Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

К вопросу о коммуникативной компетентности ремесленника-предпринимателя

07.04.2016 820 1434
Карпачева Марина Игоревна
Карпачева Марина Игоревна, заведующий отделением, преподаватель

Тарко-Салинский профессиональный колледж

Формирование профессиональной и коммуникативной компетентности студентов является одной из ведущих задач модернизации Российского профессионального образования, которое нашло отражение в концептуальных документах в области долгосрочного социально-экономического развития как Российской Федерации в целом, так и отдельных регионов [7].

На современном этапе профессиональное  образование претерпевает достаточное количество реформ причиной которых послужило вступление России в Болонский процесс, необходимо интегрировать все европейские стандарты качества и создать систему общеевропейского сотрудничества в области обеспечения гарантий качества образования. Каждая профессиональная образовательная организация должна стремиться выстроить процесс подготовки своих выпускников таким способом, чтобы на выходе получить квалифицированного и востребованного профессионала на рынке труда как России так и зарубежья.[3]

Квалификация работника является базовым производственным ресурсом любого ремесленного предприятий. Таким предприятиям нужен работник с особымиличностными характеристиками. Как считают специалисты, это работник «принципиально нового типане только в профессиональном, экономическом, правовом, но и в педагогическом плане, являющийся носителем высокого… уровня профессиональной компетенции» [3]. Мы рассматриваем ремесленника, во-первых, как высококвалифицированного работника, владеющего одной из ремесленных профессий, во-вторых, выполняющего, в силу особой организации производственного процесса, функции специалиста-технолога, в-третьих, ремесленник нередко берет на себя функции организатора бизнеса, становясь предпринимателем, в этом смысле термин «ремесленник» становится равнозначен термину «ремесленник-предприниматель».

Сформулированы положения, отражающие наиболее важные особенности процесса обучения по ремесленным профессиям.

Во-первых, максимальная интеграция образовательных среднего профессионального ремесленного образования через преемственность целей, задач, содержания, методов и организационных форм обучения.

Во-вторых, это органичное соединение европейского и отечественного опыта профессионального обучения.

В-третьих, организация обучения с использованием самого современного технологического инструмента и оборудования.

В-четвертых,дидактическое единство предметов общеобразовательного и профессионального циклов, интеграция теоретического и практического обучения, с преобладанием доли последнего.

В-пятых,качественное практическое обучение на учебных моделях и реальных производственных объектах.

В-шестых, обучение предпринимательской деятельности и предпринимательскому мышлению на базе среднего профессионального образования на основе использования проектной технологии в обучении. [6]

Профессиональную компетентность ремесленника Э.Ф. Зеер подразделяет на три группы:

  • узкопрофессиональные компетенции включают специальные знания, умения, навыки и комплексы профессионально важных качеств личности и профессионально значимых психофизиологических свойств, действующие в рамках одной профессии и обсуживают операциональную сторону деятельности;
  • полипрофессиональные компетенции актуальны для группы профессий, они помогают работнику действовать эффективнее в профессиональной сфере, лучше самореализоваться, обеспечивают качество и надежность труда в рамках смежных профессий;
  • экстрафункциональные компетенции, которые не связаны с конкретными профессиональными функциями, применяются в любой профессиональной сфере [2].

Основываясь на исследованиях сущности ремесленной деятельности, можно выделить следующие компетенции ремесленника-предпринимателя применительно с целям нашего исследования:

  • корректное деловое общение с клиентами, культура и эстетика труда, проведение индивидуальных консультаций;
  • чтение технической документации;
  • умение работать индивидуально и в коллективе;
  • способность гибко перестраиваться в соответствии с изменениями профессиональных требований;
  • взаимодействие и обмен опытом с другими ремесленниками;
  • генерирование новых идей по улучшению качества товаров или услуг;
  • владение правовой информацией в области хозяйственной деятельности;
  • организация и управление малыми группами работающих;
  • использование профессиональной терминологии;
  • готовность и способность к неп­ре­рыв­но­му обучению в те­че­ние трудовой жизни[4].

Работа с клиентами заставляет  ремесленника-предпринимателя владеть высокой культурой поведения,уметь общаться с людьми,убедительно объяснять им свои действия, профессионально грамотно консультировать заказчика. Поэтому в процессе обучения ремесленника-предпринимателя необходимо предусматривать также повышение ответственности и самосознательности не только при выполнении работы, но и в общении. Своим поведением ремесленник-предпринимательявляется самой эффективной рекламой  своего ремесленного предприятия. В условиях рыночной конкуренции именно такие личностные и профессиональные качества ремесленника-предпринимателя определяют признание и успех его предприятия. Корректное, грамотное поведение гарантирует ему стабильность  профессиональной деятельности[5].

Формирование коммуникативной компетентности у будущих ремесленников требует проведения таких занятий, которые были бы направленных на развитие, формирование и моделирование навыков делового общения, что в последствии позволит им успешно адаптироваться на рынке труда и реализовать в полном объеме свои профессиональные качества.

Прежде всего для того чтобы научить и сформировать личность и профессионала, преподаватель должен представить себя в роли ремесленника-предпринимателя и осознать какими ключевыми квалификациями он должен обладать. Должен понять, что успешную коммуникацию для квалифицированного ремесленника-предпринимателя будут обеспечивать следующие речевые навыки:

  • правильно строить монологическую и диалогическую письменную и устную речь в контексте данной ситуации;
  • принимать участие в различных ситуациях общения, быстро и четко устанавливать коммуникативные контакты с клиентами и другими участниками ремесленной деятельности;
  • выстраивать свою речь таким образом, чтобы она привлекала клиентов, т. е. осуществлять рекламу своему предприятию[1].

В Тарко-Салинском профессиональном колледже обучение проходит по следующим ремесленным профессиям «Мастер отделочных (строительных) работ», «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «Автомеханик». Преподавателями и мастерами  производственного обучения активно используются различные методы и способы формирования коммуникативных навыков в рамках экспериментальной работы  по реализации инновационной модели ремесленного образования.

Мы считаем целесообразнымвести обучение ремесленников-предпринимателейучитывая межличностные связи.При организации такой учебной деятельности:

  • применяютсясмоделированные проблемные ситуации (например, как принять заказ у клиента, индивидуальная консультация с клиентом);
  • обращается внимание студентов на важность и необходимость владения навыками общения;
  • используются специальные системы заданий и упражнений, в которых формирование коммуникативных умений рассматривается как специальная производственная задача;
  • организуется коммуникативная деятельность в режиме диалога «производитель-клиент»;
  • конструируются «образ работника» и «образ руководителя» посредством ролевых игр, рефлексивных заданий на продуктивном соревновательном, профессиональном и творческом уровнях;
  • мотивация студентов направлена на изучение теоретического материала, самоподготовку, участие в семинарах, научно-практических конференциях, форумах, основанная на  внутренних потребностях и коммуникативных способностях студентов;
  • учитываются факторы профессионального и экономического воспитания как важнейшего элемента становления личностных качеств профессионала.

Образовательные технологии подготовки будущих ремесленников-предпринимателей в нашем колледже выстраиваются на основе компетентностного подхода на следующих принципах: единство образовательного, производственного и предпринимательского процессов за счет частичной включенности обучения в бизнес-среду; увеличение объема самостоятельной работы, обеспечение учебно-методическими материалами нового поколения; активное использование информационно-коммуникационных технологий; учет требований системы менеджмента качества, широкое использование проектной технологии (метода проектов) и др.[8] Такие организационно-педагогические условия подготовки ремесленников-предпринимателей позволяют выстраивать стратегию профессионального образования на основе гибкого реагирования на запросы рынка труда, сохранять социальную защищенность и профессиональную конкурентоспособность выпускников, следовательно, комплексно и качественно решать всю совокупность образовательных целей и задач.

В современном мире будущим ремесленникам-предпринимателям, которые планируют открыть свое дело достаточно сложно организовать этот процесс быстро и безболезненно. Поэтому имея устойчивые навыки профессионального общения, процесс адаптации и организации собственной профессиональной деятельности будет строиться легче.

Литература

  1. Евтюгина А.А. Формирование профессиональной коммуникации ремесленника-предпринимателя // Становление и развитие ремесленного профессионального образования в России: Тезисы докладов 2-й Междунар. науч.-практ. конф., 18-20 окт. 2004г. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2004. С. 101-102.
  2. Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности. Екатеринбург, 2002. 33 с.
  3. Зеер Э.Ф.Водеников В. А., Доронин Н. А., Зеер П. Ф., Колобков И. А. / под ред. Э. Ф. Зеера. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки ремесленников. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001. 233 с.
  4. Тидеманн Б. Базовые дидактические и методические аспекты организации учебного процесса подготовки ремесленников-предпринимателей. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та , 2008. 12-15, 33-35 с.
  5. Тидеманн Б. Некоторые понятия современной педагогики профессионального обучения в Германии/ Толкование и комментарий. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та , 2004. 37-38, 54 с.
  6. Круглый стол «Новое ремесленное образование: состояние, проблемы, перспективы»: А.В. Ефанов, Е.Д. Тельманова, Л.Ф. Беликова и др. // Образование и наука: Известия Уральского отделения РАО. 2011. № 6 (85). С. 124-142.
  7. Стратегия социально-экономического развития ямало-ненецкого автономного округа до 2020 года. Утверждена постановлением Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 декабря 2011 г. № 839. Источник: http://spb-venchur.ru/regions/123/strategyyanao.htm
  8. Ефанов А.В., Доронин Н.А. Новое ремесленное образование: проектируем будущее рабочих профессий // Профессиональные кадры новой России: сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф., 22-23 ноября 2012 г., г. Москва. М.: Издательский центр «Академия», 2012. С. 194-203.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*