатеки: компьютерными каталогами, банками данных и другими программными средствами, картотеками, библиографическими, справочными и энциклопедическими изданиями; создавать и поддерживать Web-странички, наполняя их новой информацией и приобретая полезный опыт работы с новыми технологиями.
Педагоги в медиатеке получают информацию о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения и их использовании.
Здесь создаются условия и для индивидуальной работы учителя по просмотру, оценке и отбору средств обучения, необходимых для использования непосредственно на уроке или во внеклассное время; для создания средств творческой деятельности самого педагога.
Моя медиатека включает в себя диски по дисциплинам данной специальности.
На каждом диске представлен следующий материал:
Кроме этого на диске располагается автоматизированная система поиска и систематизации информации.
При выборе соответствующего раздела, появляется выпадающий список необходимых материалов, которые располагаются на диске.
Работа медиатеки способствует более качественной подготовке студента, владеющего современными информационными технологиями, а также способствует повышению квалификации сотрудников образовательного учреждения.
Поэтому я планирую дальнейшую работу по пополнению медиатеки, и это направление будет связано с созданием интерактивных лабораторных работ, электронных учебников с интерактивным модулем и т.д.
Список литературы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.