Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ настоящее время проблема сиротства является одной из самых актуальных. Наблюдается рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. Лишь небольшое число этих детей остались без попечения в результате смерти родителей. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях. Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются: падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих аморальный образ жизни. В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особое социальное сопровождение и помощь, представляемые государством.
Защита прав и интересов детей-сирот, создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе является задачей государственной важности.
Разрабатываются и внедряются новые инновационные социально-педагогические технологии и программы, позволяющие совершенствовать процесс социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения равных возможностей с другими социальными группами. Важная роль в реализации социально-педагогического сопровождения и поддержки детей-сирот отводится учебным заведениям, которые имеют все возможности для реализации защиты, поддержки личностного и профессионального становления студентов-сирот, их дальнейшей интеграции в общество и профессиональную деятельность.
Надеемся, что данные материалы и рекомендации будут полезны участникам воспитательного процесса и всем тем, кто работает с социальноуязвимыми категориями студентов.
Основные термины и понятия
Адаптация социальная (от лат. «adapto» – приспособляю) – 1) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; 2) результат этого процесса.
Дезадаптация – противоположный процесс.
Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения родителей, в случаях раздельного проживания родителей с детьми, а также которые обнаружены брошенными, и в других случаях отсутствия родителей.
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – лица в возрасте от 18 до 23 лет, имевшие к моменту достижения ими возраста 18 лет статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо основания для его приобретения и впоследствии не утратившие эти основания.
Государственное обеспечение – комплекс установленных государством мер, направленных на материальное обеспечение условий для реализации основных прав и удовлетворения жизненно важных нужд и потребностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Социально-педагогическая поддержка это:
Социально-педагогическая и психологическая служба совместно с финансовым подразделениями техникума решает следующие задачи:
а) своевременно обращается в суд с заявлением о замене взыскателя; либо с заявлением о взыскании расходов в порядке приказного производства; либо с исковым заявлением о взыскании расходов;
б) своевременно информирует суд об изменении сумм расходов, подлежащих взысканию; об изменении банковских реквизитов техникума;
в) направляет в суд заявление о возбуждении уголовного дела в отношении обязанного лица, которое не возмещает расходы более трех месяцев в течение года.
Основные подходя к сопровождению и поддержке студентов-сирот в техникуме
Работа по социально-педагогическому сопровождению и поддержке студентов-сирот в техникуме должна быть направлена на то, чтобы студент-сирота решал свои проблемы самостоятельно.
Важно с первого дня обучения в техникуме относиться к студентам-сиротам не как к объектам, а как к активным субъектам адаптационного процесса. Необходимо учитывать особенности процесса социальной адаптации, который включает в себя три основных этапа:
Первый этап. Первый месяц обучения в техникуме – этап первичной социальной адаптации, для которого характерно вхождение студента-сироты в новые социальные группы и построение межличностных отношений в них.
На этом этапе важны просвещение и координация деятельности всех участников воспитательного процесса по предупреждению трудностей у студентов-сирот при переходе от регламентированной системы жизнедеятельности к свободной (отсутствие жесткого контроля и регламента жизни, отношений «ведущий-ведомый»). Студентов-сирот знакомят с традициями техникума, нормами взаимоотношений в нем, основными правами и обязанностями студентов и преподавателей. Важно, чтобы студенты-сироты поняли, что эти нормы едины для всех. Помимо информации о режиме работы техникума и общежития необходимо рассказать куда, к кому и по какому вопросу студенты-сироты могут обратиться. К работе с новичками можно подключить сирот-старшекурсников, которые окажут помощь в обучении жизни в новых условиях.
Второй этап. Вторая половина первого семестра обучения (конец первого полугодия) характеризуется кризисными моментами в социальной адаптации студентов-сирот. Происходит активное вхождение студентов сирот в систему межличностных отношений, возникают трудности в учебной деятельности, что выражается в резком снижении мотивации к учебе и возникновении конфликтов.
У студентов-сирот возникает протест против новых условий жизни, им не хватает умения общаться, снижается успеваемость. Специалисты социально-педагогической и психологической службы вуза проводят совещание по результатам успеваемости, учебных пропусков и исследований первого этапа адаптации и вырабатывают совместно с классными руководителями и воспитателями общежитий рекомендации по преодолению трудностей в адаптации студентов-сирот.
Третий этап. На третьем этапе адаптации происходит преодоление кризисного момента. В течение второго семестра обучения наблюдается повышение благополучия взаимоотношений в группе, появляется удовлетворение ими.
Очень важно наличие четырех систем - условий, реализация которых приводит к успешным результатам социальной адаптации студентов-сирот в техникуме:
При работе с первокурсниками-сиротами необходимо формировать у них навыки самостоятельности и целеполагания. В адаптационный период необходимо обратить внимание:
В соответствии с задачами адаптационного процесса можно использовать следующие методы и формы социально-педагогического сопровождения и поддержки сирот-первокурсников: первичная диагностика и сбор сведений о поступившем студенте-сироте, тестирование, анкетирование, индивидуальная беседа, консультации педагога социального, педагога-психолога, юриста, социально-педагогический патронаж проживающих в общежитии, участие в работе центров, клубов и кружков.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.