Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическое сопровождение образовательной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий

18.04.2016 1387 3103
Гарькавая Оксана Юрьевна
Гарькавая Оксана Юрьевна, преподаватель

Южно-Якутский технологический колледж

Информационные и коммуникационные технологии за короткое время стали важнейшей составляющей современного общества. Теперь во многих странах понимание этих технологий и свободное владение основными относящимися к ним умениям и концепциям считается частью базового образования – наряду с чтением, письмом и счетом. В настоящее время инновационная деятельность образовательного учреждения рассматривается как главное условие модернизации образовательного процесса и является одним из основных факторов повышения эффективности в его работе. Сфера образования старается соответствовать современным условиям глобализации и глубоких экономических преобразований, в частности, образовательное учреждение формирует свою социально-образовательную стратегию для эффективного функционирования на сложившемся рынке

Стратегия любой организации рассматривается как процесс и результат, а именно как логически сконструированная и сформулированная программа действий. Социально-образовательная стратегия учебного заведения – это последовательная и интегрированная программа долгосрочных действий руководства, способная удовлетворить образовательные потребности школьников и общества в целом и учитывающая их предпочтения относительно ассортимента, качества и возможной стоимости образовательных услуг. Важно, что это целая программа различных мероприятий, которая строится исходя из полноценного анализа.

Следует отметить, что рынок образовательных услуг относится к разделу так называемого «социального маркетинга», который обычно связан с деятельностью некоммерческих организаций, ставящих своей целью достижение определенного социального эффекта, например, повышения образовательного уровня. Суть этой концепции можно выразить следующим образом: сначала организация выявляет нужды, потребности и интересы целевых рынков, а затем стремится обеспечить клиентам высшую потребительскую ценность такими способами, которые позволят поддерживать (или даже улучшать) благополучие клиента и общества.

Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.

Для реализации этого необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.

Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Основная цель профессионального образования определяется как подготовка специалиста, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе по специальности. Для этого молодой специалист должен обладать достаточным уровнем сформированности профессиональных компетенций. Компетентностный подход предъявляет свои требования к компонентам образовательного процесса. Очевидно, что сочетание информационно-коммуникационных технологий с инновационными педагогическими может и должно играть ключевую роль в формировании компетенций.

Поэтому одним из важных направлений деятельности колледжа является выработка методик, обеспечивающих организационно-педагогическое сопровождение студентов и преподавателей в различных видах образовательной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий. А это, в свою очередь, влечет за собой необходимость организации регулярной методической поддержки педагогических работников в области использования ИКТ, поддержки инновационной деятельности педагогов.

Для продуктивного включения студентов в образовательную деятельность с активным использованием возможностей информационных технологий необходим квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на работу по профессиональному развитию колледжа, стремящийся к самосовершенствованию. Высший уровень ИКТ-компетентности педагога – это его готовность к проектированию, разработке и созданию электронных образовательных ресурсов и методики их внедрения [1].

Методическим отделом колледжа проводится систематическая планомерная работа по комплексной подготовке преподавателей в области информационно-коммуникационных технологий. Её цель – освоение педагогическими работниками колледжа инструментальных средств создания цифровых образовательных ресурсов, использование которых позволит достичь новых образовательных результатов. Приобретен программный пакет CoursePublisher компании Bitronix, предназначенный для быстрого и эффективного создания электронных мультимедийных учебных курсов. Разработано Положение «О повышении информационно-коммуникационной компетенции педагогических работников по накопительной системе». Составлен план повышения квалификации преподавателей колледжа. План предусматривает повышение ИКТ-компетенций сотрудников через участие в курсах повышения квалификации, методических мероприятиях колледжа (табл.1).

Уровень подготовки

Характеристика деятельности

Мероприятие

Базовый

Формирование базовых знаний

Дистанционный курс MicrosoftDigitalLiteracy «Твой курс».

Профессиональный

Освоение новых методов в преподавании учебных дисциплин

Очный курс «Информационная культура в системе ИКТ-образования педагога».

Творческий

Применение информационно-коммуникационных технологий

Семинары, конференции, конкурсы, публикации.

В рамках работы по повышению ИКТ-компетенций педагогов в колледже запланированы и проводятся семинар-практикумы по изучению программных средств создания электронных учебников и пособий («Технология работы с интерактивной доской», «Дидактические возможности MSOffice», «Разработка учебных  курсов в модульной объектно-ориентированной динамической среде Moodle»). Для перехода к творческому этапу применения средств ИКТ планируется работа по методическому сопровождению педагогов в создании электронных образовательных ресурсов.

С целью поддержки творческой инициативы педагогических работников и распространения опыта практического использования цифровых образовательных ресурсов под руководством Совета директоров ССУЗ Республики Саха (Якутия) организовано ежегодное проведение Республиканского фестиваля цифровых образовательных ресурсов «Цифровая радуга».

Одной из задач деятельности методического отдела является координация участия студентов в образовательной, творческой, проектной и учебно-исследовательской деятельности с целью развития их интеллектуальных и творческих  способностей, создания новых возможностей для их профессионального роста и самореализации. Результат – участие студентов в конкурсах и олимпиадах Республиканского, Всероссийского и Международного уровней.

Второй год организуется участие студентов информационно-технологического профиля обучения в конкурсах Международной олимпиады в сфере информационных технологий «IT-планета». Студенты регулярно проходят дистанционное online тестирование в заочном туре конкурсов «Администрирование WindowsServer», «Использование 1С Бухгалтерии», «SQL и разработка ПО для банков».

Перспектива развития направления методической поддержки педагогов, использующих ИКТ в учебном процессе, заключается в создании условий для активного творчества педагогов, гибкой организации учебного процесса; активизации практического использования цифровых образовательных ресурсов, инициации создания инновационных учебно-методических комплексов, обеспечивающих потребности организации учебного процесса по выбранному предмету. Формирование творческого уровня компетентности преподавателей позволит организовать педагогическое сопровождение студентов в различных видах образовательной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий на высоком уровне.

Итак, можно сказать, что привнесение инновационной составляющей в стратегию образовательного учреждения, а именно развитие информационных и коммуникационных технологий, играет одну из ключевых ролей в современной ситуации всеобщей глобализации. Она пронизывает все аспекты деятельности администрации школы, преподавателей, создавая условия для усовершенствования обучения школьников и управления учебным процессом. С помощью ИКТ преподаватели управляют не только учебным процессом, но и своим профессиональным развитием, а также помогают учащимся оценивать результаты своей работы.

Сегодня современный педагог, работает с молодым поколением, готовит его к жизни в новом обществе, значит, сам должен идти в ногу со временем. Степень успешности педагогов в освоении новых технологий и методик зависит в большей степени от преданности профессии, стремления к познанию нового, заинтересованность в самообразовании.  

Литература

  1. Кузнецов А.А., Хеннер Е.К., Имакаев В.Р. Информационно-коммуникационная компетентность современного учителя. «Образование и информатика» №4. 2010г. - 94с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*