Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

«Как стать личностью»: технология поддержки социального становления обучающихся в ГБПОУ «Урюпинский агропромышленный техникум»

08.04.2016 703 1296
Евстропова Ирина Александровна
Евстропова Ирина Александровна, преподаватель

Урюпинский агропромышленный техникум

В материалах модернизации образования провозглашается компетентностный подход как одно из важных концептуальных положений содержания образования.

Авторы стратегии модернизации содержания общего образования, основываясь на зарубежном опыте, проводят следующие базовые компетентности:

  • компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;
  • компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);
  • компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации);
  • компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.);
  • компетентность в сфере культурно - досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

Позитивное содержание компетентностей можно рассматривать как социальный заказ современного российского общества. Современное общество требует от человека не только политехнизма знаний, высокого культурного уровня, глубокой специализации в различных областях науки и техники, но и умения жить, сосуществовать в обществе. Основными параметрами личностного развития подростка на сегодняшний день можно считать его ориентацию на общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, креативность, активность, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях. Уровень развития этих качеств можно рассматривать как показатель сформированности социальной компетентности и социального становления личности.

Создание условий для формирования и развития этих качеств все чаще рассматривается как важнейшая задача системы образования.

Решить эту задачу можно, только получив возможность создавать в социальной среде обитания подростка ситуаций, требующих от них самостоятельного, осознанного выбора вида действия и уровня деятельности, ценностей и целей, мотивов и способов поведения, проб на выстраивание разнообразия круга общения, требующих творческого проявления как групповых, так и индивидуальных коммуникативных навыков.

Техникум  может это сделать, создав систему партнерских отношений различных  институтов и организаций общества, координируя воспитательные воздействия педагогов – участников воспитательного процесса и максимально расширив возможности участия самого подростка в развитии навыков социального взаимодействия и социальной адаптации.

Технология проектирования социального становления личности представляет способ организации деятельности обучающихся в группе и в местном сообществе через самостоятельную работу обучающихся по выстраиванию шкалы (графика) своего развития.

Технология решает следующие задачи:

  • о создании оптимальных условий для личностного самоопределения и самореализации личности, для формирования социальных компетентностей;
  • педагогические руководства процессом личностного самоопределения и самореализации личности, стимулирование процесса личностного роста и интеграции воспитательных воздействий различных субъектов воспитания и социального развития детей и подростков.

Концептуально технология исходит из теории социализации -  идентификации личности Д.И. Фельдштейна, по которой в социальном становлении ребенка можно выделить несколько этапов – циклов. Педагогическое значение развития ребенка по этим циклам связано с расширением личностно-значимых для него ценных жизненных смыслов, социальных мотивов, переживаний, событий, восприятия окружающего мира, других людей, себя самого, возрастанием прав и свобод личности в сочетании с расширением социальных обязанностей и ответственности. В деятельности подростка это выражается в расширении круга проблем, которые человек стремится решить и круга людей, с которыми взаимодействует личность, в способах созидательной деятельности. Подбирая, определяя, логически выстраивая формы и виды деятельности, анализируя собственное развитие на каждом этапе, подросток и педагог создают условия для оптимального социального становления личности и развития всех видов компетентности.

Педагогическое руководство развитием личности представляется на каждом этапе как специальная организация значимой деятельности, стимулирование расширения значимых для воспитанника жизненных смыслов, социальных мотивов, переживаний, восприятия окружающего мира, других людей, самоанализа, включение в процесс родителей и других субъектов социального становления.

Акцентируя организуемую на каждом этапе круга деятельности на социальное становление воспитанников, можно выделить на каждом этапе следующие задачи:

  • естественно-культурные: создание условий и возможностей для физического развития личности в соответствии с возрастными и половыми особенностями и в соответствии с нормами общества;
  • социально-культурные: создание условий для интеллектуального и духовного развития, интересов и способностей, творческого, художественного и гносеологического потенциала, формирования гуманистической ориентации ценностно-смысловой сферы;
  • социально-психологические: создание условий для самопознания, самоопределения, самореализации, саморазвития личности в соответствии с индивидуальными личностными особенностями.

В качестве целей и результатов воспитания технология рассматривает рост реального социального опыта обучающихся и формирование социально-мировоззренческих компетентностей как совокупности социальных знаний, «набора» социальных ролей и навыков социально адекватного поведения.

Компетентность – интегральная (совокупная) характеристика интериоризированных личностью знаний, умений и навыков, проявляемых как способность и готовность личности к самостоятельным выборочным и проектировочным действиям при решении различных поведенческих и действенно-практических задач.

Исходя из развития основных (действенно-практической, познавательно-мировоззренческой и эмоционально-волевой) сторон личности компетентности можно представить как способ критериальной оценки развития личности.

Практическим результатом реализации технологии на каждом этапе являются:

  • «видимое» расширение социального опыта подростка в его общественных связях, разнообразии социальных действий;
  • рост социальной и личностной активности;
  • рост актуальных социальных знаний, умений и навыков;
  • наличие четкой перспективной линии развития (карьерных и образовательных планов).

Организационные задачи социального становления подростка на каждом этапе решаются следующими технологическими обеспеченными шагами и условиями:

  1. Педагогическая диагностика способностей и особенностей личностного развития, уровня социальных компетентностей и самопознания интересов и возможностей (самоопределение и самопознание личности);
  2. Выбор видов, форм и уровня видов деятельности, оптимального круга общения в ученическом коллективе, в группе, индивидуально (опыт группового общения и взаимодействия);
  3. Социально-психологические тренинги;
  4. Социально-ориентированная деятельность в сообществе (через индивидуальные и групповые проекты);
  5. Педагогический и личностный анализ результатов развития на каждом этапе.

Технология основана на трех взаимодополняющих друг друга элементах:

  1. Специальные тренинговые занятия, формирующие важнейшие социальные и мировоззренческие компетентности учащихся;
  2. Индивидуальная работа обучающихся по выстраиванию шкалы (графика) развития;
  3. Проектная деятельность в социуме.

Технология на практике реализуется как программа «Как стать личностью». Она может быть использована как основа деятельности группового коллектива или в тьюторском сопровождении групп обучающихся.

(Тьюторство – система сопровождения развития ребенка. Подразумевает взаимодействие опытного человека, который что-то умеет делать (знает, как сделать), и новенького).

 

Оригинал работы: «Как стать личностью»: технология поддержки социального становления обучающихся в ГБПОУ «Урюпинский агропромышленный техникум»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*