Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Научно-исследовательская деятельность студентов как объект исследования

03.02.2012 3276 9359
Дубровин Илья Николаевич
Дубровин Илья Николаевич, преподаватель

Тайгинский институт железнодорожного транспорта - филиал ФГБОУ ВО "Омский государственный университет путей сообщения"

Президент ОАО РЖД В.М. Якунин выдвинул следующий тезис: «Для расширения масштабов транспортного бизнеса, обеспечения глобальной конкурентоспособности на рынке перевозок и значительного повышения эффективности и безопасности, нужны компетентные и квалифицированные специалисты, нужны лидеры, владеющие передовыми технологиями менеджмента и самыми современными знаниями по специальности». Из этого положения мы должны подходить к организации научно-исследовательской работы в ТИЖТе.


Цель исследования:

1) формирование готовности студентов к профессиональной деятельности;

2) выявление и усиление творческих способностей студентов;

3) обеспечение единства учебного, воспитательного, научного и практического процессов.


Поскольку формами мышления, используемыми в процессе учения, приобретения новых знаний и проведении любых научных исследований, являются понятия, суждения, умозаключения, а операциями – анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация и обобщение, то достижение поставленных целей осуществляется путём решения следующих задач:

1) овладение (в рамках единого образовательного и научного процессов) системой понятий, суждений и умозаключений в области профессии (специальности), базирующихся на знаниях, умениях, навыках и опыте деятельности;

2) овладение методами анализа, сравнения, классификации, систематизации и обобщения;

3) развитие умения нестандартно мыслить (находить множество разных вариантов решения при одних и тех же условиях; находить непротиворечивые решения противоречивых ситуаций) и применять знания на практике;

4) выработка навыков библиографической работы, самостоятельной работы с книгой и другими источниками информации.


Объект исследования: готовность студента к профессиональной деятельности.


Предмет исследования: научно-исследовательская работа студентов.


Гипотеза исследования: формирование готовности студентов к профессиональной деятельности будет эффективно, если в воспитательно-образовательном процессе реализуются условия, способствующие формированию и развитию поисковых, исследовательских и экспериментальных умений студентов, то есть:

1) существует система научно-исследовательской работы студентов;

2) осуществляются дифференцированный и индивидуальный подходы к научно-исследовательской работе студентов;

3) реализуется модель формирования готовности студентов к профессиональной деятельности.


Методологическую основу исследования составляют:

1) методология научного исследования;

2) положения общей теории деятельности и ее психологической структуры;

3) учение о единстве теории и практики в процессе человеческого познания;

4) психолого-педагогическая теория личности как субъекта деятельности, ее творческой активности;

5) концепции формирования готовности к профессиональной деятельности;

6) теоретические подходы к развитию личности в образовании.


В силу того, что на современном этапе развития железных дорог научно-исследовательская работа является важным компонентом деятельности специалиста, то эту деятельность следует рассматривать, как процесс индивидуального творческого развития личности, формирования опыта взаимодействия с окружающим миром, посредством профессиональных знаний, а также как процесс формирования и реализации определенных качеств личности специалиста-исследователя.


Из многообразия качеств современного специалиста  к качествам специалиста-исследователя относят такие качества как научная активность, целеустремленность, самостоятельность, настойчивость в поиске и достижении результата, мобильность, автономность в суждениях, стремление к постоянному самообразованию.


Включение студентов в творческий поисковый, исследовательский процесс в условиях компетентностного подхода в колледже предлагает интеграцию обучения дисциплинам, входящим во все циклы. С одной стороны, каждый преподаватель в рамках одной дисциплины осуществляет собственный подход к решению поставленных задач поисково-исследовательской деятельности на уроках (написание рефератов, докладов, выступлений, конспектов, тезисов), с другой — ориентирование на диалог с другими преподавателями и другими дисциплинами (практические занятия, междисциплинарные проекты, курсовые и дипломные работы).

 

Формы научно-исследовательской работы студентов


Основными формами научно-исследовательской работы студентов являются:

Учебно-исследовательская работа (УИРС), выполняемая непосредственно при изучении дисциплины.


Данная форма реализуется при выполнении практических или лабораторных работ по дисциплине.


Индивидуальная научно-исследовательская работа (НИРС). Выполняется вне аудиторное времени в студенческих научных кружках. Это исследовательская работа студента, в основном работа с источниками информации, которая служит подготовкой к научно-технической конференции.


Прикладная учебно-научно-практическая деятельность (УНПД), выполняемая непосредственно при изучении дисциплин учебного плана,  самостоятельно. Например работа с учебником.

 

Организация студенческой научной работы

 

В связи с тем, что студенческая научная работа является неразрывной частью теоретического обучения (это требование зафиксировано в государственных образовательных стандартах), то каждый студент при изучении дисциплины должен быть приобщен к научно-исследовательской работе в той или иной форме. Поэтому, с учетом сформулированных в исследовании целей и задач, научно-исследовательской работы студентов, их форм и этапов, студент самостоятельно, с учетом личных пожеланий и склонностей, определяет и конкретизирует форму участия в научно-исследовательской работе.


Например, при подготовке к научно-технической конференции группе студентов задаётся тема для презентации, каждый выбирает посильную для себя роль – выступление, анализ выбранного материала или сбор данных и материала.


Руководителем студенческой научной работы является преподаватель. Анализ показывает, что привлекаемый к научному руководству студентами профессорско-преподавательский состав, практически во всех образовательных заведениях России определяется высокой учебно-педагогической нагрузкой преподавателей, многие из них совмещают педагогическую деятельность одновременно в нескольких заведениях. Однако это не дает им возможности заниматься полноценной научной деятельностью. Кроме этого, отсутствие институциональных правил по действенному стимулированию научного руководства студентами также не способствует развитию НИДС. Все эти проблемы могут быть преодолены с помощью выявления системы стимулов преподавателей для занятия НИРС. Здесь можно отметить повышения эффективности в результате внедрения материальных и моральных стимулов в некоторых вузах. Внедрения знака отличие «За развитие НИРС» является одновременно и материальным и моральным стимулом. Доплата к заработной плате их обладателям и моральные стимулы способствуют, как показывает практика, их дальнейшей активной работе со студентами.


В качестве отчёта о выполненной студентом научно-исследовательской работе, в зависимости от этапа и формы участия, засчитываются:

1) выполненная самостоятельно учебная работа с элементами НИР: практическая работа; научный реферат, отчет о практике; выпускная квалификационная работа и т.д.);

2) отчет об индивидуальной учебно-исследовательской работе;

3) отчёт о научной работе по теме и его презентация на конференции;

4) подготовленный студентом доклад;

5) модель, плакат или макет;

6) материалы, подготовленные к представлению на выставки и конкурсы различных уровней (например диплом на грант).


Оценка научно-исследовательской работы студента учитывается в общей оценке по дисциплине, выполненной курсовой работе, по итогам практики и других видов работы.


В ходе таких семинаров у студентов вырабатываются навыки подготовки тезисов научных сообщений, умение докладывать и защищать результаты своих исследований. Так же стоит отметить, что выступление студентов на конференции является серьёзной подготовкой к защите дипломного проекта.


В результате проделанной работы усиливается мотивация учебной деятельности, изменяется качество учебного процесса. Студенты продвигаются по пути познания себя, становятся более самостоятельными в деятельности по приобретению знаний, наблюдается их интеллектуальный рост.

 

Система поощрения студенческой научной работы

 

Функционирование и развитие студенческой научной работы предусматривает меры поощрения и стимулирования студентов.


Основными формами поощрения и стимулирования являются:

1) учёт результатов, полученных в процессе выполнения научной работы, при оценке знаний по дисциплинам, курсовым работам и практикам (зачёты; экзамены; зачёт выполненных НИР как курсовых работ и отчетов по практике) на различных этапах обучения;

2) выдвижение наиболее одарённых студентов на соискание государственных и именных стипендий, стипендий, учреждаемых различными организациями и фондами и т.д.;

3) представление лучших студенческих работ  на конкурсы, выставки и другие организационно-массовые мероприятия, предусматривающие награждение победителей.


За успехи, достигнутые в научно-исследовательской работе, студенты могут награждаться почетными грамотами, дипломами, ценными подарками.


В то же время одним из важных условий стимулирования научно-исследовательской работы студента и становления личности исследователя является внедрение результатов студенческих исследований в практику производства. Данный стимул может обеспечиваться с помощью выполнения дипломных работ в соответствии с заявками, поступающими с различных ведомств ж.д. т.е. диплом на грант.


Правильно выполненная НИР формирует высокий уровень квалификации выпускников и является основой  для успешной профессиональной деятельности будущих специалистов.

 

Материал синтезирован из научных статей, кандидатских диссертаций и форм организаций НИР в учебных заведениях под НИР студентов 4-го курса специальности 140212 дисциплины «Электроснабжение» в Тайгинском институте железнодорожного транспорта.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*