Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Игра как средство развития младших школьников группы педагогического риска

08.04.2016 879 1324
Бухтиярова Надежда Васильевна
Бухтиярова Надежда Васильевна, заведующий отделением

Мезенский педагогический колледж

Забота о здоровье и гармоничном развитии обучающихся предполагает создание адекватных условий обучения и воспитания, учитывающих индивидуальные особенности, общие и специальные способности школьников.

Несмотря на значительную активизацию процесса разработки и внедрения методических и организационных подходов к сохранению здоровья обучающихся, формированию и развитию различных педагогических технологий, проблема охраны здоровья подрастающего поколения, создания адекватных педагогических условий для их развития становится все более актуальной в связи с наблюдаемым ростом нервно-психологических заболеваний и функциональных расстройств. Особого внимания требует решение данной проблемы в начальных классах, в которых формируются основные стереотипы учебной деятельности и межличностных отношений, закладывается фундамент школьной успешности, воспитывается отношение к учебному труду.

Школа представляет собой образовательную систему, которая имеет свою структуру, состоит из определенных взаимосвязанных элементов (режимные моменты, организационные методические аспекты, психолого-педагогическое сопровождение и др.) взаимодействие которых направлено на достижение общих целей обучения, воспитания и развития личности.

Все элементы образовательной системы не просто включены в процесс взаимодействия, их главная особенность – взаимодействие, направленное на достижение указанных целей.

Развитие школьника как личности – важнейшая цель и задача любой образовательной системы. В современной школьной практике развитие не всегда понимается как комплексная задача. Традиционно происходит распределение интеллектуального и личностного аспектов при этом проблемам интеллектуального развития придается большее значение. Задача развития зачастую подменяется передачей знаний учащимся, которая к тому же не всегда правильно организуется учителем, не побуждает ученика к деятельности.

Классы коррекционно-развивающего обучения позволяют создать адекватные условия обучения и воспитания, способствующие максимальному усвоению программы в соответствии с интеллектуальным уровнем и индивидуальными особенностями каждого ученика, дают возможность усовершенствовать образовательную модель внешней дифференциации.

Несмотря на различные нововведения, остаются неизменными главная стратегическая задача школы (сохранение здоровья детей на основе использования здоровьесберегающих технологий обучения) и главный принцип организации учебно-воспитательного процесса – принцип адекватности обучения.

К сожалению, в последнее время в школу приходит все больше детей с низким уровнем школьной зрелости, с первых дней испытывающих трудности в учении и освоении социальной роли ученика, имеющих повышенный риск школьной дезаптации. В работе с проблемными детьми, или, как еще их называют, «детьми недоигранного детства», «недолюбленными детьми», учитель на первое место выдвигает не традиционную задачу – дать знания, а создает условия для полноценного развития, расширения возможностей в приобретении знаний. Развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи), эмоционально-волевой сферы личности происходит у таких учеников в замедленном темпе. Слаборазвитая производительная сфера не позволяет им полноценно осуществлять напряженную учебную деятельность, так как они быстро устают. Причина – задержка психического развития, при которой ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных игровых интересов.

Где же выход? Он лежит на поверхности. Любой человек выполняет с удовольствием ту работу, которая ему интересна. Ребенок с интересом играет. Значит надо использовать игру как самый важный инструмент активизации познавательных способностей ребенка, его развития. Талантливый русский педагог П.Ф. Каптеров, подчеркивая важность использования игры в педагогическом процессе, писал: «Детей, отстающих в своем развитии от других по разным причинам… тугих на развитии, медленных в соображениях, … не совсем хорошо понимающих всякого рода отвлеченности, - таких детей много…

Такие дети в школе без игр вместо того, чтобы развиваться, будут тупеть, прозябать, проводить время в ничегонеделании. Если учитель будет настолько искусен, что занятия по учению до некоторой степени свяжет с играми, если он ухитрится смягчить таким детям резкость перехода от свободной энергичной игры. Требующей непременного участия телесной деятельности к отвлеченному, связанному с неподвижностью, с сидением учению, то он получит в свои руки ключ к раскрытию способностей таких детей, он может руководить их развитием и оказать существенно важные, неоценимые услуги, которые отразятся самым благотворным образом на всей их последующей жизни…» Он подчеркивал, что в играх воспитываются внимание, наблюдательность, сообразительность, развиваются органы чувств, совершенствуются мышление и логические операции.

«Эпоха детства» - так называл Д. Б. Эльконин два следующих друг за другом и тесно связанных периода в детском развитии – дошкольный и младший школьный. На их рубеже (в шесть – семь лет) у учеников не только появляются новые психологические образования и изменяется социальная ситуация развития, но и происходит смена видов деятельности – игровая деятельность уступает место учебной. Конечно же, это не значит, что в школе дети перестают играть. Игры продолжают занимать одно из значительных мест в жизнедеятельности ребенка (особенно проблемного).

Желание играть и учиться мирно сосуществуют у учеников на протяжении всего младшего школьного возраста. Ш.А. Амонашвили утверждает, что именно эта потребность в играх реализует не только разнообразные впечатления и знания, но и открывает возможность педагогам и родителям для использования мощнейшего потенциала игры в целях оптимизации процесса образования школьников.

Если с приходом ребенка в школу сразу поставить его в условия собственно учебной деятельности, то это может привести к тому, что он либо быстро включится в учебную деятельность, либо растеряется перед непосильными задачами, потеряет веру в себя, начнет негативно относиться к школе и учению.

Современные ученые – педагоги считают, что игра является не только и не столько способом получения новых знаний, сколько инструментом для обобщения опыта ребенка, средством пробуждения у школьников умения мыслить, желания познавать мир. Игра мобилизует умственные возможности учеников, развивает и организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий.

В работе с учениками классов КРО следует широко использовать дидактические игры, построенные как на учебном, так и не на учебном материале. Они включаются педагогом в структуру любого урока по любому предмету, а также в режим работы группы продленного дня. Чтобы осуществлять учебную деятельность, ребенок должен владеть такими общеучебными интеллектуальными умениями, как:

- наблюдать, слушать и слышать;

- классифицировать и обобщать;

- осуществлять самоконтроль.

Для развития умения слушать и слышать широко используются дидактические игры по обучению грамоте и чтению, такие, как «Испорченный микрофон» (при произношении слова учитель на одном из слогов «выключает звук или слог» - кар(ти)на, (бо)лото, а дети называют пропавший слог или все слово); «Чудесный мешочек» (ученик достает игрушку из мешочка, произносит её название по слогам, называет количество слогов и ударный слог).

Развитию умения классифицировать способствует задание «Кто поможет Буратино?»: «Мальвина попросила Буратино разделить геометрические фигуры на группы. По какому признаку их можно разделить?»

При выполнении таких упражнений ученики оживляются, так как задания даны не в сухой учебной форме, а в живой, сказочной, с присутствием любимых персонажей.

С целью развития умения проводить обобщение и формирования навыка самоконтроля детям можно предложить следующие задания.

- Папа Карло отправил Буратино в школу. Перечислите, какие предметы Буратино положил в ранец? Сосчитайте их. На какие группы их можно распределить? (Игрушки и школьные принадлежности.) Какой предмет лишний? (Яблоко.) Почему? (Оно не относится ни к игрушкам, ни к школьным принадлежностям.)

- Ребята, я пытаюсь доказать Незнайке, что он допустил много ошибок при решении этих примеров, но он меня не слушает. Может, вам поверит. Попробуйте! Для этого нужно самому решить каждый из примеров.

Во внеклассной работе игра должна стать основным средством воспитания младших школьников. Особенно игра важна в группе продленного дня, так как ученики проводят целый день в одном коллективе в условиях достаточно напряженной учебной деятельности, испытывают естественное утомление, напряжение, а порой и раздражение.

В группе продленного дня расширяются возможности для использования игр с объемным оборудованием, на которые можно выделить большое количество времени. При этом учащиеся могут больше двигаться и располагаться в пространстве класса не только за партой, но и свободно, разбиваясь на группы, пары, как того требует условие игры. Пример такой игры под названием «Лото слов».

Ученики делятся на группы по 5 – 6 человек; занимают места на диване, на ковре; каждая группа получает карту с 5 – 6 словами и отдельные карточки с теми же словами. Каждый ученик читает слово на карте и, отыскав такое же среди карточек, закрывает им слово на карте. Побеждает группа, которая первой закроет все слова на своей карте.

Взрослея, дети не утрачивают интереса к игре. Но она облачается в новую форму. В III – IV классах эта игра принимает вид эстафеты, поединка грамотеев, соревнований «Кто скорее?», «Кто больше?», «Угадай-ка!».

Игры должны пронизывать весь учебный процесс. Поэтому играть с учениками нужно и на переменах, так как у детей группы риска слабо развита эмоциональная сфера. Одна из таких игр называется «Гостьюшка». Ребенок-водящий выходит за дверь, а дети-гости задумывают какое-либо движение. Водящий входит в помещение и говорит: «Здравствуйте, гости дорогие! Где были, что делали?» Дети-гости отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем!» - и изображают мимикой, жестами, пантомимой задуманное действие. Такая игра развивает способность понимать эмоциональное состояние других и адекватно выражать свое мнение посредством жестов и пантомимы, пробуждает интерес школьников друг к другу. Игровые обязательства, добровольно принятые ими друг перед другом и перед учителем, обеспечивают повышение внимательности и работоспособности.

Большим потенциалом в плане воспитания у учеников интеллектуальной активности, любознательности, развития познавательной сферы располагают интеллектуальные игры – аналоги телевизионных программ «Поле чудес», «Что, где, когда?» и др. При их проведении создаются условия для взаимодействия и взаимопомощи, сплочения участников игры (нередко у учеников именно после игры завязывается дружба), выявления их личностных качеств, развития воображения, возможности импровизации и получения мощного положительного эмоционального заряда. Часто в такой игре ученики раскрываются, так как именно здесь оказываются востребованными те положительные качества или знания, которые на уроках и в обыденной жизни не проявляются или не находят применения.

Таким образом, игра для младших школьников группы педагогического риска имеет огромное значение как средство развития личности. В дидактических играх значительно легче и интереснее происходит усвоение новых знаний, развивается память, внимание, мышление, речь. В интеллектуальных играх расширяется кругозор, развивается доказательная речь, умение общаться.

В сюжетно-ролевых играх развивается речь, фантазия, воображение, воспитывается уверенность в себе, усваиваются определенные нормы взаимоотношений со сверстниками, закрепляются устойчивые нравственные качества личности, происходит усвоение социального опыта взрослых. Именно в игре и создается зона ближайшего развития ребенка. Игра делает доступным для сознания ребенка весь спектр отношений в обществе (личностные, правовые, производственные) и наиболее полно раскрывает нам своеобразие развития межличностных отношений, что доказывает её значимость в их формировании.

Изучение опыта работы педагогов системы КРО (школы №2, №11, №26, №36) свидетельствует о том, что каждый учитель имеет свою энциклопедию игр, которые он предлагает ученикам в зависимости от их индивидуально-типологических особенностей и этапа коррекционно-развивающей работы.

Правильно подобранную, умело и уместно проведенную игру следует считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и урок.

Литература:

  1. Щербо, И. Н. Школьная коррекционно-развивающая служба. «Новая школа» – М, 2010.
  2. Зинченко С. Н. Почему детям бывает трудно учиться. – Киев «Радянська школа», 2000.
  3. журнал Начальная школа №3, 2007. Игра как средство развития младших школьников группы педагогического риска.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*