Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Теоретические и практические аспекты подготовки ремесленников-предпринимателей в Тарко-Салинском профессиональном колледже

06.04.2016 107 122
Шульга Марина Игоревна
Шульга Марина Игоревна, заведующий отделением, преподаватель

Новикова Наталья Сергеевна
Новикова Наталья Сергеевна, методист, преподаватель истории

Тарко-Салинский профессиональный колледж

На протяжении многих веков ремесленничество играло важную роль в формировании молодого поколения, в его профессиональном и социальном становлении. Возникнув на рубеже Древнего мира и раннего Средневековья, ремесленная мастерская, выступив по сути прообразом современной профессиональной школы, стала первой организационной формой обучения и воспитания молодежи, в которой опытный мастер-ремесленник выполнял функции не только рачительного хозяина и работного человека, но и педагога профессионального обучения[1, с. 15].

Понятия «ремесленник», «ремесленная деятельность» сегодня широко используются в национальных законодательствах многих стран. Кроме того, это единая терминология ООН, ЕС и ВТО. Сегодня значительная часть работающего населения планеты трудится на ниве ремесленной деятельности, например, в странах ЕС на ремесленные предприятия приходится в среднем каждое пятое-шестое  рабочее место несельскохозяйственного сектора экономики.

Ремесленными предприятиями называют малые бизнес-структуры (в том числе индивидуальных предпринимателей), которые обеспечивают население товарами или услугами, необходимыми для обустройства их жизни и быта, предназначение которых: от изменения внешнего облика человека до благоустройства его дома. Ремесленные предприятия характеризуются небольшими размерами, территориальной близостью к потребителю, единичным или мелкосерийным производством продукции или услуги, отсутствием пооперационного и технологического разделения труда, большой долей ручных операций, высоким качеством выполняемой работы и некоторыми другими признаками. Такие предприятия занимают существенное место в различных отраслях экономики: строительстве, металлообработке, деревообработке, пищевом, кожгалантерейном, текстильном производстве, бытовом обслуживании, народных промыслах и т.д. Ремесленник – это каменщик, столяр, ювелир, автослесарь, электрик, стеклодув, парикмахер, кондитер и т.д. Главное, чтобы он работал не в цехе крупного производства, а на малом ремесленном предприятии в непосредственном контакте с потребителями.

Современное ремесленничество постоянно обогащается новыми технологическими знаниями, материалами и оборудованием, использует современные коммуникации, производственную кооперацию и специализацию. Потребность в труде работников ремесленных предприятий в последнее время возрастает и в России, что позволяет, в известной мере, говорить о грядущем ренессансе ремесленных форм хозяйствования. Некоторые специалисты уже высказывают мнение о том, что в ближайшие десятилетия возросшее значение ремесла может породить феномен «новой ремесленной экономики». Это утверждение базируется на представлении о том, что новое поколение ремесленных производств будет более совершенно, чем их предшественники. Они будут оснащаться современными технологиями, будут иметь доступ к местным и глобальным рынкам, и, в силу этого, смогут конкурировать с крупными и средними хозяйствующими субъектами. Эти структуры будут динамичными, гибкими, зачастую для достижения поставленных целей будут сотрудничать с крупными компаниями.

Ввиду весьма существенных особенностей профессиональной деятельности ремесленникам требуется и особое образование, отличающееся по структуре, содержанию и методам обучения от существующего профессионального образования рабочих. Для их подготовки необходимы новые образовательные программы, дополненные блоками дисциплин, ориентированных на формирование всех вышеназванных профессионально важных качеств ремесленника, необходима особая научно-методологическая и организационно-методическая основа, по-существу, для этого требуется создать новый вид образования – профессиональное ремесленное образование.

Однако в России существенное увеличение количества малых ремесленных предприятий не сопровождалось созданием системы подготовки кадров для них. Сложилась парадоксальная ситуация – кадры продолжают готовить на основе образовательной модели, которая была создана в период, когда ремесленничество целенаправленно вытеснялось из экономической системы страны. За годы рыночных преобразований произошли колоссальные перемены во всех сферах жизни общества, сменились государственная политика, идеология, социально-экономическая формация, производственные отношения. В изменившихся условиях общественной жизни уже «выросло» и сформировалось новое поколение. Существенно изменились за эти годы и требования, предъявляемые к качеству подготовки специалистов – выпускников профессиональных учебных заведений. Казалось бы, на эти «вызовы» времени система профессионального образования должна была отреагировать глубокой переоценкой основополагающих целей, установок, принципов, задач, содержания, требований к качеству подготовки выпускников и т.д., и т.п.

Ремесленные профессии относятся к рабочим профессиям. Однако, в виду существенных отличий в содержании труда и трудовой квалификации они образуют особую группу. В отличие от рабочего индустриального типа, имеющего ограниченный операционный функционал, ремесленник должен в совершенстве владеть всеми трудовыми операциями технологического процесса. При этом он еще должен уметь работать с клиентами, знать экономическую сторону выполняемой работы, осуществлять контроль за качеством изготовления и нести за него ответственность. Кроме того, часть ремесленников работают индивидуально или руководят небольшими предприятиями, выполняя, таким образом, еще организационные и управленческие функции. Столь разноплановая по своим характеристикам деятельность ремесленника позволяет утверждать, что для российского рынка труда он является работником нового типа.

В настоящее время становление ремесленного образования, как нового вида профессионального образования для нашей страны является перспективной научной проблемой и важной системно-прикладной задачей [2, с. 62-64]. Под профессиональным ремесленным образованием понимается самостоятельная ветвь профессионального образования, которая обеспечивает подготовленность выпускников к профессиональной деятельности по ремесленным профессиям или специальностям [3, с. 49].

Деятельность ремесленника-предпринимателя предполагает более высокие требования к знаниям, умениям и навыкам, чем к ремесленникам-мастерам. Для успешной профессиональной деятельности будущему ремесленнику-предпринимателю необходимо сформировать базовые предпринимательские качества, развивать способности к самоорганизации, саморазвитию. Все это может начинаться и с общеобразовательной школы (факультативы, тренинги, семинары), и, продолжится в рамках программ подготовки квалифицированных рабочих кадров или программ подготовки технологов и специалистов-управленцев.

Формирование профессиональной компетентности студентов является одной из ведущих задач модернизации Российского профессионального образования, которое нашло отражение в концептуальных документах в области долгосрочного социально-экономического развития как Российской Федерации в целом, так и отдельных регионов [4].

C 2012 г. в Тарко-Салинском профессиональном колледже Ямало-Ненецкого автономного округа внедряются элементы ремесленного образования, направленные на повышение качества подготовки выпускников, а также на изменение структуры и содержания подготовки рабочих.Уникальность реализуемой практики заключается в том, что в результате подготовки  формируется профессионально компетентный, квалифицированный рабочий в  сфере малого бизнеса, способный не только работать, но и самостоятельно организовать свою деятельность.Реализуя эту задачу, работниками колледжа были изучены существующие в других регионах теоретические и практические наработки по проблеме подготовки работников для малых ремесленных предприятий. В частности, мы знакомились с опытом обучения ремесленным профессиям, полученным в Уральском колледже технологии и предпринимательства г. Екатеринбурга, особенностями немецкой модели дуального обучения, научно-методической базой в области ремесленного образования, нарабатываемую специалистами Российского государственного профессионально-педагогического университета.

В итоге была разработана образовательная модель обучения по некоторым ремесленным профессиям в условиях северного региона, таких как «Мастер отделочных строительных работ», «Автомеханик», «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования». Инновационными компонентами такого обучения стали учебные дисциплины отраслевой специализации «Основы предпринимательства», «Экономика организации», «Основы деловой культуры». Они были введены в учебную программу за счет вариативной ее части, и ориентированы на специфику предпринимательства в сфере ремесленничества.

С целью диссеминации нарабатываемого опыта нами былразработан ряд образовательных продуктов: 1. Учебно-методический комплекс по внедрению элементов ремесленного образования в программы подготовки квалифицированных рабочих.  2. Учебно-методическое пособие «Использование стендового оборудования как эффективный способ повышения качества обучения», рекомендованное к использованию региональным институтом  развитияобразования Ямало-Ненецкого автономного округа.

Для развития деятельностной компетенции, будущие ремесленники проходят стажировки на малых предприятиях, изучая организацию предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса, получая по его завершению сертификат, выдаваемый колледжем совместно с частными предприятиями. Также темы по ведению малого бизнеса и правилам делового этикета были включены в рабочие программы производственной практики.

Продолжают укрепляться международные связи колледжа с немецкими партнерами по обмену опытом в области ремесленного образования. Проводятся психологические тренинги для повышения мотивации обучающихся.Осуществляется развитие социального партнерства между профессиональным колледжем, руководством Пуровского района и г. Тарко‑Сале и малыми предприятиями города и района.

C 2012 г. на базе колледжа начала работать стажировочная площадка по реализации компетентностного подхода в экспериментальных программах по ремесленным профессиям. Целью деятельности стажировочной площадки является трансферт научно-педагогических знаний и обучающих технологий в области ремесленного образования, через организацию системы повышения квалификации, в т.ч. в форме стажировки,  руководящих и педагогических работников учреждений профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа, реализующих образовательные программы по подготовке специалистов ремесленного профиля. Задачи:

  1. Разработка и реализация программ повышения квалификации для руководящих и педагогических работников образовательных организаций округа.
  2. Разработка и диссеминация научно-методических и учебно-методических материалов, предназначенных для обучения по ремесленным профессиям и специальностям в профессиональных образовательных организациях.
  3. Организация и проведение научно-методических мероприятий по профилю стажировочной площадки.

Основной идеей деятельности стажировочной площадки является положение о том, что  существующая модель ремесленного образования является живым учебно-воспитательным про­цессом, в результате которого формируется профессионально компетентная и социально ответственная личность, обладающая высокой конкурентоспособностью и профессиональной мобильностью на современном рынке труда.

Научно-методическое руководство деятельности стажировочной площадки осуществляет научно-образовательный центр развития ремесленничества при Российском государственном профессионально-педагогическом университете. На базе стажировочной площадки уже прошли краткосрочную стажировку и получили документ о повышении квалификации около семидесяти работников системы профессионального образования автономного округа.

Разработанные технологии, модели и системы обучения, являются универсальными и могут использоваться при подготовке кадров по другим ремесленным профессиям и в других регионах страны. Что позволит выпускникам быстро адаптироваться на рынке труда, сохранить социальную защищенность и профессиональную конкурентоспособность, комплексно  и качественно решать образовательные задачи.

Список источников:

  1. Проблемы становления  профессионального  ремесленного образования в России: коллективная монография / Г.М. Романцев, Э.Ф. Зеер, А.В. Ефанов [и др.]; под науч. ред. Г.М. Романцева. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2012. 233 с.
  2. Романцев Г.М., Ефанов А.В. Ремесленники XXI века: впереди эпоха Ренессанса // Аккредитация в образовании. 2012. № 12 (60). С. 62–64.
  3. Романцев Г. М.Колобков И.А. Ремесленное профессиональное образование как одно из направлений реформирования профессионального образования // Образование и наука. 2006. № 5(41). С. 45–51.
  4. Стратегия социально-экономического развития ямало-ненецкого автономного округа до 2020 года. Утверждена постановлением Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 декабря 2011 г. № 839. Источник: http://spb-venchur.ru/regions/123/strategyyanao.htm



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*