Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Социально-педагогическое сопровождение и поддержка студентов в техникуме

08.04.2016 2105 3659
Евстропова Ирина Александровна
Евстропова Ирина Александровна, преподаватель

Урюпинский агропромышленный техникум

В настоящее время проблема сиротства является одной из самых актуальных. Наблюдается рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. Лишь небольшое число этих детей остались без попечения в результате смерти родителей. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях. Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются: падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих аморальный образ жизни. В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особое социальное сопровождение и помощь, представляемые государством.

Защита прав и интересов детей-сирот, создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе является задачей государственной важности.

Разрабатываются и внедряются новые инновационные социально-педагогические технологии и программы, позволяющие совершенствовать процесс социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения равных возможностей с другими социальными группами. Важная роль в реализации социально-педагогического сопровождения и поддержки детей-сирот отводится учебным заведениям, которые имеют все возможности для реализации защиты, поддержки личностного и профессионального становления студентов-сирот, их дальнейшей интеграции в общество и профессиональную деятельность.

Надеемся, что данные материалы и рекомендации будут полезны участникам воспитательного процесса и всем тем, кто работает с социальноуязвимыми категориями студентов.

Основные  термины и понятия

Адаптация социальная (от лат. «adapto» – приспособляю– 1) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; 2) результат этого процесса.

Дезадаптация – противоположный процесс.

Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения родителей, в случаях раздельного проживания родителей с детьми, а также которые обнаружены брошенными, и в других случаях отсутствия родителей.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – лица в возрасте от 18 до 23 лет, имевшие к моменту достижения ими возраста 18 лет статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо основания для его приобретения и впоследствии не утратившие эти основания.

Государственное обеспечение – комплекс установленных государством мер, направленных на материальное обеспечение условий для реализации основных прав и удовлетворения жизненно важных нужд и потребностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Социально-педагогическая поддержка это:

  • один из видов социально-педагогического патронажа как целостной и комплексной системы социально-педагогической поддержки и помощи, осуществляемой в рамках деятельности социально-педагогической и психологической службы;
  • создание условий для успешной адаптации и социализации личности студента, восстановление потенциала саморазвития, эффективное выполнение своих основных функций;
  • социально-педагогическое сопровождение представляет собой целостную систему, состоит из компонентов, которые одновременно являются его этапами.

Социально-педагогическая и психологическая служба совместно с  финансовым подразделениями техникума решает следующие задачи:

  • выявляет студентов, находящихся в социально-опасном положении, при необходимости ходатайствует о признании их нуждающимися в государственной защите, в том числе уже имеющих этот статус в предыдущем учреждении образования (ознакомление с документами вновь поступивших, запрос в предыдущее учреждение образования, анкетирование, психолого-педагогическое тестирование студентов, индивидуальные беседы, сбор сведений о родителях, об условиях проживания, о посещаемости занятий, анализ причин совершения правонарушений и т. д.);
  • выполняет функции взыскателя расходов, затраченных государством на содержание и обучение таких студентов, а именно:

а) своевременно обращается в суд с заявлением о замене взыскателя; либо с заявлением о взыскании расходов в порядке приказного производства; либо с исковым заявлением о взыскании расходов;

б) своевременно информирует суд об изменении сумм расходов, подлежащих взысканию; об изменении банковских реквизитов техникума;

в) направляет в суд заявление о возбуждении уголовного дела в отношении обязанного лица, которое не возмещает расходы более трех месяцев в течение года.

Основные подходя к сопровождению и поддержке студентов-сирот в техникуме

Работа по социально-педагогическому сопровождению и поддержке студентов-сирот в техникуме должна быть направлена на то, чтобы студент-сирота решал свои проблемы самостоятельно.

Важно с первого дня обучения в техникуме относиться к студентам-сиротам не как к объектам, а как к активным субъектам адаптационного процесса. Необходимо учитывать особенности процесса социальной адаптации, который включает в себя три основных этапа:

Первый этап. Первый месяц обучения в техникуме – этап первичной социальной адаптации, для которого характерно вхождение студента-сироты в новые социальные группы и построение межличностных отношений в них.

На этом этапе важны просвещение и координация деятельности всех участников воспитательного процесса по предупреждению трудностей у студентов-сирот при переходе от регламентированной системы жизнедеятельности к свободной (отсутствие жесткого контроля и регламента жизни, отношений «ведущий-ведомый»). Студентов-сирот знакомят с традициями техникума, нормами взаимоотношений в нем, основными правами и обязанностями студентов и преподавателей. Важно, чтобы студенты-сироты поняли, что эти нормы едины для всех. Помимо информации о режиме работы техникума и общежития необходимо рассказать куда, к кому и по какому вопросу студенты-сироты могут обратиться. К работе с новичками можно подключить сирот-старшекурсников, которые окажут помощь в обучении жизни в новых условиях.

Второй этап. Вторая половина первого семестра обучения (конец первого полугодия) характеризуется кризисными моментами в социальной адаптации студентов-сирот. Происходит активное вхождение студентов сирот в систему межличностных отношений, возникают трудности в учебной деятельности, что выражается в резком снижении мотивации к учебе и возникновении конфликтов.

У студентов-сирот возникает протест против новых условий жизни, им не хватает умения общаться, снижается успеваемость. Специалисты социально-педагогической и психологической службы вуза проводят совещание по результатам успеваемости, учебных пропусков и исследований первого этапа адаптации и вырабатывают совместно с классными руководителями и воспитателями общежитий рекомендации по преодолению трудностей в адаптации студентов-сирот.

Третий этап. На третьем этапе адаптации происходит преодоление кризисного момента. В течение второго семестра обучения наблюдается повышение благополучия взаимоотношений в группе, появляется удовлетворение ими.

Очень важно наличие четырех систем - условий, реализация которых приводит к успешным результатам социальной адаптации студентов-сирот в техникуме:

  1. Информационная система, в которой студент-сирота имеет право и должен получать достоверную информацию по всем волнующим его вопросам. Важно научить его самостоятельно добывать информацию и анализировать ее.
  2. Свобода выбора, которая связана с развитием ответственности за собственный выбор. Это достигается через конструктивное взаимодействие взрослых со студентами-сиротами, а также через совместно создаваемый и принятый преподавателями и студентами образ жизни вуза, развитие ответственности студентов-сирот, т. е. предоставление им возможности отвечать за последствия своего свободного выбора.
  3. Принятия себя, которая предполагает осознание студентом-сиротой своей индивидуальности, своих достоинств и недостатков, формирует положительное отношение к себе и окружающим.
  4. Привития нравственно-этических навыков поведения, что предполагает активное усвоение студентом-сиротой навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками, которые характерны для партнерских взаимоотношений и исключают манипулирование партнером по общению.

При работе с первокурсниками-сиротами необходимо формировать у них навыки самостоятельности и целеполагания. В адаптационный период необходимо обратить внимание:

  • на формирование самостоятельности в принятии решений;
  • формирование готовности преодолевать трудности, стрессы, умение противодействовать социальной среде и отдельным людям;
  • умение коммуникативно адаптироваться в незнакомом коллективе;
  • готовность постоянно учиться и переучиваться, повышать свой профессиональный уровень;
  • владение приемами саморегуляции и самоконтроля.

В соответствии с задачами адаптационного процесса можно использовать следующие методы и формы социально-педагогического сопровождения и поддержки сирот-первокурсников: первичная диагностика и сбор сведений о поступившем студенте-сироте, тестирование, анкетирование, индивидуальная беседа, консультации педагога социального, педагога-психолога, юриста, социально-педагогический патронаж проживающих в общежитии, участие в работе центров, клубов и кружков.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*