Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Обучение студентов техникума технологии самопрезентации

08.04.2016 224 282
Бузулуцкая Евгения Андреевна, преподаватель

Урюпинский агропромышленный техникум

При подготовке современного специалиста необходимо учитывать требования, предъявляемые при устройстве на работу. К ним относятся коммуникативные навыки, умение работать в коллективе, ставить цель, организовывать работу, принимать решения и нести ответственность. В данной статье раскрыт подход к обучению студентов техникума технологии самопрезентации.

Ключевые слова: самопрезентация, структура и содержание самопрезентации, элементы технологии обучения самопрезентации.

По окончанию техникума современные выпускники средних профессиональных образовательных учреждений сталкиваются с проблемой трудоустройства. Они оказываются, не готовы выгодно представить себя  как профессионала, специалиста. 

Для решения этой проблемы необходимо сформировать коммуникативные компетенции выпускников техникума, путем включения в основную программу специальностей таких дисциплин по выбору студентов, как «Деловое общение», «Технология поиска работы», что позволило бы обучить их технологии самопрезентации.

Представим некоторые ситуации, в которые попадают выпускники техникума, когда первое впечатление о человеке, лишает возможности исправить ситуацию. Интервью при трудоустройстве – первый момент, когда работодатель делает выбор между кандидатами и здесь очень важно показать себя только с лучшей стороны. Другой ситуацией являются публичные выступления: перед коллегами, администрацией, начальством или на деловых переговорах. Поэтому нужно быть подготовленным, уметь привлечь внимание аудитории и заинтересовать собеседника.

Исходя из этого, можно сделать вывод о необходимости обучения технологии самопрезентации в техникуме, имеющей  социальный и образовательный аспект. Ведь технологию самопрезентации можно использовать как форму оценки учебной, трудовой и творческой деятельности студентов.

Понятие самопрезентация происходит от латинского слова, что в переводе означает «самоподача», то есть представление себя другим людям. В английском толковом словаре оно буквально означает управление впечатлением о себе у других людей с помощью бесчисленных стратегий поведения, заключающихся в предъявлении своего внешнего образа другим людям. В американской традиции самопрезентация рассматривается несколько иначе - как форма социального поведения, демонстративно акцентированная субъектом в процессе межличностного общения. Наиболее ёмко определение самопрезентации дано Ж. Тедеши и М. Риессом, где самопрезентация характеризуется как намеренное и осознаваемое поведение, направленное на создание определённого впечатления о себе у окружающих. Поэтому часто синонимами самопрезентации становятся «самоподача», «самопредъявление», «управление впечатлением»[1]

Можно выделить несколько принципов, которые лежат в основе любой самопрезентации:

1) позитивность –о себе надо говорить в положительном ключе, себя хвалить, назвать свои сильные стороны, достоинства, преимущества причём в утвердительной форме;2)индивидуальность - необходимо найти в себе какие-то особенности, преимущества, которые выгодно отличают от конкурентов;3)краткость – известно, что интерес и внимание удерживаются ограниченное количество времени. Поэтому: устное представление оптимально в объёме 2-4 минут, письменная информация должна уместиться на одной странице формата А4, деловой телефонный разговор в ситуации поиска работы может длится 3-5 минут; 4)конкретность – говорить или писать о себе надо по существу дела, избегать неточностей, многозначительных фраз, не отвлекаться на посторонние темы, не злоупотреблять чрезмерными подробностями или комментированием; 5) избирательность –необходимо  выбирать только те сведения, которые имеют прямое или косвенное отношение к искомой работе – соответствующее образование, опыт работы, умения, увлечения, личностные характеристики.6) честность  – нельзя включать в самопредставление ложную или противоречивую информацию. Для отбора кандидатов на рабочее место работодатель использует разные способы и приёмы - анкетирование, тестирование, собеседование, испытательный срок – ложь обязательно проявится.

Для эффективного обучения технологии самопрезентации необходимо знать наиболее распространенные ее формы: резюме, деловая беседа по телефону, собеседование, публичное выступление. 

Профессиональное резюме - это краткая информация о профессиональной деятельности, характеризующая человека как специалиста и представляющая в качестве кандидата, подходящего на определённую вакансию. Резюме значимый шаг на пути поиска работы, оставляющий первое, но зачастую решающее впечатление. Деловая беседа по телефону - самый быстрый деловой контакт и особое умение. Телефонное общение имеет большое значение, так как это самый простой способ установления отношений. У телефонного разговора по сравнению с письмом есть одно важное преимущество: он обеспечивает непрерывный двухсторонний обмен информацией независимо от расстояния. Собеседование - это форма диалога, в ходе которой работодатель должен выбрать будущих сотрудников, а кандидат должен решить, соответствует ли предложение его ожиданиям. Публичное выступление - это 90% зрительного контакта, и лишь 10% - аудиального. Фактически, это означает следующее: «не столь важно что говорить, важно какговорить». Главное в публичном выступлении – это подача, энергия, экспрессия и контакт с аудиторией.

Самопрезентация – вербальная и невербальная демонстрация собственной личности в системе внешних коммуникаций.  Невербальный компонент отражает внешний вид, мимику, жесты, походку и др. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Поэтому важным фактор является содержание речи, ее грамотность и интонация.

Для наиболее эффективной самопрезентации следует выделить несколько этапов:

  1. Подготовка самопрезентации требует определенной подготовки, которая нужна для того, чтобы ваши способности, знания, навыки, опыт, личные качества и даже внешность преподнести в лучшем виде, раскрыть все выше перечисленное в выгодном свете.
  2. Самопрезентация, как демонстрация умения подавать себя, привлекать к себе внимание при помощи акцентирования на своих качествах.
  3. Рефлексия – самоанализ самопрезентации.

Обучение технологии самопрезентации в большей степени должно быть ориентировано на практические знания, проигрывание ситуаций, проведение тренингов, формирование определенных моделей поведения.  Успешность самопрезентации повышается, если при обучении выбор определенного образа самопрезентации происходит осознанно, то есть перенаправляется из области бессознательного в сознательную, целенаправленную область.[2] В результате проведенной работы был сделан вывод, что занятия следует начинать с короткого доклада о себе и отношению к окружающему миру. Примерные темы: «Голосуйте за меня», «Я хороший студент» и др.   Это позволяет подготовить студентов к немедленной реакции на ситуацию. После выступлений проводится рефлексия, студенты обсуждают сложности и ошибки.

Следующий шаг – групповые презентации на избранную тему группой. Студенты делятся на группы по 3-4 человека и сами выбирают тему для презентации. Такое задание позволяет проанализировать использованные коммуникативные приемы и техники, научить студентов работать в команде.

В процессе обучения технологии самопрезентации особое внимание уделяется теме трудоустройства. При этом отрабатываются следующие элементы.

  1. Написание резюме. Студентам разъясняется что резюме - это описание способностей человека, которые делают его конкурентоспособным на рынке труда. Оно должно отображать три основных качества, требуемых от сотрудника: образованность, продуктивность и неограниченность способностей. В процессе обучения студенты пишут резюме, затем анализируют и обсуждают их в группах.
  2.  Написание сопроводительного письма, которое является неотъемлемой дополнительной частью резюме.
  3. Прохождение собеседования или интервью. Преподаватель вместе со студентами прорабатывают примерные ответы на вопросы, которые используются при собеседовании. Проводится игра, где студенты играю роли кандидата, интервьюера и наблюдателя.

В результате проведенных занятий студенты осознают важность умения презентовать себя. Они научились более свободно выступать перед аудиторией, научились составлять резюме и деловые письма; научились правильно презентовать себя, отвечать на вопросы.

Нельзя не отметить, что обучение технологии самопрезентации позволяет сформулировать у студентов коммуникативные навыки, которые лежат в основе таких профессиональных компетенций, как умение работать в команде, организовывать работу и принимать решения, нести ответственность за результат выполнения заданий. Учитывая минимальные затраты и достаточно простые приемы, используемые в процессе обучения, можно говорить о  возможности введения данной технологии во многих профессиональных учебных заведениях, что поможет не только выпускникам, при дальнейшем устройстве на работу, но и создаст хороший имидж учебному заведению.

_____________________________________________________________________-

[1]Семёнова Л.Н. Технология самопрезентации: учебно-методический комплекс / Л.М. Семёнова: под ред. К.В. Киуру. - Челябинск: Из-во ЮУрГУ. - 2005.стр 38.

[2]Луговская М. Ю. Теоретический анализ разработки проблемы обучения самопрезентации в исследованиях отечественных ученых // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1752-1755.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*