Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Здоровьесберегающие технологии работы со студенческой семьей (Формирование здоровьесберегающей компетентности студентов педагогического колледжа)

02.02.2012 682 2794
Ахромеева С.Л., социальный педагог

Мезенский педагогический колледж

Одним из важнейших направлений развития современного образования является процесс гуманизации. Он подразумевает ориентацию образовательного процесса на сотрудничество учащихся и педагогов, на сохранение и укрепление здоровья, на развитие потенциала личности. Вопросы здоровья людей и нации в целом выходят на первый план как важнейший показатель при решении внутренних и внешних задач. Здоровье детей и подростков - это фундамент, на котором формируется здоровье взрослого человека. Так как гармоничное развитие личности предполагает не только достижение высокого уровня образованности, но и сохранение и укрепление здоровья, встает вопрос о значимости здоровьесберегающей деятельности в практике образования.


Здоровье учащихся наряду с их образованностью имеет смысл рассматривать в качестве основных результатов образовательного процесса. Из этого следует, что образовательный процесс должен быть здоровьесберегающим, направленным на обеспечение паритета здоровья и образованности. Следовательно, остро встает необходимость поиска компромисса между обязательностью решения образовательных задач, которые связаны с достижением требуемого уровня образованности, и необходимостью сохранения при этом здоровья участников образования.


В связи с этим имеет смысл говорить о некоторых особенностях здоровьесберегающего образовательного процесса, состоящих в следующих аспектах: решение образовательных задач с учетом состояния здоровья и с целью его сохранения; соблюдение паритета образованности и здоровья учащихся; ориентация образовательного процесса на сотрудничество педагогов и учащихся; сочетание умственной и двигательной активности на основе диагностики образовательных потребностей, уровня образованности и состояния здоровья учащихся; дифференцированный подход к осуществлению образовательного процесса в зависимости от состояния здоровья я уровня образованности учащихся; использование модульного подхода при проектировании содержания учебного материала; проектирование образовательных технологий на основе системного использования доступными педагогу средствами сохранения здоровья учащихся.


Осуществление профессиональной деятельности предполагает, что существуют требования к работнику, достаточные для выполнения соответствующих функций. Поскольку здоровьесбережение является атрибутом современного образования, то закономерно считать здоровьесберегающую деятельность аспектом профессионально-педагогической деятельности. Для реализации здоровьесберегающей работы необходимы специфические сведения, умения, определенные качества. Назовем их «готовность к здоровьесбережению». Соотнося элементы готовности с характеристиками здоровьесберегающего образовательного процесса в соответствующей деятельности педагогов, можно выделить следующие показатели готовности педагогов к здоровьесбережению учащихся: компетентность, нравственность, инициативность, педагогическое мастерство. Рассмотрим более подробно первый показатель.


Компетентность предполагает наличие у педагога необходимых знаний, в объем которых входят сведения о здоровье учащегося и его составляющих, представления об образованности, ее составляющих и уровнях, представления о соотношении здоровья и образованности, представления о функциях работника образования в условиях здоровьесберегающего образовательного процесса и его характеристиках, сведения о средствах, используемых в рамках здоровьесбережения, в том числе в преподаваемой дисциплине и т.д.


Сущность понятия «здоровьесберегающая компетентность» проявляется в проведении профилактических мероприятий и применении здоровьесберегающих технологий людьми, знающими закономерности процесса здоровьесбережения. В связи с этим имеет смысл говорить о некоторых особенностях применения здоровьесберегающих технологий. Термин «здоровьесберегающие технологии» можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья» и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.


По масштабу внедрения здоровьесберегающих технологий в работу образовательного учреждения можно выделить три степени приверженности идеям здоровьесбережения:

  • использование отдельных методов;
  • внедрение отдельных технологий;
  • комплексное использование технологий.

Неотъемлемой частью формирования здоровьесберегающей компетентности является обучение здоровью. В процессе этого обучения должны быть сформированы:

  • научное понимание сущности здоровья и здорового образа жизни; отношение к здоровью как к ценности; целостное представление о человеке;
  • навыки управления своим здоровьем;
  • знания в области профилактики вредных привычек и зависимостей, а также различных заболеваний, понимание сущности этих явлений;
  • навыки оказания первой медицинской помощи; культура межличностных отношений;
  • навыки безопасного поведения в различных жизненных ситуациях;
  • стратегии и технологии саморазвития.

Достичь этого, давая отрывочные знания в рамках некоторых образовательных дисциплин, не предоставляется возможным. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что обучение здоровью необходимо строить по специально разработанной комплексной программе.Создать свою, авторскую программу содействия здоровью субъектов образовательного процесса сложно, но для эффективной работы в данном направлении необходимо. Проектируя такую программу, целесообразно обратиться не только к научным разработкам, но и к опыту других образовательных учреждений.


Проанализировав такой опыт, легче создать модель, подходящую для конкретного учебного заведения, кроме того, можно сделать выводы, позволяющие избежать некоторых ошибок. В настоящее время в нашем Мезенском педагогическом колледже ведутся первые шаги по созданию Программы «Методологические элементы бучения здоровью в педагогическом колледже».


С целью создания Программы на заседании педагогического совета было решено принять активное участие в реализации проекта с целью повышения информированности студентов о проблемах сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни.


Необходимо отметить, что учащиеся школ приходят в колледж, имея ряд различных заболеваний и социальных отклонений. Возраст обучающихся в колледже с 14,5 до 20 лет. Сложность нашего контингента состоит в том, что из 574 студентов - 80% из сельской местности, проживающих во время учебы в съемных квартирах и общежитии, без контроля родителей. Последние годы среди студентов возросло число сирот и оставшихся без попечения родителей (30 человек), около 250человек - студенты из неполных семей. Наблюдается тенденция к увеличению социально незащищенных учащихся, а также нуждающихся в социальной поддержке. Диагностика заболеваний студентов показывает, что возросло количество хронических заболеваний, среди которых сколиоз, гастрит, сердечно-сосудистые заболевания, болезни органов дыхания. После анализа ситуации, выявления сильных и слабых сторон, выявления существующих ресурсов было решено привлечь к работе как можно больше людей.


Условно Программа формирования здорового образа жизни включает три этапа.

Первый этап – оценочно-ориентировочный, включает выявление интересов и ценностных ориентаций студентов, их вербальное и реальное отношение к здоровью и здоровому образу жизни, степень их сформированности в доколледжный период жизни. На данном этапе осуществляется расширение знаний о здоровом образе жизни, формирование ценностных ориентаций и отношений к собственному здоровью.


Второй этап – целевой, предполагает активные усилия личности по специально разработанной, совместно с педагогом схеме, углубляющей знания, практические умения и навыки по оптимизации здорового стиля жизни, воспитывающей такие социально и профессионально важные качества как самодисциплина, трудолюбие, настойчивость, самостоятельность. Субъектная позиция студентов на данном этапе вносит необходимую корректировку в реализацию программы.


Третий этап – индивидуализации и совершенствования. На данном этапе проводится работа по совершенствованию достижений, полученных на втором условном этапе, а также коррекция и исправление ошибок.


Большое значение при разработке программы имеет отношение педагогов к здоровью, так как компетентность педагога в вопросах здоровья – важная составляющая часть его профессиональной культуры, требующая постоянного пополнения психолого-медико-педагогических знаний по вопросам организации процесса, разработки и внедрения профилактических программ и здоровьесберегающих технологий.


Поэтому важной составляющей учебной и воспитательной работы в нашем колледже является сохранение и укрепление здоровья студентов как членов общества, будущих учителей и родителей. Теоретической основой преподавания, с учетом данной проблемы, выступает правильное понимание сущности здоровья, которое включает совокупность психических, физических качеств и свойств организма, а также возможность творческой реализации личности, создание полноценной семьи, рождение и воспитание здоровых детей, т.е. социальный аспект.


Важной задачей педагога является воспитание у студентов привычки обращать внимание на свой организм, анализировать свое состояние и самочувствие. Обсуждать на занятиях и в разных ситуациях факторы здоровья, которые поддаются коррекции, научить познавать свой организм. Иными словами, главная цель образования в области здоровья - знакомство с самым тонким инструментом познания окружающего мира - с самим собой.


Правильность выбора пути к здоровью и здоровому образу жизни зависит от того, насколько учащиеся почувствуют убежденность в его необходимости. Главная ответственность за достижение положительного результата ложится на предметы естественнонаучного и медико-биологического цикла, которые в нашем колледже достаточно разнообразны. При изучении этих дисциплин, учащиеся знакомятся с основными компонентами здорового образа жизни, такими, как рациональное питание, двигатель­ная активность, режим дня, закаливание, нравственное отношение к окружающим людям и природе, личная гигиена, трудовая деятельность, полноценная семейная жизнь. Данные вопросы охватывают все этапы обучения студента в колледже. Начинаясь с курса общей биологии, они получают разностороннее освещение в целом ряде предметов: специальной и возрастной анатомии, физиологии, гигиене, экологии, биохимии, генетики, естествознании с методикой преподавания, основах медицинских знаний.

Например, понятие о рациональном питании студенты получают, рассматривая химическую организацию клетки, структуру, функции и превращения ве­ществ в курсе общей биологии. Затем оно расширяется и наполняется новым содержанием при изучении анатомо-физиологических особенностей пищевари­тельных органов и обменных процессов в организме. В курсе гигиены формируется умение составлять пищевой рацион с учетом энергозатрат, студенты знако­мятся с концепцией здорового питания и доказывают ее положения, привлекая полученные ранее знания. Курс «Основы медицинских знаний» дает учащимся информацию о болезнях, связанных с нарушением питания, причинах пищевых отравлений и мерах первой помощи.


Значимость составляющих здорового образа жизни лучше проявляется при их сопоставлении с наиболее характерными противоположностями: неправиль­ным питанием, гиподинамией, курением, алкоголизмом и наркоманией, безнравственным поведением и их страшными последствиями. Обозначенный круг вопросов поднимается и обсуждается с разных позиций не только на учебных занятиях, но и во внеклассной работе. Традиционными стали у нас мероприятия по профилактике вредных привычек, за нравственное отношение к живому, проводимые в рамках недели кафедры естественнонауч­ных дисциплин. На ежегодных научно-практических конференциях студенты выступают с докладами, посвященными проблемам здоровья и здорового образа жизни и часто выбирают их темами курсовых и дипломных работ.


Педагогический коллектив активно включен в работу; педагоги применяют интерактивные методы обучения здоровью на уроках, классных часах, внеклассных мероприятиях. В колледже традиционно проводятся дни здоровья, а в начале года – неделя здоровья. Эти мероприятия включают в себя конкурсы плакатов по профилактике от ПАВ, психологические тренинги, спортивные соревнования, классные часы на темы: «Здоровье – это…», «Скажим «ДА!» здоровым привычкам».


Ведется совместная работа с Орловским наркологическим диспансером и фондом общественного здоровья «Выбор». В октябре 2008 года прошла совместная акция «Профилактика ПАВ среди молодежи. Я выбираю счастье, здоровье и жизнь!», цель которой – профилактика употребления алкоголя, табакокурения, наркотиков, пропаганда здорового образа жизни.


Сделан первый шаг. Мы понимаем, что, какие бы методы и технологии сохранения и укрепления здоровья не использовались в колледже, ожидаемого эффекта не будет, если у студентов не сформированы потребности и привычки в осознанном и разумном отношении к здоровью, не выработаны умения и навыки совершенствования своего физического и психического здоровья. Предстоит немало работы. Создание здоровой среды невозможно в одиночку, без усилий со стороны каждого, поэтому хотелось бы привлечь к реализации программы муниципальные власти, структуры, непосредственно отвечающие за здоровье населения, СМИ. Мы надеемся на поддержку студентов, родителей, всего педагогического коллектива.


Среди всего многообразия форм работы при обучении студентов вопросам здоровья мы выделяем как наиболее эффективные следующие:

  • дискуссионно-семинарские занятия;
  • практические занятия;
  • психолого-педагогические тренинги;
  • проектные и деловые игры;
  • разбор профессиональных ситуаций.

Подводя итог вышеизложенному, подчеркнем, что все работники образовательного учреждения от директора до каждого преподавателя – должны быть компетентны в вопросах здоровьесбережения. Кроме того, в каждом учебном заведении должен быть специалист, прошедший по этим вопросам профессиональную подготовку и не формально, а по существу отвечающий за постановку работы в данном направлении.


Литература:

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. – М.: Просвещение, 1990.- 127с.

2. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней.-М.: Академия, 2001

3. Митяева А.М. Здоровьесберегающие образовательные технологии. Монография.-Орел:Орлик.2001.200с.

4. Митяева А.М. Педагогика здоровья: учебно-методическое пособие – Орел, ГОУ ВПО «ОГУ»2007.-413с.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*