Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование этнического самосознания и этнической самоидентификации студентов из числа КМНС в целях адаптации в период обучения в профессиональном учебном заведении и социализации в современных условиях

12.04.2016 210 294
Бэнчилэ Алла Васильевна
Бэнчилэ Алла Васильевна, педагог-психолог

Тарко-Салинский профессиональный колледж

Культурный, духовный, экономический и социальный капитал народов, населяющих нашупланету – невозместимые ценности человечества. Наследие питает современную науку,образование, культуру. Современная цивилизация осознала высочайший потенциал культурногонаследия, необходимость его сбережения и эффективного использования, как одного изважнейших ресурсов стабильности современного общества, наравне с природными богатствами.Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы.

Одной из актуальных проблем является проблема поиска средств развитияэтнокультурныхпотребностей граждан России в образовании и воспитании в духе уважения и любви к роднойкультуре. Возрождение и обновление национальной жизни народов России являетсянеотъемлемой составной частью общего процесса формирования гражданского общества истановления правового государства.

Промышленное развитие Арктики и Северного Ледовитого океана – освоениечеловечествомданного региона Земли, добыча здесь полезных ископаемых приводит к неизбежномувмешательству в жизнь коренных народов Арктики, устоявшуюся за сотни и тысячи лет.Разбросанное на большой площади размещение месторождений нефти и газа, а также наличиездесь разветвлённой сети трубопроводов приводит к широкому охвату территорий при разработкересурсов. Кроме отторжений земельных угодий, в таких районах происходит загрязнение водныхресурсов и атмосферы, так наносится ущерб всему комплексу условий, составляющих основутрадиционной системыжизнедеятельности и жизнеобеспечения коренного населения.Современное индустриальное освоение Севера осуществляется в чрезвычайно короткие

сроки, не совместимые с адаптивными возможностями природы и сообщества коренных северян,и потому оказывает разрушительное действие не только на природную среду, но и на менталитет,культуру и традиции этих групп населения. Промышленное освоениеСевера может привести кполному уничтожению исконной среды обитания и тысячелетиями создававшейся уникальнойкультуры коренных народов Севера, их традиционных знаний и способов освоения окружающейсреды. Кризисное состояние традиционных видов хозяйственной деятельности привело кобострению социальных проблем. Уровень жизни значительной части граждан из числамалочисленных народов Севера, проживающих в сельской местности или ведущих полукочевойобраз жизни, ниже среднероссийского. Уровень безработицы в районах Севера, где проживаютмалочисленные этносы, в 1,5 – 2 раза превышает средний по Российской Федерации.

В настоящее время малочисленные народы Крайнего Севера переживают сложное время, связанное с экономическим упадком и деструктивными процессами в этнической культуре. Этосвязанно со значительными изменениями в системе традиционных институтов социализации,почти полной потерей элементов национальной жизни, верований, обычаев, традиций, утратойродного национального языка. Являясь важнейшим признаком этнической самобытности, языкималочисленных народностей Севера утрачивают свои социальные функции, сводятся к сферебытового потребления только старшим поколением. Идёт активная языковая ассимиляция впользу языка межнационального общения. Искусственно созданные социально-экономические

условия, которые ускоряют процессы ассимиляции малочисленных народов Севера, ведут их кисчезновению как этносов. Нарушена преемственность поколений, которая привела к отчуждениюдетей от своих родителей в связи с обучением их в интернатах, игнорировании педагогическихвозможностей семьи.

Все эти процессы негативно влияют на осознание своей этнической принадлежности, инициируют расшатывание и без того хрупкого, связанного с современными мировыми тенденциями стирания этнических различий, этнического начала в личности. Каждое новоепоколение, как свидетельствует общественная практика, заново переосмысливает особенностисвоей общности, формирует национальное самосознание в соответствии с современным миром.

Наиболее сложные периоды истории этноса, когда происходит ломка существующих общественных отношений, переход из одной стадии формирования этнического сообщества вдругую форму, более развитую, процессы формирования национального самосознания требуютпересмотра взглядов на проблемы осознания личности в обществе.

В этнопсихологической науке заметно увеличился интерес к коренным народам северо-востока Азии со стороны других этнических групп с целью осмысления их миропонимания и опытамироустройства, признание уникальности, самобытности, их мировоззрения и идентичности. Всеэто ещё более подчёркивает значимость изучения психологии «малых» народов и ихэтнокультурных особенностей, которое диктует не только познавательным интересом, но изапросом широкой общественной практики, как на индивидуальном, так и на социальном уровне.Изучение взаимосвязей между уникальной культурой народов Севера и психологией призваноаккумулировать историческое прошлое и повседневный образ жизни, этническую специфику и её современное преломление в своих носителях. Познание и комплексное изучение этнопсихологических проявлений личности коренного жителя, культурных норм позволит,учитывая диапазон изменчивости, оказывать целенаправленную психологическую помощь,дающую возможность установления подлинно гармоничных отношений с собой и окружающиммиром.

«Через развитие языка, оживление культурной, духовной жизни возрождается любой народ»,национальных традиций, обычаев, обрядов, важно укрепить их волю к жизни, уверенность всобственных силах, развитие национального (этнического) самосознания. Язык – инструментобщения и коммуникации, облегчающий взаимодействие между людьми, инструментсоциального продвижения, символ этнической и идентичности, эмоционально окрашеннаяколлективная ценность. Родной язык – язык формирования первичных навыков речевоговзаимодействия в условиях семьи. Язык имеет важную рольв усилении процессов этническойидентичности, поскольку именно в языке скрыто все многообразие культуры и устройстваконкретного этноса. Одним из факторов, способствующих сохранению кореннымималочисленными народами этнической идентичности и формирования сплоченности этноса, сталязык межнационального общения в РФ русский язык.Без родного языка очень сложно представить процесс формирования личности, еёнационального самосознания. Национальное (этническое) самосознание – совокупность взглядови оценок, мнений и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности индивидов –членов общности о своей истории, современном состоянии и будущих перспективах, включаетрациональные, коммуникативные и эмоциональные компоненты. Национальное самосознание определяет стержень оценочных отношений и ценностных представлений, необходимых длясамоопределения личности в современных условиях жизнедеятельности.

В современном мире в период информационного бума, в век всеобщей компьютеризациивсе меньше уделяется внимание духовному и нравственному воспитанию молодого поколения.Этнопедагогизация воспитательного процесса рассматривается как движущая сила, котораяпомогает создавать условия для обеспечения этнокультурной социализации личности.В настоящее время актуальна проблема возрождения утраченных национальных традиций,обычаев, языков малочисленных коренных этносов, формирования этнической принадлежности ксвоему народу. Без опоры на национальную культуру трудно воспитать личность,ориентированную на мораль и нравственность, эстетическое, творчество независимо от сферыдеятельности личности.

Основание для глубокого освоения культуры народа, уважения и любви к родному языку, стремления к постоянному постижению общемировых ценностей возможно только в целенаправленном последовательном и непрерывном воздействии учебно-воспитательной деятельности с этнокультурным и этнопедагогическим содержанием всех образовательных сфер,включая дошкольное, общеобразовательное и профессиональное обучение. Воспитательно-образовательный процесс, опираясь на этническую психологию и педагогику, учитываяспецифические особенности психологии, физиологии и менталитета детей коренных народовСевера, многосторонний диалог культур других народов в идеале должен обеспечивать развитиеличности на основе национальных и общечеловеческих ценностей. Это позволит не допуститьсамоизоляции этноса, обеспечит единое культурное и образовательное пространство, будетспособствовать расширению социальной мобильности личности. Этно-педагогическая средаЯНАО  автономного округа является полиэтнической средой. Целенаправленное использование особенностей этно-педагогической среды в работе всех образовательных сфер поможет обеспечить детям из числа малочисленных народов Севера адекватное восприятие своей национальности и сформировать позитивное, толерантное отношение к представителям других национальностей, развивать межкультурную компетентность. В настоящее время  ведется большая работа по сохранению и развитию культуры коренных народов, в связи с этим наблюдается тенденция увеличения детей, интересующихся национальной культурой. В бюджете автономного округа ежегодно предусматриваются финансовые средства на поддержку коренных малочисленных народов в соответствии с действующими программами, привлекаются дополнительные средства из федерального бюджета.

Воспитательная программа на формирование этнического самосознания и идентичности к своему этносу студентов коренной национальности ориентирует на достижение следующих результатов:

- они становятся носителями своей этнической культуры;

- обладают чувством национального достоинства при сохранении уважительного отношения к людям других национальностей;

- активно участвуют в познании и воссоздании национальной культуры северян;

- проявляют устойчивое общественно значимое отношение к национальной культуре,

выражающееся в их поведении, поступках, делах;

- активно участвуют в восстановлении и утверждении значимости национальных традиций в социуме.

У студентов формируется целостное представление о национальной культуре своего народа на основе целенаправленного изучения, обогащения и творческого осмысления через воспитательные воздействия. Таким образом создается база для самостоятельного познания традиционной культуры, мировоззрения, характера, менталитета своего этноса, устойчивый мотивационный интерес, складывается эмоционально-ценностное отношение студентов к культуре, традициям, языку своего народа, ценностное отношение к семье, своему роду, религии, повышается самооценка, уверенность в себе, соблюдение норм социального поведения. Основными направлениями формирования этнического самосознания у студентов являются:

- приобщение к национальной культуре, традициям, обычаям, обрядам, истории своего этноса, духовным и морально-нравственным ценностям;

- ознакомление с фольклором, литературой, живописью, прикладными ремёслами и

традиционным образом жизни народов Севера;

- формирование интереса к культурным ценностям своего этноса и других народов, адекватное ихвосприятие и усвоение;

- формирование основ культуры межнационального общения;

- деятельное, а не созерцательное отношение к этнической культуре;

- формирование позиционно активного носителя национальной культуры.

Востребованность этнокультурных традиций как средства оптимизации воспитательной деятельности приобретает весьма существенное значение в контексте современных процессов глобализации, размывающих национальную самобытность и препятствующих обретению национально-культурной идентичности личности. Процесс подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности в период обучения в этнокультурной направленности характеризуется определённым изменением уровня развития общества, каждого человека в социуме, взаимоотношений между личностями, здоровья нации, сильного государства. Сущность проблемы профессионального образования показывает, что этнокультурная образовательно-воспитательная система сегодня важна и необходима, требует организации на принципах:

- фундаментальность и профессиональная направленность;

- социокультурное соответствие (ориентирован на соответствие законам развития личности и

социальной среды, основан на включении знаний о человеке и обществе в содержании

регионального образования);

- положительной мотивации, то предполагает стимулирование внутренней мотивации учения, стремления к познанию, профессиональному росту, успешности в профессиональной

деятельности. Модель выпускника колледжа, характеристика образа личности со сформированным этническим самосознанием, отражающий структурный коммуникативный компонент:

- социально-коммуникативную адаптивность - пластичность, гибкость в общении, умение

взаимодействовать с различными людьми, легко приспосабливаться к изменяющимся

обстоятельствам, делать переоценку событий, активно находить в них свое место;

- стремление к согласию - отсутствие боязни несовпадения мнений, расхождений во взглядах, стремление по каждому вопросу иметь свою точку зрения и отстаивать ее, умение при этом все проблемы решить «мирным путем», уступить, договориться;

- толерантность - умение без раздражения и вражды относиться к чужому мнению, взглядам,

характеру, привычкам, культуре, быть терпимым;

- оптимизм - жизнелюбие, вера в себя, в свои возможности, жизнерадостность и увлеченность;

- фрустрационную толерантность - способность человека противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психологической адаптации. В ее основе лежит способность адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и предвидеть позитивное решение – с другой.гуманность - предполагающая внимание к самобытному внутреннему миру человека;

рефлексивность – глубокое знание личностных особенностей, достоинств и недостатков;

гибкость – умение в зависимости от состава участников событий и возникших обстоятельств  принять решение;

уверенность в себе – адекватная оценка собственных ил и способностей, вера в возможность преодолеть препятствия;

самообладание – владение собой, управление эмоциями, поступками;

вариативность – многомерный подход к оценке окружающей жизни и принятие адекватных сложившимся обстоятельствам решений.

Вернуться к родному языку, который утерян, необыкновенно трудно. Для этого необходимо вернуться к главным культурным и духовным ценностям, а самая главная ценность каждого народа, без которой он не может называть себя нацией – это язык. Культура и язык – это неразделимые понятия. Не владеющий родным языком человек чувствует свою ущербность, страдает морально, ассимилирует и забывает свои корни, начинают жить по-другому. Человек неосознает, что таким образом разрушает себя как личность, своё сознание, порождает поколение, которое отрицательно, даже враждебно, относится к своему языку, культуре, народу. И только тот человек, который ценит и любит свой народ, свою культуру, может полюбить и понять культуру другого народа.

Список использованной литературы:

  1. Благославская Е.В. Роль языка в сохранении этнической идентичности в условиях современности. Материалы Югорских чтений. – Ханты-Мансийск, 20014
  1. Бурыкин А.А. Специфика межэтнических контактов в сфере образования./ Практическая этнопсихология. С. 5 – 6
  1. Волков Г.Н. этнопедагогика: Учебник для средних и высших пед. учеб.заведений. М.– 1999.
  1. Городенко Л.П. и Городенко Д.В. О профессиональном образовании коренных малочисленных народов Севера./ Материалы Югорских чтений – Ханты-Мансийск, 2013
  1. Зуева У.Н. Опытно-экспериментальная работа в школах этно-ориентированного обучения./Этномир: Образование и культура. – Ханты-Мансийск, 2007
  1. Лобова В.А. Психический темп у представителей разных этнических групп Крайнего Севера/Психическое здоровье. – 2007
  1. Максимова А.А. Коренные народы Севера в условиях перемен. / Проблемы и перспективы этнокультурного и социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера – Ханты-Мансийск, 2014
  1. Мари Н.С. Политическое поведение студенческой молодёжи: социологические реалии и стратегические решения. / Материалы Югорских чтений. – Ханты-Мансийск, 2012
  1. Мухина В.С. Современное самосознание народностей Севера//Психологический журнал. – 1988
  1. Мухина В.С. Психология этнической идентичности детей коренных малочисленных народов Севера/Развитие личности. – 2001
  1. Новикова И.И. Психологический портрет учащихся коренной национальности //Практическая этнопсихология. – С. 10 – 11



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*