Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование фондов оценочных средств как необходимое условие реализации основной профессиональной образовательной программы

03.02.2012 2588 21826
Айзенштат Галина Владимировна
Айзенштат Галина Владимировна, заместитель директора по учебной работе, к.п.н.

Стеблева Надежда Николаевна
Стеблева Надежда Николаевна, руководитель центра научно-педагогической информации

Краевой колледж предпринимательства

Фонды оценочных средств являются неотъемлемой частью основной профессиональной образовательной программы (ОПОП).


В соответствии с VIIIразделом федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального и среднего профессионального образования «для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств (ФОС) позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестацииразрабатываются и утверждаются образовательным учреждением  самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации  разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей». Исходя из этого, согласовывать с работодателем, с нашей точки зрения, необходимо только тематику выпускных практических квалификационных работ, письменных экзаменационных работ и дипломных проектов.


Нормативного определения понятия фондов оценочных средств (ФОС) нет. Воспользоваться можно определением, применяемым в высшей школе: «оценочные средства (ОС) – фонд контрольных заданий, а также описаний форм и процедур, предназначенных для определения качества освоения студентом учебного материала».


Под оценкой результатов подготовки и учета индивидуальных образовательных  достижений будем понимать процесс сбора свидетельств деятельности обучающегося и вынесения суждения относительно этих свидетельств на основе заранее определенных критериев. Оценка освоения модуля предполагает демонстрацию или подтверждение того, что обучающиеся освоили требуемые компетенции, сформулированные по каждому конкретному модулю, и могут осуществлять все требуемые действия в рамках данной компетенции.

Оценка качества подготовки обучающихся осуществляется в двух направлениях: оценка уровня освоения дисциплин и оценка компетенций обучающихся. Исходя из этого, считаем необходимым разделить ФОС на контрольно-измерительные материалы (КИМ) для оценивания знаний, умений и контрольно-оценочные средства (КОС) для оценивания степени сформированности компетенций, сравнительная характеристика которых приведена в таблице 1.


Таблица 1

Фонды оценочных средств

 

Характеристики

КИМ

КОС

Объект измерения

Знания, умения

Компетенции

Достижения обучающихся

Измеряют

Дают качественную оценку

Форма оценивания

Оценивают в баллах

(пятибалльная система)

Зачет - незачет

Вид контроля

по этапам обучения

Входной, текущий, рубежный, промежуточная аттестация по учебной дисциплине (УД), междисциплинарному курсу (МДК)

Аттестация по профессиональному модулю.

Экзамен квалификационный

Функции

Мотивация, корректировка, стимулирование, оценка, контроль

Контроль
и оценка

Разработка /

утверждение

Преподаватель/Ц(М)К/

Заместитель директора

Ц(М)К/заместитель директора/

работодатель

Формы, методы контроля

Заполнение раздела 4 рабочей программы дисциплины

Заполнение раздела
5 рабочей программы профессионального модуля (ПМ)

 

Для опытных педагогов нет проблемы по созданию КИМ, так как процесс оценивания знаний и умений у обучающихся отработан при реализации образовательных стандартов предыдущего поколения.


Опыт работы показывает, что с  целью обеспечения мобильности в работе со студентами разного уровня обученности для всех дисциплин общеобразовательного цикла, циклов ОГСЭ, ЕН и ОП независимо от формы проведения аттестации, указанной в учебном плане ОПОП профессии/специальности, необходимо разработать комплекты тестов, не менее 2-х вариантов, позволяющих оценить подготовку студентов.


Для дисциплин, изучение которых направлено на формирование профессиональных компетенций, данные тесты должны быть составлены таким образом, чтобы их можно было использовать для проведения входного контроля при изучении соответствующего профессионального модуля.


Оценивание профессиональных и общих компетенций представляется на сегодняшний день проблематичным, так как образовательное учреждение самостоятельно занимается разработкой компетентностно-ориентированных заданий и критериев по их оцениванию.


Оценивать сформированность профессиональной компетенциипредлагается двумя способами: как материальный или интеллектуальный продукт деятельности или как процесс деятельности (когда результат деятельности не оформлен как продукт или принципиально важен сам процесс). Квалификационный экзамен и в том и другом случае можно проводить в реальной обстановке по критериям, либо в  модельной ситуации (учебная деятельность) по критериям.


Для оценки продукта деятельности и процесса деятельности можно использовать сравнение представленного продукта с эталоном, а процесса с эталонной технологией на основе совокупности критериев.

Можно предусмотреть следующие виды продуктных заданий:

- практические задания;

- проекты или проектные задания.

Для оценки  процесса деятельности можно использовать:

- наблюдение за процессом выполнения деятельности в режиме реального времени;

- просмотр видеозаписи;

- формализованное наблюдение (структурированное наблюдение) - это специально организованное (целенаправленное и систематизированное) отслеживание деятельности обучающегося на рабочем месте (или его имитация) в реальном времени (или в видеозаписи).


Еще более проблематичным кажется процесс оценки общих компетенций (ОК), поскольку степень их сформированности - результат освоения целостной общей профессиональной образовательной программы.


ОК являются промежуточным результатом изучения: дисциплины, МДК, практики, ПМ.


Для оценки сформированности ОК необходимо проведение анализа оценочных листов, полученных  по окончании изучения дисциплин, МДК, ПМ, практик. Результаты анализа сформированности ОК сводятся в общую таблицу, представляемую аттестационной комиссии.


Оценка ОК нигде не локализована, рассредоточена. Собирать доказательства формирования ОК учащегося необходимо на всем периоде обучения, возможная форма  – портфолио.


Оценка освоения практического опыта ближе по характеристикам к оценке сформированности профессиональной компетенции.


Практический опыт является результатом прохождения учебной практики или производственной практики. Аттестация проводится в форме зачета. На зачет должен быть предоставлен аттестационный лист оценки профессиональной деятельности студента во время прохождения практики с приложениями.

 

Лист оценки профессиональной деятельности _____________

 

Профессиональные, общие компетенции

Практический опыт

Виды работ

Оценка руководителя  практики от предприятия ФИО

 

 

 

 

 

Таким образом, формирование фондов оценочных средств является обязательным условием  реализации ФГОС. Для успешного выполнения данного требования ФГОС в образовательном учреждении должны быть  разработаны положение о фондах оценочных средств, методические указания по созданию контрольно-оценочных средств, проведены обучающие семинары для педагогов, организовано взаимодействие с другими образовательными учреждениями для проведения общественной экспертизы ФОС.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*