Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Анализ социализации и адаптация обучающихся первого курса техникума

08.04.2016 1654 2765
Евстропова Ирина Александровна
Евстропова Ирина Александровна, преподаватель

Урюпинский агропромышленный техникум

Начало учебного года  начинается  со  знакомства с обучающимися, как индивидуально,  так и с группами  в целом. Много времени уделяется процессу адаптации. Так как процесс адаптации сложен для обучающихся. Потому что,   начинается этап  самостоятельной  жизни.   Переход  к  самостоятельной  жизни – важный  момент  в жизни  любого  молодого  человека.  Среди  обучающихся имеются  дети  из  разных семей и дети-сироты, которые пришли из   учреждений  интернатного  типа.  Этот переход к независимой  жизни  связан  с серьёзными  стрессами. Вчерашним  выпускникам  средних школ и  детских домов необходимо  привыкнуть  к самостоятельному существованию, к ответственности  за свою  жизнь. Как  и любые  подростки,  они  стараются  разобраться  в себе, определить  свой  путь.  Но  самостоятельная, взрослая  жизнь  ставит  перед  ними  проблемы, к которым  в реальности  они  оказываются  не всегда  готовыми.Вхождение их  в самостоятельную  жизнь  сопровождается   сложностями и  не  всегда  может проходить успешно. Причины  возникновения  трудностей вхождения  ребёнка  в систему  социальных  отношений могут  быть  совершенно  разными. Прежде  всего,  они  связаны  с неадекватным  восприятием обучающихся  тех  требований,  которые  предъявляет  социум.  В  связи с этим мы ставим перед собой следующие цели и задачи.

Цель: создать условия для успешной социализации и  адаптации обучающихся  для успешного процесса обучения и приобретения  профессии.

Задачи: учет индивидуальных личностных особенностей обучающихся, повышение сплоченности группы, создание благоприятной атмосферы в формировании коллектива,

сокращение эмоциональной дистанции между  обучающимися  группы, между преподавателями  и  обучающимися,  стимуляция общения.

Данные задачи  реализуем  через такие формы работы с обучающимися и преподавателями как: психодиагностику, индивидуальные занятия,  индивидуальные беседы, индивидуальные консультации, групповые занятия и тренинги.

По результатам  первого семестра 2015-2016 учебногогода можно представить следующие результаты:

Рис. Адаптация обучающихся из детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

По рисунку  видно, что  по результатам первой  диагностики адаптация  обучающихся проходит  успешно у 81% обучающихся, но  имеются обучающиеся, которым труден процесс адаптации в учебном заведении и им нужен  индивидуальный подход и они  составляют  19%.

После диагностики анкеты №1 были даны рекомендации классным руководителям групп, преподавателям для организации работы с данными обучающимися: обучающимся с трудностями в адаптации требуется индивидуальный подход, щадящая обстановка, использование педагогических  приемов создания ситуаций успеха и вовлечение в общую деятельность,   и  жизнь  группы,    проведение внеклассных мероприятий для сплочения коллектива. Проводилась индивидуальная психологическая  работа с обучающимися через такие формы работы, как: индивидуальные беседы и сопровождение, консультации и занятия, направленные на ускорение процесса адаптации, снятия эмоционального напряжения (арттерапия и релаксация); групповая работа на сплочение группы проводилась через такие формы работы, как: тренинги на ускорение процесса адаптации и сплочение коллектива;  индивидуальная работа с обучающимися, проживающими в общежитии через такие формы как: индивидуальные беседы и консультации. Затем проводилась вторая диагностика на выявление динамики процесса адаптации у обучающихся  по анкете № 2. По результатам диагностики  анкеты № 2видно, что динамика есть. Изменения произошли в лучшую сторону. 89% обучающихся   адаптировались к условиям образовательного учреждения, но так же нужно учесть, что все же имеются обучающиеся у которых имеются трудности в адаптации и их 11%. С  такими обучающими проводится постоянная индивидуальная работа и контроль, как классного руководителя,  так и психолога. Для индивидуального подхода к обучающимся проводилась диагностика личностных особенностей обучающихся по таким методикам, как: «Акцентуаций характера» (Леонгарда, Шмишека), «Общетипологической типологии личности» (Г.Айзенка) и Самооценка по Дембо-Рубинштейну, Тест М.Люшера.

Проводится ознакомление классных руководителей и преподавателей с результатами диагностики, после чего они получают  рекомендации  для дальнейшей работы с такими детьми. Так как специалисты, работающие с  обучающимися, далеко не всегда обладают достаточными знаниями, умениями и навыками в данной  сфере работы с такой категорией детей. Поэтому нужна совместная активная работа всего коллектива.

Результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий трудности, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу [1, с. 25].

В ГБПОУ «Урюпинский агропромышленный техникум» весь  педагогический коллектив задействован в работе с обучающимися. Следовательно, осуществляется активное взаимодействие обучающихся с педагогическими работниками, а чем активнее ребенок включается в социокультурную среду, тем меньше он «уходит в себя», меньше надеется на чью-то постороннюю помощь, а все больше привыкает рассчитывать на себя и для достижения благополучия делает ставку на определение цели, на активное участие в общественной жизни, на собственные способности, на инициативность, находчивость, отзывчивость, на чуткость, честность и принципиальность.

Социально-культурная адаптация является базой социализации личности обучающихся, их адаптации к активной творческой деятельности и в целом саморазвития, самовыражения и самореализации. Решение проблем социокультурной адаптации представляет собой социальную ценность, укрепление которой - важнейшая задача любого цивилизованного общества [3.с.5].

Литература

  1. Дименштейн, Р.П., Кантор, П.Ю., Ларикова, И.В. «Особый» ребенок в России. Как реализовать его права на образование и реабилитацию [Текст] // Социально-педагогическая интеграция в России / под ред. А.А.Цыганок. - М.:Теревинф, 2006. - С. 71.
  2. Зайцев, Д.В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Д.В. Зайцев // - Педагогика. - 2003. - №1. - С. 21-30.
  3. Лапшина, М.Ю.Адаптация детей,  как социокультурная проблема [Текст] / М.Ю.Зайцев / / - Социология культуры.-2012.- С.5.

 

Оригинал работы: Анализ социализации и адаптация обучающихсяпервого курса техникума




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*